RSS
16.02.2000

Венеция увидит русский Рай

  • Репортаж
  • выставка

информация:

Министерство культуры приняло решение о том, что Россию на архитектурной биеннале в Венеции будет представлять проект Михаила Филиппова "Руины Рая". Комментирует Анна Гарднер.

Архитектурная биеннале пройдет в Венеции с 13 июня по 29 октября 2000 года. Это - крупнейший форум мира, где международные звезды архитектуры заявят новую идеологию архитектуры XXI века, а 44 страны в национальных павильонах покажут успехи своей строительной промышленности. Руководитель биеннале, итальянский архитектор Массимилиано Фуксас, объявил лозунгом выставки слоган "Город: больше этики, меньше эстетики".

Программа Венецианской биеннале явно родилась из духа протеста. В интервью, которое Массимилиано Фуксас дал итальянскому журналу L'architetto, он так оценивает состояние итальянской архитектуры, что кажется, будто он говорит о Москве. Итальянская архитектура безнадежно провинциальна. Заказы получают не самые талантливые, но самые приближенные к бюрократическим структурам. Конкурсов практически не проводится, а когда проводятся, то победившие проекты не реализуются. Заказчик имперсонален - когда пытаешься понять, кто же инициировал наиболее амбициозные проекты, ответ получить невозможно. Роль архитектора свелась к тому, чтобы декорировать идеи этого неведомого заказчика. Архитектура в глубоком кризисе.
Альтернатива, которую предлагает Фуксас, состоит в том, чтобы вернуться к 60-м го дам. "Мы не собираемся выдвигать новые принципы критики настоящего, мы хотим связать нить, порванную в конце 70-х. Огромный исследовательский потенциал, идеи, утопия 60-х - все это кристаллизовалось в событиях 68-го года - и сразу же оказалось обречено забвению. Над этим вулканом лег ли сияющие льды". Фуксас зовет к новой утопии - один из программных документов биеннале так и озаглавлен: "Город будущего будет городом Утопии". Контуры этой новой утопии могут быть определены следующим образом. Во-первых, биеннале станет манифестом неомодернизма. Лозунг "Назад к 60-м" витает над европейской архитектурой уже лет семь, так что построили уже много. Вероятно, в этом плане биеннале окажется более чем представительной. Во-вторых, это будет компьютерный неомодернизм. Биеннале уже работает на www.labiennale.org , и там летают виртуальные города.

На первый взгляд выбор Михаила Филиппова в качестве автора российского павильона на этой биеннале выглядит парадоксальным. У нас есть свои неомодернисты: Евгений Асе, Александр Скокан, Андрей Боков - люди примерно того же поколения и образа мыслей, что и Фуксас. Михаил Филиппов же - убежденный классицист, и хотя его классика весьма авангардирована духом разрушения (все его проекты представляют собой скорее руины классики, чем ее саму), этот тонкий аспект может быть не вполне внятен человеку, проникнутому духом 68-го года.
Вопрос, однако, заключается в том, насколько современный русский неомодернизм будет актуален в западном архитектурном контексте. Неомодернизм - искусство высоких технологий, у нас они в строительство пока не пришли. Наши скромные неомодернистские домики там будут выглядеть довольно провинциально. При этом итальянские устроители биеннале от нас ждут как-то подозрительно мало. В своих многочисленных (около 50) интервью Массимилиано Фуксас упоминает Россию всего один раз: "Интересные архитектурные идеи могут быть даже в Корее и в России".
Но зато у нас огромный и очень своеобразный опыт по части утопий. В России было два мощных архитектурных течения - конструктивизм (модернизм) и неоклассицизм. Они попарно отрицали друг друга с этических позиций. Модернизм отрицал классицизм за украшательство, классицизм отрицал модернизм за желание рас селить людей в бараках. Оба предлагали эстетическую формулу спасения мира. Оба строили утопию. Закончилось неожиданно - пришел храм Христа и всех разогнал. Восстановление храма Христа - окончательная победа этики над эстетикой: он не имеет никакого отношения ни к какой современной архитектурной эсте тике, это проект прошлого столетия, зато этический императив налицо.

Эту историю представляет первая часть российской экспозиции. Этот опыт уника лен. Если бы 68-й год у них закончился так же, как у нас 17-й, вряд ли Фуксас звал к новой утопии так страстно. Символом этой попытки выстроить утопию и ее руин служит уникальный объект, который генеральный исполнитель - московская компания "МКК-холдинг" - собирается вы везти на биеннале. Это камень с надписью "Ленин-Сталин", который в свое время располагался на мавзолее на Красной площади, а позднее был демонтирован.

Что касается второй части - проектов Михаила Филиппова, то здесь главным оказывается именно руинированность его классики. Филиппов - один из лидеров русских архитекторов-утопистов 80-х годов, так называемых "бумажников", и его проекты всегда утопичны. Но эти утопии им же и руинируются - колонны падают, камни рушатся, в идеальную логику планировки города вставляются не предусмотренные кривые тропы и площади. То есть это утопическое проектирование, являющееся выводом из русского построения утопии. Руины Рая как вывод из сто летних попыток построить Рай.

Если попытаться оценить замысел русского павильона в целом, то оказывается, что оно основан на идее противостояния основ ной концепции биеннале и решений, выдвигаемых западными странами. Все проекты Михаила Филиппова подчеркнуто красивы, они выполнены в виртуозной акварельной технике, которой, надо сказать, на Западе никто не владеет. У вас этика - у нас эстетика. У вас - виртуальная реальность, у нас акварель. У вас неомодернизм - у нас неоклассицизм. У вас Утопия - у нас Руины Утопии. V Вас - Рай, у нас - Руины Рая.

Оценить результаты такой программы можно будет только в июне. Но сам по себе ход следует признать новым. До сих пор Россия показывала на международных биеннале трагичность своих попыток приспособить западную эстетику к российским условиям, что соответствовало конфигурации отношений России с Западом в 90-е годы в целом. В этот раз предлагается принципиально иной ход- мы продаем противостояние. Посмотрим, как его станут покупать.
Комментарии
comments powered by HyperComments