22.07.2000
Ксения Вытулева //
Коммерсантъ, 22.07.2000
Хай-тек удостоился предсмертных почестей
- Репортаж
- выставка
В Берлине открылась персональная выставка Ренцо Пьяно - одного из самых известных архитекторов современности. Из Берлина - Ксения Вытулаева.
За стеклом минималистической коробки идеальных пропорций проглядывают деревянные объекты, подвешенные на тросах ярко окрашенные конструкции. Вокруг толпятся группы студентов. Одни изучают то, что внутри, другие - то, что снаружи. В Новой национальной галерее Берлина, хрестоматийном здании Мис ван дёр Роэ, открылась выставка живого классика Ренцо Пьяно "Архитектура жизни."
В прозрачном объеме Новой национальной галереи удвоена охрана. На фанерных столах- расчеты плавников акул, тонкая графика аксонометрических разрезов, на бетонные постаменты поставлены гладко отшлифованные мраморные пластины с легким изгибом, макеты зданий и сильно увеличенный ярко-оранжевый механический поршень.
Ближе к вечеру музейная охрана начинает разгонять публику, неестественно приветливым голосом оглашая: "Очередь на вход больше не занимать". В России трудно вообразить себе подобный бум на архитектурной выставке. Архитектурные я выставки - явление специфическое. На них можно выставлять что угодно: фотографии, планы, разрезы, макеты, отмывки, но никогда не оригинал. Если вы хотите посетить музейные экспонаты в масштабе 1:1 - идите на улицу. Тем более что в данном случае это вполне возможно. После падения стены был объявлен конкурс на реконструкцию промежуточной зоны контроля и советской территории центра Берлина, победителем стал Ренцо Пьяно.
Поэтому даже для самого реализованного итальянского архитектора XX века организация даже очень престижной выставки дает сомнительные привилегии. Ее смысл, вероятно, в чем-то другом.
Ренцо Пьяно родился в 1937 году в Генуе в семье потомственных строителей мостов. В юности изучал аэродинамику, планеры и автомобили, учился архитектуре в Генуе и Лондоне. В 1977 году в соавторстве с английским архитектором Ричардом Роджерсом построил Центр Помпиду - здание, все функционирующие устройства которого были впервые вынесены на фасад. С тех пор в архитектуре начался стиль хай-тек, в котором Пьяно - главный законодатель. Его профессиональная карьера служит наглядным пособием по изучению эволюции этого стиля - от архаической простоты и строгости до позднего маньеризма, знаменующего конец эпохи.
На текущей Венецианском биеннале Пьяно получил "Золотого льва" за вклад в архитектуру. Премия "за вклад" всегда кажется немного посмертной. Центр Помпиду в Париже, аэропорт Кансай в городе Осака, реконструкция Потсдамерплац в Берлине, футбольный стадион св. Николая в городе Бари - общий метраж построек вполне потянет на территорию небольшого государства. Больше вложить в сравнительно небольшую географию цивилизованной земной поверхности сложно, хотя над промоушном имени Пьяно работают несколько архитектурных бюро - в Генуе, Париже и Лос-Анджелесе. В мире- архитектурный тиран, в Италии - национальный герой.
Самое удивительное в том, что "Архитектура жизни" - это третья по счету крупномасштабная ретроспектива Пьяно за последний год. Первые две проходили в Париже и Милане. Когда вождь архитектурного движения начинает беспрерывно показывать свои ретроспективы, это значит, что движение наконец-то остановилось.
Комментарии
comments powered by HyperComments
В прозрачном объеме Новой национальной галереи удвоена охрана. На фанерных столах- расчеты плавников акул, тонкая графика аксонометрических разрезов, на бетонные постаменты поставлены гладко отшлифованные мраморные пластины с легким изгибом, макеты зданий и сильно увеличенный ярко-оранжевый механический поршень.
Ближе к вечеру музейная охрана начинает разгонять публику, неестественно приветливым голосом оглашая: "Очередь на вход больше не занимать". В России трудно вообразить себе подобный бум на архитектурной выставке. Архитектурные я выставки - явление специфическое. На них можно выставлять что угодно: фотографии, планы, разрезы, макеты, отмывки, но никогда не оригинал. Если вы хотите посетить музейные экспонаты в масштабе 1:1 - идите на улицу. Тем более что в данном случае это вполне возможно. После падения стены был объявлен конкурс на реконструкцию промежуточной зоны контроля и советской территории центра Берлина, победителем стал Ренцо Пьяно.
Поэтому даже для самого реализованного итальянского архитектора XX века организация даже очень престижной выставки дает сомнительные привилегии. Ее смысл, вероятно, в чем-то другом.
Ренцо Пьяно родился в 1937 году в Генуе в семье потомственных строителей мостов. В юности изучал аэродинамику, планеры и автомобили, учился архитектуре в Генуе и Лондоне. В 1977 году в соавторстве с английским архитектором Ричардом Роджерсом построил Центр Помпиду - здание, все функционирующие устройства которого были впервые вынесены на фасад. С тех пор в архитектуре начался стиль хай-тек, в котором Пьяно - главный законодатель. Его профессиональная карьера служит наглядным пособием по изучению эволюции этого стиля - от архаической простоты и строгости до позднего маньеризма, знаменующего конец эпохи.
На текущей Венецианском биеннале Пьяно получил "Золотого льва" за вклад в архитектуру. Премия "за вклад" всегда кажется немного посмертной. Центр Помпиду в Париже, аэропорт Кансай в городе Осака, реконструкция Потсдамерплац в Берлине, футбольный стадион св. Николая в городе Бари - общий метраж построек вполне потянет на территорию небольшого государства. Больше вложить в сравнительно небольшую географию цивилизованной земной поверхности сложно, хотя над промоушном имени Пьяно работают несколько архитектурных бюро - в Генуе, Париже и Лос-Анджелесе. В мире- архитектурный тиран, в Италии - национальный герой.
Самое удивительное в том, что "Архитектура жизни" - это третья по счету крупномасштабная ретроспектива Пьяно за последний год. Первые две проходили в Париже и Милане. Когда вождь архитектурного движения начинает беспрерывно показывать свои ретроспективы, это значит, что движение наконец-то остановилось.