За последнее десятилетие экспансия художественной среды сказалась не только на форме существования искусства, но и на характере его репрезентации. Так, уже никого не удивишь грандиозным открытием галереи на территории заброшенной фабрики или проведением биеннале, ориентированной исключительно на индустриальную специфику.
Использование промышленных (или постпромышленных) пространств обрело статус не просто модного тренда, на который охотно клюют инвесторы, но и стало элементарно привлекательным ходом, способным при верном выборе вектора спровоцировать как художников, так и архитекторов на новое «звучание» и большие жесты. Музейно-выставочный комплекс Фонда Prada, спроектированный на промышленной окраине Милана Ремом Колхасом, является тому прекрасным подтверждением.
Прада и Бертелли относятся к искусству с той же отчаянной страстью, что и к фэшн-индустрии – правда, чего и следовало ожидать, их меценатские маневры нередко трактуются неверно. Действительно, после открытия Фонда Louis Vuitton в Париже многие стали воспринимать реверансы от модных домов в сторону художеств в качестве скрытых маркетинговых ходов. Но в случае с Prada все выглядит более чем убедительно: фонд существует с 1993 года и по-прежнему позиционирует себя в качестве площадки для исследования традиционных и экспериментальных видов совриска и культуры, проще говоря, «форпоста для анализа современности». Что греха таить, порой хочется слепо верить в добрые инициативы и реальную работу грантовых систем, направленную не на повышение продаж фирменных сумочек, а банальное культивирование чувства прекрасного.
Спустя четыре года после того, как Фондовые коллекции обосновались на Гранд-канале в Венеции, PRADA открывает новый штаб в старом комплексе ликеро-водочного завода на юге родного Милана. В потрепанной промышленной зоне, неподалеку от железнодорожных путей и кольцевой дороги, разместилась очередная площадка для творчества – профинансированная, в отличие от прочих европейских платформ, по частной инициативе.
Вопроса относительно выбора архитектора для проектирования будущего комплекса не могло быть и в помине – 15-летний союз Колхаса и Прады можно сравнить с грандиозным браком вечно пытливых умов. Результаты их совместной деятельности варьируются от флагманских магазинов в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе до амбициозного павильона-трансформера в Сеуле, который способен изменять конфигурацию этажей и фасадов. Поэтому немудрено, что словам культурных обозревателей хочется доверять – как показывают наблюдения, секрет успеха отношений двух мастеров кроется в либеральном покровительстве великой Миуччи и одобрении желаний Колхаса. Соотнося друг с другом реализованные ими проекты, становится ясно, что архитектору дозволяется каждый раз переписывать все чуть ли не с нуля.
Теперь часть знаменитой коллекции искусства разместилась внутри семи старых заводских корпусов (складов и лабораторий), а также трех новых – Музее, предназначенном для проведения временных выставок, Башне в девять этажей, где будет демонстрироваться собственная коллекция фонда Prada, и кинотеатре, предназначенном для показов фильмов и установки мультимедийных инсталляций. Все части комплекса отличаются друг от друга как визуально, так и типологически – по словам самого Колхаса, подобное разнообразие архитектуры, своего рода контраст пространств, не просто презентует искусство в ином качестве, но и «способствует созданию оригинальных проектов». Архитектор рассчитывал сконструировать современную многофункциональную систему, уводящую от привычного понимания экспозиционной политики, при этом, не порывающую начисто с «духом места».
Для Рема Колхаса, часто называемого в профессиональных кругах ортодоксальным модернистом, тема «сохранения» играет одну из ключевых ролей – правда, трактует он ее несколько глубже, чем повторное эксплуатирование оболочки – в понимании архитектора исходный вид не всегда определяет характер и уникальность объекта.