Россия,Санкт-Петербург.Большой Сампсониевский проспект, дом 30, корп. 2, литер А
Мастерская:
А2
Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Авторский коллектив:
Проектировщик: А2
при участии: архитектурная мастерская Столярчука
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Проект, подготовленный бюро «А2» при участии мастерской Столярчука, – еще один жилой комплекс для «лоскутного одеяла» Выборгской стороны. За последние годы этот район на берегу Большой Невки преобразился радикально и стремительно, словно декорации в театре: в прошлом акте еще были фабрики и склады, а вот их уже сменили современные жилые кварталы с дворами без машин. И хотя масштаб дома «А2» по сравнению с предшественниками достаточно скромен и критически не меняет градостроительную ситуацию, он всё же оказывает влияние на речную панораму – по этой причине и был вынесен на рассмотрение Градостроительного совета.
Дом на Большом Сампсониевском проспекте. Современная окружающая архитектурв
Дом тянется вдоль улицы Фокина. Со стороны реки его «подпирает» бизнес-центр «Нобель» советского периода, доминанта несколько случайная. Рядом с ним – особняк заводоуправления Механического завода «Людвиг Нобель», построенный оглядкой на итальянские палаццо – его красивые окна давно уже заколочены. Небольшая высота особняка и делает комплекс «А2» хорошо заметным с перспективных точек.
С противоположной стороны дом заворачивается одной секций в глубину участка и аркой соединяется с производственным цехом завода «Людвиг Нобель», который будет приспособлен под ледовую арену. Напротив уже ведется строительство жилого комплекса по проекту мастерской Евгения Герасимова.
Секции дома решены более или менее одинаково: светлые выступающие элементы чередуются с кирпичными нишами, что задает ритм и пластику. Дворовый фасад идентичен уличному. Первые три этажа соответствуют по масштабу и материалу кирпичному цеху завода, а последний десятый этаж отступает от карниза, образуя террасу.
Владимир Григорьев и Максим Атаянц похвалили рисовку фасадов, а Сергей Орешкин предположил, что «большая горизонталь требует большей дифференциации, ризалиты ее не спасают».
Наибольшая часть критики касалась композиции и объемно-пространственного решения. Владимир Григорьев обратил внимание на то, что участок г-образной формы не обязательно требует такой же планировки: «дом начинает загибаться, как будто формирует перекресток, что градостроительно не оправдано». В данном же проекте угловая секция еще и дополнительно акцентирована материалом и высотой.
Также сомнения вызвал противоположный торец – его назвали обрубленным и агрессивным, смутило и небольшое расстояние до бизнес-центра – всего 12 метров.
Максим Атаянц отметил, что «положение дома-пластины под прямым углом к набережной предъявляет особые требования к силуэту, а значительная часть проблем проекта связана с плоским абрисом».
Дом на Большом Сампсониевском проспекте. Развертка фасадов