RSS
29.11.2008
Елена Лааксо // Капитель, №2 (март) 2008г.

Финская архитектура сегодня

  • Архитектура
  • Объект
Здании исследовательского института леса Metla House (SAPK Architects, Joensuu, 2004). Здании исследовательского института леса Metla House (SAPK Architects, Joensuu, 2004).

информация:

Архитектурный бум захлестнул мир. Яркие проекты появляются в разных точках земного шара. Но финская архитектура не будоражит сознание оригинальностью форм или концептуальностью, даже несмотря на то, что сегодня инженерно-строительные технологии позволяют воплощать в реальность самые дерзкие замыслы. В Финляндии, которая не так давно пережила расцвет в архитектуре, подарив миру такого мастера, как Алвар Аалто, придерживаются своих принципов

В течение последних десятилетий финские архитекторы с осторожностью относились ко всем модным архитектурным тенденциям. Конечно, новые объекты, появляющиеся в мире, вызывают у них большой интерес. Но в своей стране, где города рассматриваются как исторический континуум, архитекторы постоянно ищут и находят компромисс между традиционностью, индивидуальностью и новизной для сохранения целостности и преемственности городских ансамблей.

Скромные экстерьеры и яркие интерьеры
Еще несколько десятилетий назад в Финляндии архитектурные объекты, например, Дом-Финляндия (арх. Алвар Аалто, 1962–1971, Хельсинки), демонстрируя новизну, контрастировали с окружением. Сегодняшние здания, наоборот, становятся незаметными, гармонично и аккуратно вписанными в среду. NR (Natur Rutan) – новое здание Парламента (архитектор Пекка Хелин, Хельсинки, 1998–2004) – яркое тому подтверждение. Эта постройка с обилием стекла и металлоконструкций соседствует с главным зданием Парламента и является его фактическим продолжением. Занимая одно из центральных мест в городском ансамбле, она стала важным связующим звеном с уже существующей архитектурой. Автор удачно использовал в проекте иконографию главного здания Парламента: те же пропорции и материалы во внешней отделке. Тем не менее эта постройка является самоценным произведением архитектуры. Здание соразмерно с окружающим пространством, а использованный масштаб поражает близостью к человеку.

Главная библиотека в городе Lohja (Lahdelma & Mahlamki, 2002–2005) была мастерски вписана в сложный ландшафт. Основная архитектурная задача заключалась в создании такого здания, которое гармонировало бы со старыми постройками вместе с тем было бы выразительным образцом современной архитектуры. Новая часть библиотеки выходит на улицу, завершая общий вид комплекса. Вход словно поглощает прохожих: прямо с улицы они попадают в увлекательный, «неспешный» мир книг. Все коммуникации проведены под полом, что позволяет легко адаптировать пространство под любые нужды. В интерьере дубовый шпон стен создает теплый контраст с белым потолком и темно-серым ковром на полу. Чтобы обеспечить защиту от солнца и снизить тепловые нагрузки, архитекторы проработали расположение оконных проемов и предусмотрели механические щиты от солнца.

В стремлении вписаться в окружающий мир здания могут буквально врываться в землю. Яркий пример – торговый центр Камппи (архитектурное бюро Davidsson Architects, Хельсинки,1999–2005) с его подземными вокзалами. Камппи действительно немного сместил акценты от исторического центра и стал не просто транспортным узлом (метро-автовокзал), но и удобным торговым комплексом с ресторанами, бутиками и жилой частью, смягчающей его архитектуру. Сплошной ряд офисов оформил улицу в типичном стиле для центра Хельсинки. Общая площадь, занимаемая помещениями, составляет 53 600 квадратных метров. По соображениям безопасности пешеходы и автобусное движение полностью изолированы друг от друга. Пассажирский поток регулируется посредством автоматических информационных табло и автоматических дверей, автобусные платформы видны сквозь стекло. Негативное восприятие нахождения под землей удалось решить с помощью искусственного освещения и даже частично естественного света.

Современные проекты, внешне спокойные, демонстрируют свою индивидуальность во внутренней планировке и дизайне. Смещение архитектурного фокуса с экстерьера на интерьер позволило последнему обрести яркость. Так,  удивительные интерьеры украшают достаточно скромное кирпичное здание VTT Digitalo в Эспоо (архитектурное бюро Tuomo Siitonen Architects, 2005) с незамысловатой архитектурой, продолжающей линию соседних кирпичных построек.

