Архитекторы выстраивают дома в подобие следующей ландшафту изолинии – получается «пиксельная» волнообразная змейка, которая тянется вдоль всей набережной. Второй принципиальный момент – жилая застройка придвинута максимально близко к воде. Таким образом абсолютно все дома, за исключением четырех особняком стоящих башен, располагаются на «первой линии». Это не гарантирует, что все 100% квартир получают прямые виды на Волгу, но показатель стремится к наибольшему значению из возможных.
Из упомянутых особенностей следуют еще одна: линия домов служит своеобразной границей, по одну сторону которой находится набережная с активной общественной жизнью, по другую – тихие дворы с признаками парков и более размеренным ритмом. Проницаемость же достигается за счет улиц, арок и выходящих на две стороны коммерческих помещений.
Здания школы, детских садов и спортивного центра тяготеют к транспортной артерии. Дорога-дублер улучшает их доступность и снижает трафик в жилой зоне, а широкий променад защищает от шумового и атмосферного загрязнения.
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Генеральный план
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Генеральный план
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Транспортный каркас
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Генеральный план пространства на набережной со стороны двора
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Видовые характеристики
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Планировочные решения
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Обеспечение нормативной продолжительности инсоляции
© Студия 44
«Изолиния» на самом деле отличается от кварталов не радикально. По сути, это их «развертка»: каждый отрезок «змейки», состоящий из секций с разной высотой и фасадами, можно было бы «свернуть» до привычного урбан-блока. Перепады высот, сдвижка секций и колористика, помноженная на пластику и контраст материалов, помогают избежать ощущения стены. Это вообще один из важных для студии приемов – парцелляция многоквартирной застройки до комфортных для восприятия масштабов. Предполагалось, что на следующей стадии проработки проекта участки будут разделены на лоты и распределены между разными архитектурными бюро.
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Этажность
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Материалы фасадов
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
© Студия 44
Дополнительная информация, о которой мы не упоминали в предыдущих текстах о конкурсных решениях: часть будущего микрорайона относится к зоне ТИР, другая – КРТ. На генплане «Студии 44» их граница совпадает с широким бульваром между «лучевой» школой и детским садом.
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Баланс ТИР
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Баланс КРТ
© Студия 44
Как уже говорилось, «изолиния» создает две «оппозиции» – речную и дворовую. Благодаря волнообразному характеру застройки территория набережной расширяется курдонерами, в которых образуются площади и пьяцетты, куда выходят коммерческие помещения первых этажей – магазины, кафе и рестораны с уличными столиками, которые создают несколько даже курортную атмсоферу и способствуют активной жизни, превращая верхний уровень набережной в главное общественное пространство района. Также на верхнем уровне проложена велосипедная дорожка.
Средняя и нижняя часть набережной не перегружена объектами и представляет собой скорее променад со смотровыми площадками и спусками к воде. Такое решение, кажется, создает пространство для замедления и относительно спокойного созерцания. Естественные изгибы береговой линии, а также перепады рельефа создают множество ракурсов, с которых застройка раскрывается по-новому.
Якорным объектом выступает яхт-центр с причалами и вейк-станцией – этот вид спорта привносит разнообразие в зимний сценарий использования набережной. Зимой также предлагается использовать естественный рельеф в качестве горки для катания на санках и ватрушках, а вставший лед Волги расширяет пространство для пеших или лыжных прогулок.
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Набережная
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Набережная
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Набережная
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Набережная
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Пространства на набережной и со стороны двора. Речное кафе
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Пространства на набережной и со стороны двора
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Пространства на набережной и со стороны двора. Пешеходная галерея
© Студия 44
Остров, расположенный недалеко от берега, относительно набережной насыщен функциями более плотно: здесь есть и пляж, и открытый бассейн с сауной, кафе, устроенные вокруг пруда амфитеатры, беседки и кафе. Поскольку весной остров затапливается, дорожки и павильоны приподняты на сваях.
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Парк-остров
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Парк-остров. Прогулочный маршрут
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Парк-остров. Летний кинотеатр
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Парк-остров. Пляж
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Парк-остров. Летний бассейн с сауной в Волге
© Студия 44
Пространства по другую сторону «изолинии» в большей степени настроены не на реку, которая тут и там виднеется в арках и створах улиц, а скорее на зеленый холм, набирающий высоту за дорогой. Здесь включаются другие сценарии, поскольку не всегда человеку нужен ветер и простор. Чем ближе к дороге, тем более «городским» становится пейзаж. Переходным звеном служат четыре башни, которые стоят особняком и потому «одеты» в стекло.
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Пространства на набережной и со стороны двора. Пространство двора
© Студия 44
Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Пространства на набережной и со стороны двора. Фрагмент набережной
© Студия 44
Оригинальный генплан не только подчеркивает идентичность места, но и реализует потенциал, заложенный в размере участка, сохраняя обширные территории для озеленения и рекреации. Стоит сказать, что решение довольно рискованное и смелое – при такой плотности нужно виртуозно работать с массой, чтобы вместо чувства тесноты и нагромождения зритель чувствовал интерес и задерживал взгляд, следуя сложной линии застройки.