09.08.2008

Старое, очень старое, и не совсем новое (Прогулка по Москве)

  • Наследие
Москва. Лубянский проезд, дом № 13. Фото: Евгения Самсонова-Пряхина © Москва. Лубянский проезд, дом № 13. Фото: Евгения Самсонова-Пряхина ©

информация:

На этот раз гулять будем по центру города, но не всё время по центральным улицам. По улицам, на которых соседствуют, а иногда доживают последние дни здания разных стилей, форм и назначений. Таким и будет наше следующее путешествие по дорогам Москвы разных времен

Начнем с Лубянского проезда, дом № 13 первый план реконструкции Москвы. Угловое здание, конструктивистский минимализм, большие окна, геометричность. Большой контраст с Политехническим музеем, зданием эпохи модерн. Обходим его вокруг, к сожалению, сейчас фасад музея покрыт лесами. Покидаем улицу Новую, площадь Ильинских ворот и уходим по улице Маросейке. Оживленная, насыщенная различными едальнями и трапезными. Сворачиваем в тихий Староглинищевский переулок, название ему дано XIV-XVвв, по урочищу Глинищи, месту добычи глины для строительства церкви «Спаса Преображения», поставленной здесь в XVв., снесенной в 1931г. Переулок разношерстный, здесь и грузинское кафе, и синагога, от Маросейки здания невысокие, двухэтажные, постройки до XIXв.

Идём вниз, поворачиваем налево, в Петроверигский, который упирается в Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых Петра и Павла в Москве. Рядом с ним часовня, построенная по проекту Ф. Шехтеля. Сам собор построен по проекту В.Косова в 1905 году. В ноябре 1936 года пастор А. Штрек и церковный совет были арестованы, а богослужения прекращены. С 1937 года в церковном здании располагался кинотеатр «Арктика», а затем студия «Диафильм». Накануне Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957-го года был разобран шпиль собора, чтобы в здании никто не мог узнать лютеранскую церковь. Раньше его колокольня была покрыта плющом и создавала ощущение, что это не центр Москвы, а маленький прибалтийский городок со старой церковью. Теперь здесь идут реставрационные работы, востанавливается утраченый шпиль, и плюща на ней, к сожалению, больше нет. Но если попросить пастора, он с радостью проведет вас во внутрь и покажет скромное убранство собора.

Идем дальше, по Старосадскому, мимо Государственной публичной исторической библиотеки с гербом СССР и дома номер 10, дома Салтыкова, памятника истории, построенного во второй половине XIX века.

Переулок упирается в перекресток. Направо улица Забелина, серые здания с арками. Слева Часовня, с белой стеной Ивановского монастыря, которая плавно переходит в трапезную, в трапезной вкуснейшие пирожки и булочки. Спускаемся далее вдоль стены в Малоивановский переулок. Идём по нему до Т-образного перекрестка и поворачиваем на Подколокольный, по которому выходим на бульвар. Отсюда открывается отличный вид: «Булочная у яузских ворот», напротив настоящая советская Женщина, а под ней Кафе-Кулинария.

Сразу в памяти всплывают последние кадры «Покровских ворот», где мотоцикл с Людочкой и Львом Евгеньевичем провожает взглядом чета Соевых.

Переходим бульвар, никуда не сворачивая, идём вверх, в доме номер 13 по Воронцову полю раньше находилась редакция газеты, космической тематики, и во дворе у них стоял памятник, полная женщина с крыльями стрекозы, с большой головой и лицом, смотрящим в небо, возможно, жена Карлосона. Ныне это культурный центр Кореи, и памятник переехал в неизвестном направлении. На противоположной стороне посольство Индии.

Воронцово поле 10, дом, который был снят в фильме «Место встречи изменить нельзя», из его ворот выезжал «Фердинанд» Жиглова.

Здание обнесено оранжевым забором. На самом деле это физико-химический университет, фасад украшают цитаты Менделеева и Ломоносова и их портреты. Одной из своих сторон институт выходит в переулок Обуха, по другую сторону  переулка, если пройти ниже, Институт мозга, красное кирпичное здание, выделяющееся своими формами.

Выходим к Земляному валу. Если спуститься по нему к набережной и перейти ее, то можно оказаться в выставочном центре им. Андрея Сахарова, можно отдохнуть в сквере перед музеем и идти дальше, а можно закончить прогулку у метро Курская. Но наш маршрут продолжается. Налево и снова налево, возвращаемся на Воронцово поле и сразу сворачиваем направо в Подосенский.

Когда-то здесь был целый квартал усадеб - Подсосенский квартал усадеб XVIII—XIX веков. Это дома 21, 25, 26, 30. В открытые ворота дома номер 25, видна небольшая скульптура детей, играющих в баскетбол. Теперь это не двор усадьбы, а внутренний двор Российского научно-технического общества строителей.

Справа светло-зеленый особняк с атлантами у парадного входа. А на пересечении с Казарменным переулком здание доходного дома Н. Г. Тарховой — шедевр северного модерна работы архитектора Г. И. Макаева, 1903—1904гг., он же спроектировал северное крыло Политехнического музея. Фасады дома находятся в аварийном состоянии, но до этого уже много лет никому нет дела.

По Казарменному переулку снова выходим на бульвар, направо, к Чистым прудам. Вокруг прудов, как обычно, не стихает движение, музыка. Завершаем наш маршрут осмотром фото выставки «Подводный мир».

А вот и метро.

Фото: Евгения Самсонова-Пряхина ©Фото: Евгения Самсонова-Пряхина ©
Москва. Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых Петра и Павла. Фото: Евгения Самсонова-Пряхина ©Москва. Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых Петра и Павла. Фото: Евгения Самсонова-Пряхина ©
Фото: Евгения Самсонова-Пряхина ©Фото: Евгения Самсонова-Пряхина ©
Москва. Доходный дом Н.Г. Тарховой. (1903-1905, архитектор Г.И. Макеев, Подсосенский пер., 18/5) Фото: Евгения Самсонова-Пряхина ©Москва. Доходный дом Н.Г. Тарховой. (1903-1905, архитектор Г.И. Макеев, Подсосенский пер., 18/5) Фото: Евгения Самсонова-Пряхина ©
Фото: Евгения Самсонова-Пряхина ©Фото: Евгения Самсонова-Пряхина ©
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: