RSS
06.12.2002

Тот, кто рисовал ангелов

  • Репортаж
  • выставка
Джон Хейдук среди ангелов Джон Хейдук среди ангелов

информация:

  • где:
    США. Нью-Йорк

Однажды Джон Хейдук (John Hejduk) заметил, что не любил горы за их необъятный масштаб: они вынуждают любого почувствовать себя беззащитным и крошечным.

Однако ничто не может принизить значительность Хейдука, одного из наиболее известных теоретиков архитектуры второй половины 20-го века. Понять и оценить его вклад в современную архитектуру позволяют рисунки, акварели и макеты, которые можно увидеть на проходящей сейчас выставке в Музее американского искусства Whitney (Уитни). Выставка называется "Sanctuaries" (Убежища): Последние работы Джона Хейдука.

Джон Хейдук (1929-2000 гг.) вырос и прожил всю жизнь в Бронксе. Будучи студентом художественного факультета колледжа Купер Юнион (Хейдук собирался посвятить себя живописи), он волей судьбы оказался на лекции Фрэнка Ллойда Райта. Обаяние и гениальность Райта произвели на юного студента такое впечатление, что сразу же после лекции Джон решил перейти на архитектурный факультет. С тех пор архитектура стала делом его жизни. Впоследствии, уже при встрече с ним, неопределившиеся молодые люди меняли свой выбор в пользу удивительной профессии - архитектуры.

После Купер Юнион Хейдук изучал архитектуру в Университете Цинциннати, в Гарварде и в Американской академии искусств в Риме, затем овладевал практическими знаниями в офисах Нью-Йорка и вначале 50-х годов начал преподавательскую карьеру в Техасском университете в Остине. Там он сыграл важную роль в становлении группы талантливых молодых профессоров, вошедшей в историю под названием "Texas Rangers". По примеру знаменитой немецкой школы Баухауз "Rangers" разработали принципиально новые методы архитектурного образования, в которых большее внимание уделялось не техническим моментам профессии, а концептуальному дизайну, теории архитектуры и аналитическому изучению выдающихся архитектурных памятников. Это была настоящая революция в сфере архитектурного образования. Лишь спустя десятилетие эти инновационные методы стали использоваться в других ведущих университетах страны.

В середине 60-х Хейдук начинает преподавать в Купер Юнион и входит в независимую ассоциацию нью-йоркских архитекторов "Нью-Йорк Пять". Эта пятерка (Джон Хейдук, Ричард Майер, Питер Айзенман, Чарльз Гуатмей и Майкл Грейвс) была своеобразным Битлз в архитектуре и основой нью-йоркской школы. Проекты этого периода, базировались на теории и артистизме Ле Корбюзье.

В 1975 году Хейдук становится деканом своей Alma Mater. Он сумел вовлечь многих выдающихся архитекторов в увлекательнейший процесс архитектурного образования. По его приглашению впервые в Америку приехали преподавать такие известные европейские архитекторы, как Альдо Росси и Рафаэль Монео. На должности декана Джон Хейдук оставался 25 лет и ушел на пенсию за месяц до смерти.

Декан был необычайно производителен. Он создал целый мир - такой персональный, заражающий своей философией, поэтичностью и душевностью! Этот мир наполнен удивительными персонажами, формами, метафорами и красками. Хейдук оставил нам более 20 книг, множество проектов, поэтических текстов, рисунков, акварелей и самое главное, отдал всю душу школе, которая всегда будет ассоциироваться с его именем.

Выставка в музее Уитни акцентирует то над чем Хейдук работал последние 20 лет жизни. В это время он постепенно отходит от ранней аналитической, математически рассчитанной архитектуры, эволюционируя от абстрактного к частному и дальше к персональному и одушевленному. Вначале были холодные минималистские "Diamond houses" (Дома-ромбы) - первая попытка применить в архитектуре идеи Мондриана. В своих диаграммах Хейдук повернул все элементы интерьера на 45 градусов относительно наружного параллелепипеда. Концептуально, произошло перевоплощение квадрата в ромб. Такое смещение придало пространствам большую динамичность. Позднее Хейдук создал серию "Wall houses" (Домов-стен). В них стена - основной композиционный элемент и связующее звено между независимыми аморфными жилыми формами. Дом-стена Два, единственный осуществленный из серии этих проектов, напоминает восседающего трехглавого сфинкса.

Постепенно архитектура Хейдука становится аллегорической и карнавальной. Возникают маски - одушевленные архитектурные характеры, трубадуры и бродяги, которые путешествуют караванами из города в город. На страницах книги "Владивосток", изданной параллельно на английском и русском языках, герои Хейдука начинают свое путешествие в Риге и, совершив остановку на озере Байкал продвигаются дальше, взяв курс на самый восточный город России. Примеры Хейдуковских персонажей: Магистрат, Бюро жалоб, Башня публичного наказания, Башня справедливости, Парк ангелов, Институт для изучения перспективы, Кладбище для праха мыслей. В документальном фильме "Builder of Worlds" (Создатель миров) Хейдук говорит: "Я не могу строить без предварительного создания нового репертуара характеров и историй. Новое здание это не просто строительство, это создание миров".

