01.07.2010
Татьяна Колесникова //
Газета Союза архитекторов России (СА), 01.07.2010, № 7 (12) 2010
Лицом к городу. Темой II Московской биеннале архитектуры стала перестройка – существующей городской среды и отношения к городу
- Репортаж
- выставка
Президент Союза архитекторов России Андрей Боков на открытии II Московской биеннале архитектуры. Фото: «Экспо – парк»
информация:
-
где:
Россия. Москва -
событие:
Вторая Московская Биеннале Архитектуры
Эти два смысла вложил в тему биеннале ее куратор Барт Голдхорн. Они отчетливо видны в кураторском манифесте, призывающем вернуться к реальности и заняться ремонтом и реорганизацией российских городов.
Подготовка II биеннале проходила в других условиях, не тех, что были в стране двумя годами раньше, когда «АрхМосква» примерила биеннальный формат в первый раз. По словам Василия Бычкова, директора ЦДХ, главной площадки биеннале, многое было сделано на энтузиазме, при этом все выставочные площади оказались задействованы. Собственно архитектуры на выставке было не так много, зато существенно уменьшилось число коммерческих компаний, что пошло «АрхМоскве» и биеннале только на пользу. Да и тема, заданная куратором предполагала совсем иной подход. Вместо того чтобы строить воздушные и вполне реальные замки, организаторы предложили подумать о том, как можно улучшить то, что мы имеем, – от безликих фасадов панельных домов, наследия эпохи массового домостроения, до незавидной судьбы маленьких городов, каких тысячи на бескрайних просторах России.
На фоне главного московского архитектурного события года немного неожиданно выглядела компания людей, приглашенных организаторами на пресс-конференцию, посвященную открытию биеннале, – шестеро из десяти были иностранцами. Хотя это вовсе не умаляет заслуг Барта Голдхорна, на протяжении стольких лет осуществляющего кураторство «АрхМосквы».
Традиционный жанр пресс-конференции, обычно укладывающийся в формат «вопрос-ответ», в этот раз оказался существенно расширен – мэру Перми Игорю Шубину и губернатору Пермского края Олегу Чиркунову были вручены два увесистых тома мастер-плана города, разработанного командой голландских планировщиков во главе с Кисом Кристиансе. Цель понятна – публично объявить о завершении большой работы, проделанной голландскими урбанистами для Перми, претендующей на звание третьей столицы России. И все же вместо заезжих звезд уместнее были бы российские градостроители, лучше знакомые с особенностями и традицией отечественного градоустройства. У пермского градоначальника Игоря Шубина на этот счет оказалось свое мнение. Он считает, что стратегический мастер-план – хорошее дополнение к предусмотренным нашим законодательством документам территориального планирования.
Организаторов отчасти реабилитировало открытие биеннале – в качестве одного из главных действующих лиц на церемонию был приглашен Президент Союза архитекторов России Андрей Боков.
В числе других в биеннале участвовала компания CPS. На ее стенде были представлены программа для архитектурного проектирования ARCHICAD, средство визуализации ARTLANTIS, а также программный продукт для создания профессиональных 3D-изображений и анимации MAXON CINEMA 4D. Всем посетителям стенда CPS была предоставлена возможность пообщаться со специалистами компании, узнать о новых возможностях представленных решений, а также получить квалифицированные консультации.
На пороге перемен
Центральная экспозиция «АрхМосквы» была посвящена Перми: городские власти демонстрировали амбициозные планы по превращению российского промышленного центра в европейский город, в котором все устроено так, чтобы его жители чувствовали себя максимально комфортно.
Идеологию развития Перми создал голландский урбанист Кис Кристиансе, изложив ее в мастер-плане, который послужит основой для градостроительного плана. Приглашая иностранных планировщиков, городские власти попытались изменить современную российскую градостроительную практику, посмотрев на наш предыдущий опыт со стороны.
Мастер-плану был посвящен круглый стол, собравший ведущих иностранных и российских экспертов в области градостроительства. Обсуждение показало в целом позитивный взгляд на происходящее. От Союза архитекторов России в дискуссии участвовал председатель Совета по территориальному планированию и градостроительству Александр Высоковский, высоко оценивший работу местных властей, благодаря которым в Перми ведется реальная градостроительная политика. Александр Ложкин, архитектор и организатор новосибирского фестиваля «Золотая капитель», отметил, что опыт Перми уникален для России: градостроительную политику здесь определяют не власть и представители бизнеса, а те, кто должен ее определять, – специалисты.