Даже в конкурсных работах студентов сразу обращаешь внимание на лаконизм экстерьера и его необычную начинку. Созданный для выставки Habitare павильон для прослушивания музыки Mafoombey (Martti Kalliala и Esa Ruskeep совместно с Martin Lukasczyk, 2005), выполненный из картона, демонстрирует, как обычный кубический объем может содержать внутри сложное пространственное решение.

Стекло, кирпич, дерево
В последние годы стекло не давало покоя финским архитекторам. Здания со стеклянными фасадами, переходами, коридорами наводнили Финляндию за каких-то пять-семь лет. Этот материал иллюзорно растворяет строения, делая их незаметными, придавая им легкость, поэтому большая часть подобных проектов – офисные здания и торговые центры.

Апогеем стеклянного периода стал проект Sanomatalo (1999) архитекторов Jan Sderlund и Antti-Matti Siikala. Все фасады здания полностью выполнены из стекла. Несмотря на свои внушительные размеры, оно воспринимается очень легким и открытым, может, даже излишне обнаженным. На конкурсном этапе новое здание Парламента (см. выше) было также выполнено полностью из стекла, но впоследствии стало ясно, что комбинация с  кирпичом и гранитом сделает его более незаметным и гармонично сочетающимся с уже существующим ансамблем. Использование же стекла в проекте Sanoma обоснованно и концептуально. По словам архитектора Хелина, «…в наши дни архитектура высокой политики – это место открытое и по-настоящему близкое к людям». Прозрачность стекла обнажает внутреннее пространство, демонстрируя теплоту деревянных покрытий и всего интерьера, дает возможность понять архитектурный замысел.

Однако мода на использование стекла в архитектуре постепенно проходит. Современные финские архитекторы предпочитают более мягкие материалы: дерево и кирпич.

В здании Технологического университета в Лаппеенранта (Heikkinen-Komonen Architects, 2004) использована  кирпичная отделка – как для внешних фасадов, так и для стен внутренних помещений. В результате создается ощущение гармоничного пространства с лаконичным интерьером, где фасады здания плавно перетекают вовнутрь.

Применение кирпича в современной архитектуре словно обращение к ее истории и вместе с тем – новое в ней слово. Он прекрасно сочетается с деревом, медью, бетоном. Финский Музей сельского хозяйства Sarka (SAPK Architects, Loimaa, 2005) был построен в районе добычи глины в юго-западной Финляндии. Скульптурный объем и единообразие материала являются хорошей отправной точкой, наземным ориентиром, типичным для сельской местности.

Использование дерева на сегодняшний день вызывает массу сложностей, обусловленных требованиями пожарной безопасности. Однако этот материал вновь играет одну из ведущих ролей. Он стал основным не только при отделке интерьеров, но применяется и в несущих конструкциях зданий, как, например, в здании исследовательского института леса Metla House (SAPK Architects, Joensuu, 2004). Этот проект пропагандирует собой дерево как альтернативный материал для создания офисных помещений. Характерная черта его архитектуры заключается в контрасте между открытым, глубоким внутренним пространством и закрытой внешней оболочкой. Все здесь начинается с интерьера: словно призывающая к бою пустота середины и тихий внешний круг. Спокойный общий план оживляется инновационным применением дерева во всех возможных элементах и конструкциях.

Целью осуществления проекта Часовни Shingle Churgh (Lassila Hirvilammi Architects, Krsmki, 2005) было создание деревянной конструкции, оптимальной для сопротивления погодным условиям и при этом с простой, архаичной атмосферой внутри. Эта постройка великолепно сочетает в себе традиции деревянного зодчества и современные пространственные идеи. Человек, входящий в храм, проходит через полумрак пространства в направлении освещенного алтаря.

Дерево вновь начали использовать и при строительстве частных домов, обращаясь к архитектурным традициям. Применение дерева вновь пробудило интерес к культовым сооружениям. В результате появились новые интересные объекты. Например, в часовне искусства Св. Генри (Sanaksenaho architects, Turku, 2005) несущие конструкции здания были сформированы клееными и ламинированными древесными балками в виде скелета рыбы. Характерные органические формы часовни, где профиль гребня крыши повторяет линию вершины холма, а цвет древесины постепенно изменяется под воздействием естественного света, – настоящее архитектурное чудо. Интерьер полностью выполнен из дерева. Инженерные коммуникации скрыты под полом, а вентиляция размещается в нишах вдоль стен и закрыта медными решетками. Вся мебель была разработана специально для этой часовни. Скамьи и алтарь выполнены по индивидуальному проекту. И тем не менее внутренняя отделка напоминает финнам сауну. Сама часовня находится на вершине холма среди хвойных деревьев и вписывается в ландшафт, как традиционное культовое сооружение. Расположенная по соседству с местным центром поддержки больных раком, она стала местом для тихого созерцания. 