Для всемирно известного архитектора, Джон Хейдук оставил довольно скромный список построенных зданий: реконструированный Купер Юнион, многоквартирный комплекс в Берлине, жилой дом на несколько семей в пригороде Берлина, Дом-стена Два в Гронингене в Голландии, построенный уже после смерти архитектора в 2001 году и, до сих пор строящийся городской центр в Сантьяго де Компастела в Испании.

Однако влияние Хейдука определяет не количество построенных зданий, а глубина и поэтичность его идей. Методы преподавания Хейдука поощряли проявление в работах студентов личностного начала, создание архитектурных пространств в союзе с поэтическим содержанием других дисциплин: живописи, литературы, медицины, музыки. Он воспитал множество учеников, которые не перестают удивлять мир своими прогрессивными и изобретательными проектами. Среди них Даниель Либескинд (Еврейский Музей в Берлине, 1999 год), Шугару Бан (Японский павильон для Всемирной выставки в Ганновере, 2000 год), Тод Вильямс (Музей народного искусства в Нью-Йорке, 2001 год), Элизабет Диллер (Павильон-облако для Национальной выставки в Швейцарии, 2002 год) и Тошико Мори, которая сама имеет множество учеников. Традиции продолжаются.

Многие крошечные поэтичные конструкции, рожденные воображением Хейдука, шагнули в мир реальности. Он получал заказы со всех концов мира. Так появились удивительные фигуры-конструкции на улицах и площадях Берлина, Милана, Лондона, Буэнос-Айреса, Осло, Атланты, Бостона, Филадельфии и Нью-Йорка. В 1990 году чешский президент Вацлав Гавел пригласил Хейдука построить в Праге его конструкции "Дом самоубийцы" и "Дом матери самоубийцы". Они возникли как реакция на историю Яна Палака - студента, который принес себя в жертву самосожжением на Вацлавской площади в знак протеста против ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году. Эта конструкция была установлена в саду королевского дворца в Праге.

Хейдук не переставал находить вдохновение в натюрмортах Сезанна, сражениях Ючелло, фигурах Джакометти, литературе Пруста и Томаса Манна. Он интересовался устройством музыкальных инструментов, структурой языков и даже тканью фруктов. Он поощрял своих студентов открывать архитектурное пространство там, где о его существовании никто не подозревал.

Архитектура это не только проектирование и строительство зданий, но и тот волшебный мир, который существует в воображении архитектора-творца. Именно этот аспект архитектуры раскрывает выставка "Убежища".

Хейдук обновил архитектурный язык, переосмыслив основные геометрические формы - куб, пирамиду, конус, цилиндр, сферу. Его поиск представлен десятками архитектурных проектов: с театрами, перископами, ловушками, часовнями, башнями и лабиринтами. Майкл Хейз, организатор выставки и куратор недавно созданного отдела дизайна и архитектуры в Уитни, пишет в каталоге: "Кажется, что строения Хейдука наделены волосами, клювами, глазами и ногами. Используя аллегорические образы ангелов, мучеников, животных и машин работы Хейдука исследуют архитектуру как убежище для искусства, культуры, ритуалов и человеческого духа."

Самый большой проект на выставке - Cathedral (Кафедральный собор) был создан Хейдуком в 1996 году. Это наиболее сложный проект в карьере архитектора. Здесь собраны важнейшие его работы разных лет. Как живые существа, они заняли свои места. Одни прислонились к стене, другие взобрались на крышу, а некоторые проникли внутрь. Что это? Подведение итогов? Возможно, создатель миров шел к этому проекту всю жизнь, собирая его по кирпичику, придумывая героев финальной сцены. Незаконченным остался последний, еще более амбициозный проект - "Gathering" (Собрание) - целый город, где разместились бы все его проекты с Кафедральным собором на главной площади.

Центральное место на выставке занимают "Замкнутые пространства" (Enclosures) - серия из 32 акварелей, напоминающих фрески великого Джотто в старинной часовне в Падуе. Здесь перед нами разворачивается борьба между земными и небесными существами, жизнью и смертью, светским и духовным мирами. Возможно, каждая из этих сцен повествует о происходящем в недоступных нам часовнях - святых убежищах Кафедрального собора.

Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с Джоном Хейдуком. Он был открытым, легкодоступным человеком, и дверь в его кабинет была всегда открыта. Однажды я заглянул в эту небольшую комнату. Он бросил все дела, поднялся во весь свой громадный рост (2 метра 5 сантиметров) и, прокричав мое имя, велел зайти. Добрый гигант подошел к книжному шкафу и, доставав самый большой из своих фолиантов, спросил: "У тебя есть эта книга?". Я отрицательно повертел головой. Он указал еще на несколько книг и, выяснив состояние моей скромной домашней библиотеки, сложил их на огромном белом столе. Потом декан открыл обложку книги "Soundings" (Отголоски) и написал: "…для наслаждения архитектурой и, самое главное - жизнью!!!"
Приют для бездомных
Приют для бездомных
Дом-стена
Дом-стена
Дом-стена
Дом-стена
Многоквартирный комплекс в Берлине
Многоквартирный комплекс в Берлине
Жилой дом В Берлине
Жилой дом В Берлине
«Дом самоубийцы» и «Дом матери самоубийцы»
«Дом самоубийцы» и «Дом матери самоубийцы»
Кафедральный собор
Кафедральный собор
Комментарии
comments powered by HyperComments