Модернизация Эрмитажа
Рем Кулхаас, Притцкеровский лауреат, и Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, представили публике проект модернизации главного художественного музея Санкт-Петербурга. Идея модернизации музея зародилась давно. Рост «потребительского» спроса, интереса к искусству, потребность в дополнительной экспозиционной площади подвигли его руководство провести исследование, чтобы ответить на вопрос, каким должен быть такой консервативный музей, как Эрмитаж, в XXI веке?
Рем Кулхаас начал свою работу с тщательного изучения потребностей музея. Эрмитаж огромен, он состоит из четырех объединенных между собой зданий и пятого, стоящего отдельно. На такой территории остро стоит проблема разведенияпотоков посетителей. Архитектор предложил разделить эрмитажный комплекс на отдельные здания, что позволит создать более управляемую ситуацию, а посетители смогут ощутить атмосферу зданий, у каждого из которых своя история. Разделение музейного комплекса подчеркнет различия эпох и их последовательность. Концентрированный поток посетителей, пришедших в Эрмитаж с ознакомительной целью, планируется направить по анфиладе главных залов, из окон которых открывается панорама Невы.
Рем Кулхаас обращает внимание на то, что Эрмитаж – не только музей, но и доминанта центральной площади города. Поэтому будут открыты внутренние дворы зданий и проход на Дворцовую площадь со стороны реки. Доступности, открытости музея будет способствовать увеличение количества входов. Реконструкцию планируется завершить до 2014 года.
Воскрешение Крапивны
В рамках цикла дискуссий «Трансформация городов» прошло обсуждение дипломного проекта студентов Мастерской экспериментального учебного проектирования МАрхИ «Крапивна: воскресение». Руководитель проекта Евгений Асс рассказал о том, что на месте Крапивны, расположенной в 40 километрах от Ясной Поляны, мог быть любой из многих лишенных будущего малых городов России. Выбор был только отчасти случаен, в Крапивне руководителей проекта привлек удивительный ландшафт – перепад между самой высокой и самой низкой точкой составляет 70 метров, и атмосфера старого купеческого города – в советское время в городе ничего не было построено, и полностью сохранилась европейская планировочная традиция.
Студентам была поставлена задача найти идеи для возрождения города. После кропотливой исследовательской работы рецепты были найдены. Создав на базе филиала музея «Ясная поляна» толстовскую библиотеку и новую туристическую инфраструктуру, развив местный фестиваль Крапивны, возродив производство фруктовых наливок и варенья, в город можно будет привлечь новых людей и придать ему новый импульс.
Дипломным проектом заинтересовалось правительство Тульской области, есть все предпосылки для того, чтобы в Крапивне началась новая жизнь.
Питер Айзенман
Абсолютно все нынешние звездные архитекторы на Западе считают Питера Айзенмана своим учителем. При этом из десяти его проектов в дело идет не больше одного, а некоторые осуществляются спустя 10–15 лет после того, как были созданы. Он всегда опережает свое время. В его работах видно стремление объединить архитектуру и место, на котором она стоит. Город культуры Галисии в Сантьяго-де-Компостелла в Испании – наглядный тому пример. Архитектура Питера Айзенмана с вертикальным слоением пространства, стекающими на холм внешними и внутренними фасадами, топологическими линиями на полу, лестницах, стенах и потолках, насквозь пронизывающими все здания, выращена из ландшафта и древней истории этого места.
Лекция Питера Айзенмана, а это был его первый визит в Россию, собрала в конференц-зале ЦДХ уникальную по многочисленности и качеству аудиторию. Слушатели сидели на лестницах амфитеатра и стояли в проходах, а среди студентов и молодых архитекторов можно было заметить звезд российской архитектуры.
«Города на стрелке»
Акцию под таким названием провел в рамках биеннале фестиваль «Города» Молодежного объединения Союза московских архитекторов при поддержке Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Скорее даже три акции – телемост между Институтом и ЦДХ, конкурс стрелок, и стулья для набережных, продемонстрировавшие москвичам, что набережные Москвы-реки тоже могут быть местом отдыха.