Реставрация и реконструкция
Финны просто уверены, что сегодня нужно стараться строить как можно меньше. Ведь о родной природе никто не позаботится, кроме них самих. Старые промышленные здания и районы переоборудуются в необходимые обществу объекты по принципу конверсии, уже давно применяемому во всем мире. Наряду с новыми проектами очень активно проводится реконструкция старых зданий. Архитектуру многих из них стараются максимально сохранить. Так, например, в помещении бывшего Кабельного завода в Хельсинки, которое уцелело благодаря архитекторам, снимавшим в нем мастерские и отстоявшим здание, возник Центр современного искусства. В Турку отреставрировали постройки бывшей верфи, открыв в их стенах музей и Морской центр Forum Marinum (архитектурное бюро LPR-arkkitehdit, 2002). В его интерьере использованы части парусных кораблей.

Один из последних объектов – самый большой музей в Финляндии EMMA (архитекторы Hanna Helander и Timo Airas, бюро AIRAS Arkkitehdit, 2006), расположенный в здании бывшей типографии издательского дома WeeGee (Weilin&Goos). Само сооружение является прекрасным образцом финского конструктивизма (архитектор Aarno Ruusuvuori). Теперь в нем размещается целый комплекс музеев, галерея, ресторан и кафе. Открытость пространства оказалась идеальной для экспонирования, но планировка вызывала ряд сложностей в создании системы поддержания нужной температуры и влажности. А в старом промышленном районе Хельсинки, где когда-то функционировала фарфоровая фабрика Арабия, создан культурный комплекс. Здесь соседствуют Университет искусства и дизайна, а также Университет культуры и обслуживания, Поп- и Джаз-Консерватория, шведскоязычный вуз «Аркада», библиотечный центр «Аралис». Городские власти потребовали от фирм-застройщиц вкладывать до 2 % инвестиций на строительство проектов по искусству на территории Арабияранта. На эти деньги их осуществили уже более пятидесяти.

Бывшая тюрьма в Хельсинки с более чем 200-летней историей полтора года назад была переделана  в четырехзвездочную гостиницу Katajanokka. Одним из условий реконструкции было сохранение центральных лестниц и переходов, церковного зала (одного из самых старых в Финляндии), а также внешних стен, старинная кладка которых напоминает о долгой ее истории. Проект вызвал большой интерес.

Новостройки по-фински
Архитектурная планировка новых районов – одна из самых сложных проблем как в Финляндии, так и во всем мире. Еще ни в одной стране ее не удалось решить в полной мере. Архитекторы обеспокоены проблемой массовой застройки. Все время разрабатываются проекты современных благоустроенных домов. В какой-то степени в Финляндии дает возможность экспериментировать в области жилья выставка Асунтомессут. Но все же, придерживаясь принципа гармонизации городской среды, внешне новые архитектурные решения мало чем отличаются от прежних, построенных в 70-е годы. Может, на фасадах чуть больше стекла и разнообразнее компоновка окон... Зато интерьер не может оставить равнодушным! Архитекторы разрушают привычные представления о внешнем и внутреннем пространстве. Где заканчивается одно и начинается другое? Или этой границы вовсе не существует? Негативное ощущение возникает лишь тогда, когда попадаешь в крошечную по размерам квартиру. Это объясняется тем, что в современном финском обществе наметилась тенденция к уменьшению жилого пространства, что вызвано  высокой стоимостью жилья. И зачастую маленькие квартиры не отвечают современным требованиям.

Около пяти процентов населения Финляндии строит жилые дома по индивидуальным проектам. Реализовать нестандартный замысел сложно. Сначала нужно получить на это разрешение строительного учреждения. Если проект вашего дома не соответствует установленным требованиям того района, в котором планируется его возведение (размеры, этажность, внешний вид и т. д.), то, вполне возможно, от нетипичного решения придется отказаться. Однако архитектору Олави Копонену, спроектировавшему для своей семьи необычный дом Kotilo (Espoo, 2006), удалось его построить. Деревянная конструкция сложной спиралеобразной формы расположена на выставочной территории Асунтомессут. По мнению архитектора, жизненный ритуал не вписывается в суммированный формат комнат, поэтому интерьер обозначен лишь функциональными зонами. Мастера волновали такие факторы, как движение и распространение света, смена времен года и времени суток, запахи и материалы. Объединенные вместе, они привели к созданию некого места для жизни и отдыха, где можно быть самим собой.

