RSS
14.04.2008

Органический хай-тек

  • Репортаж
  • выставка

информация:

Америка, с ее запруженными хайвеями и “клеверными” развязками начинается сразу же за манхэттенскими туннелями и мостами. Поэтому в Музей искусств в Квинсе, где сейчас проходит выставка архитектурных проектов британского архитектора сэра Николаса Гримшоу, можно попасть только на автомобиле

Музей расположен в здании бывшего павильона города Нью-Йорк на краю огромного парка Корона. В прошлом веке здесь прошли две всемирные выставки (1939 и 1964 гг.), а в наше время каждый сентябрь устраиваются открытые чемпионаты США по теннису - US Open. Парк окружен сложносплетенным ожерельем автомобильных шоссе, благодаря чему подъехать к музею можно на большой скорости, что само по себе необычно и существенно влияет на ощущение музейного пространства и восприятие устраиваемых здесь выставок.
Именно это обстоятельство делает квинский музей по-своему уникальным. Кроме того, из-за удаленности от центральных районов города, залы музея никогда не бывают многолюдными, и поэтому посетители сами могут выбирать темп ознакомления с представленными здесь экспонатами. Вот и сейчас, несмотря на весьма содержательную и масштабную выставку, посетителей музея можно пересчитать по пальцам. Даже гигантский макет Нью-Йорка с его мостами, дорогами и почти миллионом зданий, занимающим зал в тысячу квадратных метров, не привлекает горожан. Это и понятно - нью-йоркцы избалованы десятками музеев мирового класса, удобно расположенных на Музейной миле и других легко доступных местах на Манхэттене. А зря!
 Выставка Гримшоу увлекательно рассказывает о высокотехнологичных проектах архитектора в США, Мексике, Испании, Голландии, Германии и Великобритании. А еще она знаменует волну строящихся и только что законченных на Манхэттене проектов архитектуры хай-тека. Среди них назовем лишь самые заметные - здание штаб-квартиры газеты Нью-Йорк Таймс и Музей-библиотека Моргана итальянца Ренцо Пьяно; башня Херст и офисное здание в ВТЦ британца Нормана Фостера; офисная высотка в ВТЦ и дополнение к выставочному комплексу Джевитс-центр британца Ричарда Роджерса; жилая башня возле Бруклинского моста и региональный железнодорожный вокзал в ВТЦ испанца Сантьяго Калатравы; и конечно же, транспортная развязка на Фултон стрит самого Николаса Гримшоу.
А буквально на днях в городе приступили к установке нескольких тысяч новых навесов автобусных остановок и газетных киосков все того же Гримшоу. Эти стеклянные коробочки на первый взгляд не отличаются от старых. Однако стоит взглянуть на них поближе. Закрепленные всего в двух точках металлоконструкции, уверенно несут на себе стеклянные вертикали и поэтично парящий над ними прозрачный козырек. Теперь в ожидании автобуса пассажиры не будут возражать провести лишнюю минуту под элегантными навесами Гримшоу. Высокая архитектура облагораживает и заурядный угол тротуара.
Что происходит с Нью-Йорком? Налицо стремление городских властей модернизировать город, который за частую выглядит несовременно, не оправдывая больше своего амбициозного имени. Современность же ассоциируется с архитектурой хай-тека. И несмотря на то, что в Европе хай-тек популярен уже более тридцати лет, этот стиль только сейчас заново завоевывает Америку. Он не может выйти из моды, так как не привязан к конкретным эстетическим пристрастиям, идя в ногу со временем и отражая все современное и прогрессивное на пути освоения самых последних строительных технологий.
Внешне хай-тек сопровождается самыми разными конструктивными приемами, выставленными на всеобщее обозрение, словно мускулы красивого атлетического тела - хромированные элементы крепежа, всевозможные сочленения и заклепки, металлические каркасы, технические коммуникации, обилие стеклянных поверхностей, трубы, арматура, воздуховоды, лифты, лестницы, перемычки, балки, фермы, кабели. Подобные конструкции празднуют индустриальную эстетику инженерного оборудования, которое превращается в современный декор, подчеркивающий функциональность каждого элемента.