Подготовка шла весь май – в бывшем шоколадном цехе фабрики «Красный Октябрь» молодые архитекторы спроектировали и построили 22 стрелки и отреставрировали множество стульев и кресел. Результатом стала выставка под открытым небом, открывшаяся 30 мая: стрелки заняли свои места, указывая путь от Патриаршего моста до ЦДХ. Москвичи оценили новые объекты, которыми молодые архитекторы украсили набережные – наибольшую любовь заслужили «стрелка-скамейка», «стрелка-качалка» и «стрелка-курсор».
Комментарии
comments powered by HyperComments
На фоне главного московского архитектурного события года немного неожиданно выглядела компания людей, приглашенных организаторами на пресс-конференцию, посвященную открытию биеннале, – шестеро из десяти были иностранцами. Хотя это вовсе не умаляет заслуг Барта Голдхорна, на протяжении стольких лет осуществляющего кураторство «АрхМосквы».
Традиционный жанр пресс-конференции, обычно укладывающийся в формат «вопрос-ответ», в этот раз оказался существенно расширен – мэру Перми Игорю Шубину и губернатору Пермского края Олегу Чиркунову были вручены два увесистых тома мастер-плана города, разработанного командой голландских планировщиков во главе с Кисом Кристиансе. Цель понятна – публично объявить о завершении большой работы, проделанной голландскими урбанистами для Перми, претендующей на звание третьей столицы России. И все же вместо заезжих звезд уместнее были бы российские градостроители, лучше знакомые с особенностями и традицией отечественного градоустройства. У пермского градоначальника Игоря Шубина на этот счет оказалось свое мнение. Он считает, что стратегический мастер-план – хорошее дополнение к предусмотренным нашим законодательством документам территориального планирования.
Организаторов отчасти реабилитировало открытие биеннале – в качестве одного из главных действующих лиц на церемонию был приглашен Президент Союза архитекторов России Андрей Боков.
В числе других в биеннале участвовала компания CPS. На ее стенде были представлены программа для архитектурного проектирования ARCHICAD, средство визуализации ARTLANTIS, а также программный продукт для создания профессиональных 3D-изображений и анимации MAXON CINEMA 4D. Всем посетителям стенда CPS была предоставлена возможность пообщаться со специалистами компании, узнать о новых возможностях представленных решений, а также получить квалифицированные консультации.
На пороге перемен
Центральная экспозиция «АрхМосквы» была посвящена Перми: городские власти демонстрировали амбициозные планы по превращению российского промышленного центра в европейский город, в котором все устроено так, чтобы его жители чувствовали себя максимально комфортно.
Идеологию развития Перми создал голландский урбанист Кис Кристиансе, изложив ее в мастер-плане, который послужит основой для градостроительного плана. Приглашая иностранных планировщиков, городские власти попытались изменить современную российскую градостроительную практику, посмотрев на наш предыдущий опыт со стороны.
Мастер-плану был посвящен круглый стол, собравший ведущих иностранных и российских экспертов в области градостроительства. Обсуждение показало в целом позитивный взгляд на происходящее. От Союза архитекторов России в дискуссии участвовал председатель Совета по территориальному планированию и градостроительству Александр Высоковский, высоко оценивший работу местных властей, благодаря которым в Перми ведется реальная градостроительная политика. Александр Ложкин, архитектор и организатор новосибирского фестиваля «Золотая капитель», отметил, что опыт Перми уникален для России: градостроительную политику здесь определяют не власть и представители бизнеса, а те, кто должен ее определять, – специалисты.
Модернизация Эрмитажа
Рем Кулхаас, Притцкеровский лауреат, и Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, представили публике проект модернизации главного художественного музея Санкт-Петербурга. Идея модернизации музея зародилась давно. Рост «потребительского» спроса, интереса к искусству, потребность в дополнительной экспозиционной площади подвигли его руководство провести исследование, чтобы ответить на вопрос, каким должен быть такой консервативный музей, как Эрмитаж, в XXI веке?
Рем Кулхаас начал свою работу с тщательного изучения потребностей музея. Эрмитаж огромен, он состоит из четырех объединенных между собой зданий и пятого, стоящего отдельно. На такой территории остро стоит проблема разведенияпотоков посетителей. Архитектор предложил разделить эрмитажный комплекс на отдельные здания, что позволит создать более управляемую ситуацию, а посетители смогут ощутить атмосферу зданий, у каждого из которых своя история. Разделение музейного комплекса подчеркнет различия эпох и их последовательность. Концентрированный поток посетителей, пришедших в Эрмитаж с ознакомительной целью, планируется направить по анфиладе главных залов, из окон которых открывается панорама Невы.
Рем Кулхаас обращает внимание на то, что Эрмитаж – не только музей, но и доминанта центральной площади города. Поэтому будут открыты внутренние дворы зданий и проход на Дворцовую площадь со стороны реки. Доступности, открытости музея будет способствовать увеличение количества входов. Реконструкцию планируется завершить до 2014 года.
Воскрешение Крапивны
В рамках цикла дискуссий «Трансформация городов» прошло обсуждение дипломного проекта студентов Мастерской экспериментального учебного проектирования МАрхИ «Крапивна: воскресение». Руководитель проекта Евгений Асс рассказал о том, что на месте Крапивны, расположенной в 40 километрах от Ясной Поляны, мог быть любой из многих лишенных будущего малых городов России. Выбор был только отчасти случаен, в Крапивне руководителей проекта привлек удивительный ландшафт – перепад между самой высокой и самой низкой точкой составляет 70 метров, и атмосфера старого купеческого города – в советское время в городе ничего не было построено, и полностью сохранилась европейская планировочная традиция.
Студентам была поставлена задача найти идеи для возрождения города. После кропотливой исследовательской работы рецепты были найдены. Создав на базе филиала музея «Ясная поляна» толстовскую библиотеку и новую туристическую инфраструктуру, развив местный фестиваль Крапивны, возродив производство фруктовых наливок и варенья, в город можно будет привлечь новых людей и придать ему новый импульс.
Дипломным проектом заинтересовалось правительство Тульской области, есть все предпосылки для того, чтобы в Крапивне началась новая жизнь.
Питер Айзенман
Абсолютно все нынешние звездные архитекторы на Западе считают Питера Айзенмана своим учителем. При этом из десяти его проектов в дело идет не больше одного, а некоторые осуществляются спустя 10–15 лет после того, как были созданы. Он всегда опережает свое время. В его работах видно стремление объединить архитектуру и место, на котором она стоит. Город культуры Галисии в Сантьяго-де-Компостелла в Испании – наглядный тому пример. Архитектура Питера Айзенмана с вертикальным слоением пространства, стекающими на холм внешними и внутренними фасадами, топологическими линиями на полу, лестницах, стенах и потолках, насквозь пронизывающими все здания, выращена из ландшафта и древней истории этого места.
Лекция Питера Айзенмана, а это был его первый визит в Россию, собрала в конференц-зале ЦДХ уникальную по многочисленности и качеству аудиторию. Слушатели сидели на лестницах амфитеатра и стояли в проходах, а среди студентов и молодых архитекторов можно было заметить звезд российской архитектуры.
«Города на стрелке»
Акцию под таким названием провел в рамках биеннале фестиваль «Города» Молодежного объединения Союза московских архитекторов при поддержке Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Скорее даже три акции – телемост между Институтом и ЦДХ, конкурс стрелок, и стулья для набережных, продемонстрировавшие москвичам, что набережные Москвы-реки тоже могут быть местом отдыха.
Подготовка шла весь май – в бывшем шоколадном цехе фабрики «Красный Октябрь» молодые архитекторы спроектировали и построили 22 стрелки и отреставрировали множество стульев и кресел. Результатом стала выставка под открытым небом, открывшаяся 30 мая: стрелки заняли свои места, указывая путь от Патриаршего моста до ЦДХ. Москвичи оценили новые объекты, которыми молодые архитекторы украсили набережные – наибольшую любовь заслужили «стрелка-скамейка», «стрелка-качалка» и «стрелка-курсор».
другие тексты:
19.07.2010
Вышел новый номер газеты СА за июль