Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Центр «Зотов», с тех пор как открылся в здании хлебозавода №5, удивляет упрямой фундаментальностью выставок. Несмотря на то, что собственной коллекции у центра нет, экспозиционных проектах много подлинников, а информационная насыщенность временами даже зашкаливает – большие выставки «Зотова» лучше смотреть с экскурсиями, они вполне искрометны, а потом еще раз самостоятельно. Заметила, не меньше половины посетителей так и делали.
Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма» сейчас работает последние дни и на нее, правда, стоит заглянуть, пока не разобрали. Здесь внушительный список музеев и коллекций в источниках, два куратора основных и два дополнительных, еще два научных консультанта, тексты от семи авторов, какое-то огромное количество макетов новых и исторических, – словом, все серьезно. Диапазон времени выбран немалый: 1917–1937 годы, и в целом создается впечатление, что нам показывают некоторую, чуточку альтернативную и увиденную под несколько иным, чем обычно, углом, историю Советской России довоенного периода. Похожее ощущение появляется на выставке «Квадрат и пространство» в ГЭС-2, так что кажется – не зря они параллельно со своими новыми ракурсами.
Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Как к любому новому взгляду, появляются вопросы.
Выставка заявлена как посвященная архитектуре конструктивизма, и во многом это так и есть, но в кураторском манифесте на стене очень рано всплывают слова о жизнестроительстве, и кажется, они «разливаются» по всей выставке. В общем-то недаром открывает экспозицию объект Юрия Аввакумова, где «рабочий и колхозница» из винтиков металлической конструкции помещены внутрь другой конструкции, похожей на башню III Интернационала Владимира Татлина, как будто наглядно демонстрируя, что с человеком делает жизнестроительство как парадигма.
Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру При желании тут можно увидеть некий скепсис, но я очень сомневаюсь, что он есть. Хотя может быть, есть у Аввакумова. Еще может быть та же нота присутствует у авторов другого современного объекта в составе выставки – по современной моде они тут есть, хотя немного – на шахматной доске по эскизам студентов B&D пешки сделаны в виде шестеренок. Пешки-винтики.
Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Еще можно посмотреть на то, как ровным строем встали на витрине ясельные поилки – чувствуют, что служат будущим красноармейцам... Или вот картина новосибирской новостройки 1930-х: похоже не заставку из мультика про котенка Гава, на первом плане такие черные избы, а на фоне – не многоэтажные дома, а конструктивизм, и какой! Здание НКВД.
Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Но таких точек немного вывод кажется натяжкой наблюдателя, стремящегося обнаружить что-то такое, комментирующее. На самом деле, если быть объективным, выставка скорее исследует феномен раннего советского жизнестроительства. Смотрит на него с очень разных сторон – поэтому тут много, как-то даже очень много разделов. Это как книга, в которой много глав, а внутри них еще и подглавы, этакая монография, авторы которой стремятся объять крупное явление целиком, заранее понимая, что целиком не получится, однако, прямо как деятели первых пятилеток, энтузиазма не оставляют.
Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Тематические блоки разные: «Лаборатория жизни» состоит из экономики, эргономики – так и не спросила, использовали ли в 1920-е годы этот термин, – света, формы, цвета; а потом – бух! – дома-коммуны. Рядом: кварталы-бани-города-больницы-санатории, но и «Чагода», и Московско-Нарвский район – разделы, посвященные отдельным проектам и сюжетам. Много про спорт, ГТО, – но лидируют шахматы, и именно на их примере тут показывают, как эволюционировал образ шахматного столика от конца 1920-х к 1930-м.
Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Есть раздел про дискуссию урбанистов и дезурбанистов и про транспортные потоки; огромный – именно у него четыре дополнительных куратора – блок посвящен индустриализации и новым заводам. Там тоже есть щемящий душу экспонат: «коза», приспособление, с помощью которого рабочие переносили кирпичи на стройках коммунизма. В том же разделе ароматические композиции Ирины Суворовой – возможность понюхать промышленный быт; пахнет он в основном солидолом.