Архитектура вполголоса
Один из самых последних масштабных проектов – Дом музыки (архитектурное бюро LPR Architects, Хельсинки) является и самым скандальным. Во-первых, место, в котором будет возведено новое здание, не слишком для него подходит. Найти архитектурное решение стало одной из самых сложных задач, которую пришлось решать. В центре Хельсинки, где уже сформировалась своеобразная городская среда, и вокруг расположены значимые, но разные по стилю объекты, Дом музыки выглядит слишком простым. Необходимость соответствовать принципам современной финской архитетуры и не разрушить уже созданный городской ансамбль лишили его индивидуальности. Дом музыки как зеркало, в котором отражаются соседние здания.

Во-вторых, выбранное место очень шумное, что требует применения специальных технологий и материалов. И, хотя все работы планируется завершить к 2010 году, контракт со строительными фирмами все еще не подписан. Проблема заключается в том, что предположительная стоимость – 106 млн евро – слишком маленький бюджет, который ставит под сомнение реализацию проекта. Несмотря на разногласия спонсоров, подготовительные работы уже ведутся. Если удастся реализовать проект, то он вызовет интерес своей необычной акустикой a mezza voce («вполголоса»). Для этого японцем Yasuhisa Toyota уже просчитана каждая часть здания.

Технологии и будущее
Сегодня финское общество понимает, что самое главное – использовать в архитектуре экологичные материалы и энергосберегающие технологии. А в этом финны преуспели. Первый эко-дом был построен уже в 70-е годы. А в 2005 году в Финляндии был реализован проект первого многоэтажного энергосберегающего дома.

В нем установлены самые современные системы изоляции и вентиляции, а обогрев помещений осуществляется за счет использования человеческого тепла и электроприборов. Эта система под названием MERA позволяет сэкономить 70 % от обычно затрачиваемой энергии. По указу президента Финляндии Тарьи Халонен она получила награду RIL  за отличное развитие энергосберегающей технологии, и теперь планируется массовое применение системы при строительстве.

Фото: Елена Лааско, Ari Karttunen, Jaime Silva,Timo Wright, Jukka Uotila, Thermos,
www.locationguide.fi, www.heikkinen-komonen.fi, www.terasrakenneyhdistys.fi, www.eurobib.com, www.ark-lpr.fi

Павильон для прослушивания музыки Mafoombey (Martti Kalliala и Esa Ruskeep совместно с Martin Lukasczyk, 2005)
Павильон для прослушивания музыки Mafoombey (Martti Kalliala и Esa Ruskeep совместно с Martin Lukasczyk, 2005)
Дом Kotilo (Espoo, 2006), интерьер. Архитектор Олави Копонен
Дом Kotilo (Espoo, 2006), интерьер. Архитектор Олави Копонен
Дом Kotilo (Espoo, 2006). Архитектор Олави Копонен
Дом Kotilo (Espoo, 2006). Архитектор Олави Копонен
Торговый центр Камппи (архитектурное бюро Davidsson Architects, Хельсинки,1999–2005)
Торговый центр Камппи (архитектурное бюро Davidsson Architects, Хельсинки,1999–2005)
Музей и Морской центр Forum Marinum (архитектурное бюро LPR-arkkitehdit, 2002).
Музей и Морской центр Forum Marinum (архитектурное бюро LPR-arkkitehdit, 2002).
Музей и Морской центр Forum Marinum (архитектурное бюро LPR-arkkitehdit, 2002).
Музей и Морской центр Forum Marinum (архитектурное бюро LPR-arkkitehdit, 2002).
Часовня Св. Хенрика на острове Хирвенсало. Архитектор: Матти Санаксенао. (St Henry's Ecumenical Art Chapel, Turku, Finland 2005. Sanaksenaho Architects)
Часовня Св. Хенрика на острове Хирвенсало. Архитектор: Матти Санаксенао. (St Henry's Ecumenical Art Chapel, Turku, Finland 2005. Sanaksenaho Architects)
Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты: