Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Ворота в горы
Карачаево-Черкессия – единственная республика Северного Кавказа, в которой нет аэропорта. При этом в ее пределах располагаются объекты с потенциально огромной туристической емкостью – Эльбрус, Архыз, Теберда и Домбай. Люди приезжают сюда круглый год – ради горных лыж зимой и прогулок среди захватывающих пейзажей летом. Добираться приходится через Минеральные Воды, куда туристический поток также возрастает с каждым сезоном. В ближайшие годы ожидается развитие курорта Эльбрус и Приэльбрусья, а курортом «Архыз» уже вовсю занимается управляющая компания с одноименным названием. Ускорит этот процесс и строительство автодороги, которая соединит курорты Архыз и Красная поляна.
Словом, определенно назрела и необходимость строительства аэропорта.
Новый пассажирский терминал аэропорта Кавказа. Конкурсная концепция. Точки притяжения туристов
В 2023 году холдинг «Аэропорты Регионов» провел закрытый конкурс на концепцию здания – это будет четвертый по счету аэропорт, который компания планирует построить полностью «с нуля». Известно, что к конкурсе приняли участие бюро APEX и Мегабудка.
Победителем же вышел KPLN.
Аэропорт будет построен недалеко от станицы Зеленчукская, на берегу реки Большой Зеленчуг. Путь до Архыза от него займет 1,5 часа, до Домбая – 2,5, до Черкесска – 45 минут.
Новый пассажирский терминал аэропорта Кавказа. Конкурсная концепция. Схема расположения участка
В поисках образа архитекторы KPLN обратились к природе региона и остановили свой взгляд сначала на величественных хвойных деревьях, определяющих ландшафт предгорий. А затем перешли, как сейчас принято, в макромасштаб и рассмотрели «вблизи» иголки и семена – прежде всего семена, в которых обтекаемый треугольник ядра снабжен изящным «парусом»: он помогает семенам летать, а деревьям – расширять ареал обитания. Аэродинамическим свойствам семян посвящены целые исследования – существует даже такой термин, как «коэффициент парусности». Ну, то есть, они тоже немного самолеты. Что помогает объединить – по смыслу – функцию аэропорта с «духом места». Да и в целом освежает взгляд, поскольку тема полета чаще уводит архитекторов к более предсказуемым сущностям: птицам, турбинам и облакам, а тут вот, пожалуйста – семена пихты.
Новый пассажирский терминал аэропорта Кавказа. Формообразование
План здания повторяет очертания своего прообраза – вытянутого треугольника со скругленными углами. Но ядро архитекторы перемещают в центр и превращают в атриум. Длинной стороной треугольник развернут к летному полю, а противоположный угол стрелкой указывает на автомагистраль и реку. Направление этой стрелки эхом повторяется в «пятне» со скверами и парковками, а затем «гасится» в круге разворотного движения. На визуализации круг напоминает линзу, через которую терминал проецируется как несколько уменьшенное отражение соседней возвышенности.
С дальних ракурсов и особенно со стороны дороги терминал напоминает рощу с ясно различимыми стволами деревьев и густой кроной. За крону отвечает полностью озелененная кровля – после реализации она встанет в ряд крупнейших подобных решений в России, которых и сейчас не то чтобы много: с ходу в этой «весовой категории» вспоминается разве что парк «Зарядье» и музей «Куликово поле», чуть скромнее – Музей археологии дерева в Свияжске.
В «роще» есть не только деревья, но и холм, который архитекторы располагают на границе пространств. Часть его «выплескивается» наружу и встраивается в композицию входной группы, организованной под широкой консолью козырька. Консоль поддерживают «пучки» колонн с деревянной отделкой, напоминающие хвою, а в тонких рейках «подложки» козырька можно увидеть сходство с пластинчатым гименофором – оборотной стороной гриба вроде рыжика, лисички или груздя.
Новый пассажирский терминал аэропорта Кавказа. Входная зона
Вторая часть холма становится центральной частью зоны ожидания. Внутри прячется небольшое кафе с террасой, а также капсульный отель – пожалуй, пребывание в нем из досадной необходимости, обусловленной слишком ранним или поздним рейсом, может превратиться в отдельное впечатление. Пространство для отдыха и ожидания под открытым небом – еще одно исключительное решение в типологии аэровокзала. Даже в том случае, если не получится разместить в нем столь же живописные кедры, какие мы видим на визуализациях. А хотелось бы!
Ну и в принципе интересно себе представить: гигантское семечко пихты приземляется на землю, и «прорастает», сначала объемом аэропорта, затем внушительными деревьями своей величественной породы.
Снаружи залы вылета и прилета разделяет холм. Зайдя внутрь, пассажиры перед отлетом попадают в светлое и приветливое пространство с интуитивно понятными и линейно расположенными функциональными зонами: за стойками регистрации следует досмотр, затем зал ожидания с панорамным остеклением, островками кафе и ритейла, а также выходом к холму-отелю. Эскалаторы ведут на второй «галерейный» уровень, где располагаются служебные помещения и залы ожидания повышенной комфортности.
Новый пассажирский терминал аэропорта Кавказа. Конкурсная концепция. Функциональное зонирование 1 этажа
В оформлении внутренних пространств используются те же приемы, что и снаружи. Огромные «хвоинки» колонн и кустарники, – последние в таком масштабе напоминают пышный мох. Пучки колонн и деревянные рейки дополняет озеленение в кадках, светодиодные «реки» помогают в навигации, а тонкие рамы витражей имитируют завесу дождя или водопада.
С одной стороны, все эти темы, реальные растения и их укрупненные элементы – отличная, к слову сказать, альтернатива размещению поднадоевших пейзажных «фотообоев», – помогают эмоционально продлить, или наоборот, начать, пребывание в контексте кавказских ландшафтов.
С другой стороны – если подумать, то можно «поймать» любопытный эффект: все мы в детстве читали книги, где герои уменьшаются и смотрят на мир с позиции муравья или говорящего пирожка. Главная среди них, конечно, Алиса в стране чудес, но есть и немало других, хотя бы приключения Карика и Вали Яна Лари или другое, еще более позднее, советское подражание – «В стране дремучих трав» Владимира Брагина. Безусловно, современная архитектура не грешит буквализмом и никакой похожей на свой прототип увеличенной ромашки в этих зданиях не найдешь. Но сам путь поиска образности – повторимся, актуальный и пока не исчерпанный – лежит где-то в этом пространстве парадоксального изменения точки зрения и масштаба позиции наблюдателя. Что очень полезно как для «остранения» формы, так и для развития фантазии. И впрямь: представим себе, что эти деревянные ламели – пластинки гриба (кстати, в горах Кавказа растут лисички), а пучковые колонны – хвоя, их поддерживающая, и сразу жить как-то немного любопытственнее.
Те же сюжеты получают продолжение снаружи. От парковки терминал отделяет благоустроенная полоса с островками зелени, чьи очертания вторят всё тому же семечку пихты. Монотонную рядность автомобилей архитекторы оживляют зелеными лентами и островками.
Новый пассажирский терминал аэропорта Кавказа. Благоустройство территории
Планируется, что аэропорт будет построен до конца 2028 года, и следить за процессом будет интересно. Если все задуманные решения удастся реализовать, то «воздушные ворота» Карачаево-Черкессии станут одной из ее существенных, , чтобы не сказать знаковых, достопримечательностей, достойных осмотра и внимания.