В брошюре, сопровождающей экспозицию, говорится: "Наша работа - это ответ на нужды и ресурсы современного мира. Здания, которые мы проектируем, прозрачно иллюстрируют свою функциональность и материалы из которых они построены. Такое понимание находит отражение в общей форме и каждой детали. В каждом компоненте, подобно строительному ДНК, заложена программа целого объекта".
 Один из представленных на выставке проектов - Музей стали в Монтеррей, Мексика. Он разместился внутри гиганской доменной печи, выведенной из эксплуатации в конце шестидесятых годов прошлого века. Это промышленное нагромождение, собранное из фантастически замысловатых форм чугуна и металла, представляет собой апокалиптическую картину из давно ушедшей в историю эпоху индустриальной революции. Героические трубы, диагональные лестницы, опоры и мосты с многолетним налетом ржавчины необычно сочетаются с ярко окрашенной и стеклянной архитектурой Гримшоу, подчеркивающей контрастность технологических элементов разных эпох. На выставке представлен фрагмент винтовой лестницы, окрашенной в ярко-желтый цвет. Со стороны малого радиуса широкие веерные ступени-консоли приварены к вьющейся вверх тетиве. Осторожное движение по такой скульптурной лестнице не забывается - оно сопровождается уникальным тактильным ощущением пространства, звука и легкого покачивания. Именно в таких анатомических элементах Гримшоу проявляется в полном своем блеске.
 Несколько лет назад Гримшоу открыл свой офис в Нью-Йорке. Это связано с ростом интереса к его архитектуре в США. Среди крупных американских заказов на выставке представлены: Научный центр в Сент-Луисе, Экопарк в Йове и Концертный комплекс в штате Нью-Йорк. Все эти проекты весьма интересны и увлекательны. Но мне хотелось бы рассказать о дебюте Гримшоу на Манхэттене - транспортной развязке на Фултон стрит, в сердце даунтауна. Для ее строительства на Бродвее всего в одном блоке от ВТЦ уже снесли несколько исторических зданий. Чем только не пожертвует город ради современной станции метро, которая соединит двеннадцать маршрутов сабвея. Главная особенность нового наземного павильона станции заключается в многоэтажном яйцевидном куполе, который не только откроет несколько подземных уровней солнечному свету, но и сам по себе обещает стать настоящим спектаклем и даже произведением искусства из специального многослойного стекла, над рефлекторными особенностями которого работает известный скульптор Джеймс Карпентер. С реализацией этого уникального инфраструктурного проекта Нью-Йорк в полной мере шагнет в двадцать первый век.
 Одним из самых значительных проектов архитектора и самым ранним из представленных на выставке остается его безопорный стеклянный навес, поддерживаемый изящными стальными арками, перекинутыми через пироны международного терминала Ватерлоо в Лондоне. Отсюда скоростные поезда с заостренными носами берут курс на континентальную Европу. Футуристическая конструкция синего цвета была построена в 1993 году, но и сегодня она выглядит красиво и модно.
Рассказ о выставке архитектуры Гримшоу будет неполным, если не упомянуть о представленных на ней в стеклянных кейсах полномасштабных конструктивных элементов хай-тека. Это и есть то самое строительное ДНК, из которого состоит архитектура Гримшоу. Лишь оказавшись в непосредственной близости с этими причудливыми конструктивными узлами, понимаешь их сложность и красоту. В чем-то они сродни каменным гаргойлам, гротескным украшениям водостоков европейских готических соборов. Архитектура не рождается на пустом месте. Она развивается словно по Дарвину - органически и последовательно.
Комментарии
comments powered by HyperComments