09.02.2001

Григорий Ревзин. Про зрение

  • Наследие

информация:

Сюрреализм был первым из течений авангарда, обращенным не в будущее, но в прошлое – к мифам, образам, изобразительному языку предшествующей традиции. Настолько, насколько глаз Калатравы соотносится с поэтикой сюрреализма, он соотносится и с этой традицией. Даже иконографически глаз Планетария входит не только в группу сюрреалистических глаз – знаменитого рисунка Рене Магритта, знаменитого кадра из «Андалузского пса» Луиса Бунюэля, где глаз разрезают бритвой, знаменитого же фрагмента из «Великого Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда, где герой натыкается на гигантский стеклянный глаз в пустыне. Это лишь последние по времени репрезентации Ока, и за ними открывается бесконечная ретроспектива – от иллюстрации Одилона Редона к стихотворению Эдгара По до египетского иероглифа, изображающего глаз с крыльями.

См. полный текст статьи на сайте издания