Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

20.08.2024

Прибытие на склад

Алёна Кузнецова
Объект:
Терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСЖМ-1 в Петербурге
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург.
Мастерская:
Первый проектный институт
Авторский коллектив:
Первый проектный институт

Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.

В 2028 году от Площади Восстания в Петербурге до Комсомольской площади в Москве можно будет добраться за два с небольшим часа. Учитывая центральное расположение вокзалов, получается быстрее и удобнее, чем на самолете. Что, впрочем, создает другие сложности: построить с нуля терминалы, соответствующие новым технологиям перевозок, не получится, а нагрузка на улично-дорожную сеть в уже проблемных местах возрастает кратно. В Петербурге конкорсы – распределительные залы для пассажиров – приходится встраивать в существующую историческую и жилую застройку. Проектировщики – Ленгипротранс и «Первый проектный институт» – пошли по пути соединения сверхскоростей со старой кирпичной кладкой. 
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Социальная значимость
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Социальная значимость
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
В северной столице для размещения терминала ВСЖМ-1 освобождаются пригородные пути Московского вокзала. Электрички до Колпино и Тосно будут отправляться с ТПУ «Волковская», что положительно скажется и на их загрузке – сейчас подать в пиковые часы больше составов нет возможности. 
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Схема переноса пригородного сообщения
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Схема переноса пригородного сообщения
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
По данным, которые привел Рубен Тертерян, 85% населения Петербурга живет в 45-минутной транспортной доступности от Московского вокзала, что не сравнимо с аэропортом «Пулково», который все еще не получил своего аэроэкспресса. Уже сейчас железная дорога выигрывает в объеме перевозок пассажиров между столицами: за прошлый год билеты на поезд купили 4,9 миллиона человек, на самолет – 4,5. Как пояснил главный инженер Октябрьской железной дороги Виктор Иванов, к 2030 году планируется перевозить 23 000 000 человек в год. Для этого в Петербурге необходимо шесть специализированных путей и три островных платформы для обслуживания не менее 42 пар поездов ежедневно.

Поскольку пассажиропоток и нагрузка на Площадь Восстания увеличится в разы, одной из первостепенных задач было равномерно распределить потоки. Поэтому у терминала ВСЖМ будет три точки входа.
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Пассажиропотоки 2051 г.
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Пассажиропотоки 2051 г.
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Пассажиропоток
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Пассажиропоток
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Северный вход
Находится со стороны существующего вокзала, который ждет реконструкция. Предназначен для пешеходов и пассажиров, прибывающих на метро. Вход в терминал осуществляется по «пригородному» двору с существующим выходом из метро «Площадь Восстания». Далее по эскалатору пассажиры поднимаются на уровень конкорса.  
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Текущая ситуация
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Текущая ситуация
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Северная сторона
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Северная сторона
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Восточный вход
Располагается со стороны ЖК «Царская столица». Предназначен для личного транспорта и такси. Военная улица, фронт которой по большей части формируют паркинги, будет реконструирована для устройства подъездов и разворотного кольца. Часть путей уберут, чтобы разместить три автоперрона и стоянку-накопитель для электронной очереди такси. С автоперронов эскалаторы будут поднимать пассажиров на уровень +10, где над железнодорожными путями располагается конкорс с досмотровой зоной. Потоки прибывающих и отправляющихся пассажиров жестко не разделяются. Архитектурные решения схожи с западной частью терминала. 
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Восточная сторона © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Восточная сторона
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Восточная сторона © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Восточная сторона
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Фрагмент восточной стороны © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Фрагмент восточной стороны
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Фрагмент восточной стороны © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Фрагмент восточной стороны
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Фрагмент восточной стороны © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Фрагмент восточной стороны
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Восточная сторона. 3 этаж © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Восточная сторона. 3 этаж
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Восточная сторона © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Восточная сторона
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Западный вход
Располагается со стороны Лиговского проспекта и ориентирован на общественный транспорт – такси и экскурсионные автобусы. Здание бывшего завода лимонной кислоты, построенного в 1976 году на месте фабрики «Бликген и Робинсон», заменят новым. За ним появится внутренняя «техническая» площадь для распределения транспорта.
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Поправка в 820-7
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Поправка в 820-7
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Фрагмент западной стороны © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Фрагмент западной стороны
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Западная сторона © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Западная сторона
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Западная сторона. 1 этаж © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Западная сторона. 1 этаж
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Западная сторона. 3 этаж © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Западная сторона. 3 этаж
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Фрагмент западной стороны © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Фрагмент западной стороны
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Фрагмент западной стороны © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Фрагмент западной стороны
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА

Склады северного страхового общества Кокоревых планируют сохранить и превратить в один из главных входов в терминал. Минуя кирпичные стены пассажиры по эскалаторам будут подниматься на уровень белоснежного и современного конкорса с колоннами, напоминающими деревья с раскидистой кроной. Далее пассажиры спускаются к перронам, защищенным климатическими козырьками.
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Западная сторона © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Западная сторона
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Западная сторона © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Западная сторона
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Западная сторона © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Западная сторона
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Западная сторона © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Западная сторона
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Западная сторона © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Западная сторона
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Запуск этой части терминала синхронизирован с вводом станции метро «Лиговский проспект-2», ее вестибюль будет интегрирован в навигационные схемы терминала. Сейчас рассматривается пять вариантов размещения вестибюля. Павел Соколовский сообщил, что на вестибюль метро «Лиговский проспект-2» будет проведен архитектурный конкурс.
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Интеграция с метро
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Интеграция с метро
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Интеграция с метро
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Интеграция с метро
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Разработка проекта заняла четыре года, несколько раз он уже обсуждался на консультационных заседаниях Градсовета, после чего был существенно доработан. Если первые варианты, как выразился Никита Явейн, напоминали «непрофессиональный бред», то теперь это уже «функционально более или менее утрясенная работа».
Повторение ошибок Пулково  
 
Большую часть обсуждения посвятили транспортной схеме, движению пассажиров и парковкам. Все знают, как нервно и бестолково бывает в зоне отправления и прибытия аэропорта Пулково, а терминал ВСЖМ во многом дублирует примененные там решения. 
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Схема движение транспорта
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Схема движение транспорта
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Общая схема
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Транспортный каркас. Общая схема
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Никита Явейн отметил, что несколько транспортных решений шокируют: из-за узких пространств, в которые упираются встречные потоки пассажиров, импульсивная волна в 2000 человек в час будет «сносить» приезжающих. Также не предусмотрено никаких резервов для неизбежного развития главного вокзала города.

Такая вынужденная миллиметровка, по мнению Сергея Бобылева – следствие того, что РЖД продает свои территории под застройку жилыми комплексами и торговыми центрами. Теперь пассажиров, приезжающих в столицу, будет встречать не Собор Феодоровский иконы Божьей Матери, построенный как символ связи двух столиц, и товарная площадь перед ним, а Кокоревские склады. Павел Соколовский посоветовал эксперту «вытереть слезу».
 
Сергей Орешкин согласился, что все проблемы Пулково транслируются на терминал, «священные белые пятна РЖД никак не задействованы», а внятные расчеты и схемы не представлены.
 
Решить часть проблем, по мнению высказавшихся, может разделение на прибытие и отбытие в двух уровнях. Феликс Буянов также предложил сделать в восточной части многоэтажный паркинг для временного хранения автомобилей. 
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. План 1 этажа © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. План 1 этажа
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. План 2 этажа © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. План 2 этажа
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. План 3 этажа © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. План 3 этажа
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Разрез © Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Разрез
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Компромиссная архитектура
Рецензент Феликс Буянов констатировал, что с архитектурной точки зрения предложенное решение – компромисс, который может вызывать досаду из-за несоответствия масштабу проекта. Павел Соколовский отметил, что терминал, учитывая его размещение – больше интерьерное решение, чем экстерьерное, поэтому и не надо делать из него архитектурное событие. Михаил Мамошин посчитал, что организован качественный диалог с городским окружением, терминал не диссонирует с видовых точек. В целом архитектурное решение вызвало наименьшее количество замечаний, многие признали конкорсы и транзитные зоны удачными. 
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Итог
«За» проголосовало 20 человек, «против» – всего 1.
 
Члены Градостроительного совета «принципиально одобрили архитектурно-градостроительный облик терминала с учетом доработки проекта по высказанным замечаниям и предложениям в рабочем порядке. 
 
В случае необходимости доработанный с учетом высказанных замечаний и предложений архитектурно-градостроительный облик может быть рассмотрен на заседании рабочей группы Градостроительного совета».
 
Официальное начало строительства – в этом году.