Экспозиционный дизайн от бюро Ольги Трейвас основан на колористике Михаила Матюшина, чьи выкраски показаны в подразделе Цвет, и она составляет одно из ключевых впечатлений выставки, поскольку посетитель, попадая в экспозиционное пространство, обязательно погружается в него. Оно как правило важный, чтобы не сказать главный, экспонат. И в данном случае – тоже формирует новый ракурс. В принципе все, кто интересуется, знают о цветовой раскладке дома Наркомфина и ее, довольно значительном, разнообразии оттенков. Тем не менее за последние 50 или 70 лет изучения авангарда все – особенно архитекторы – привыкли ассоциировать его с красным, черным, белым и серым, и эти цвета заметно навязли в зубах.
Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Трейвас красит выставку на основе исследований Матюшина, и получается некий «взрыв мозга», поскольку преобладают совершенно не привычные цвета. Особенно – сиреневый, и как ни крути, о нем думаешь, что он очень моден сейчас, все ходят в сиреневых штанах; а потом, почти сразу, вспоминаешь дом Мельникова с его пастельной лирикой оттенков; и еще то, что Мельников в быту любил мещанскую обстановку. Не исключено, что все это тоже домыслы, но от раскраски этих стендов, правда, начинают как-то иначе ворочаться шестеренки в голове. Коричневый, которого тоже много, мгновенно напоминает экспозицию Никиты Явейна на биеннале, тоже посвященную транспортным потокам. Оранжевый во внутренней части сиреневого кажется намеком на раскаленную домну; тогда сиреневый – это советский санаторий?
Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Но более всего привлекателен заключительный акцент, тут надо отдать должное: выставка не проста и нельзя сказать, что не утомляет, но режиссура в ней, определенно, есть. Ближе к концу на стендах начинают роиться цитаты, в том числе отвратительные, из разряда советской травли – несложно вспомнить, что этот прием уже использовали в первом зале выставки Мельникова в Музее архитектуры. Тоже погружают в атмосферу.
Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру За ними следует павильон с голубыми стенами снаружи и черными внутри, в нем – доски-фанерки с «Городом солнца» Ивана Леонидова. Они сделаны по время войны, в 1940-е годы, и очень напоминают иконы, да и все вместе напоминает святилище. Только изображены там башни, одна похожа на башню Татлина – и тут выставка закольцовывается от начала до конца, а три другие так похожи на башни Пресни-Сити, окружающие центр «Зотов», что слов нет. Очень удивительное место удалось создать кураторам в этом, посвященном Леонидову, павильоне.
Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма», центр «Зотов», 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Поскольку выставка большая, тут можно было бы о многом порассуждать и поспекулировать. Но меня больше всего зацепило слово «конструктивизм». У авангарда вообще все хорошо с названиями направлений, -измов было много. Центр называется – изучения конструктивизма; на самой первой выставке показывали и живопись, и одежду конструктивизма. Сейчас архитектуру, раздвигая рамки аж до 1937 года, хотя я привыкла думать, что архитектурному авангарду конец начал наступать около 1931. Весь третий этаж – второй этаж выставки, собственно, посвящен «постконструктивизму». Именно тут присутствует «сталинский» шахматный столик с его классицизирующими странностями. Но судя по впечатлению, которое остается, все тридцатые годы тоже были «конструктивизмом», именно так действует перенос акцента с формы на жизнестроительство и подвиги промышленности.
И картина развития истории архитектуры становится какой-то другой.
Хотя себя можно успокоить, решив, что выставка – не про стилевые нюансы, а про образ советской довоенной утопии. Тогда и конец этой утопии, когда у Леонидова башни Города Солнца превращаются в иконы, а значит, предметы недостижимые, тоже очевиден.
А теперь они видимо сошли к нам с небес, вот.
|