RSS
21.08.2017

Концепция сохранения исторической части города Выборга

  • Наследие
  • Объект

информация:

  • где:
    Россия. Выборг

Выборг – уникальный для территории России город, обладающий многовековым мультикультурным наследием. Являясь пограничным форпостом на берегах Балтики, в разные периоды своего существования он входил в состав различных государств (Швеция, Финляндия и Россия) и сохранил в своих памятниках культуру этих народов. Сочетание североевропейского и русского наследия на этой небольшой территории составляет основу своеобразия и самобытности облика города.

По материалам работы ФГУП ЦНРПМ1

См. полный текст статьи с иллюстрациями на сайте издания

Хронологический и стилистический диапазон объектов культурного наследия Выборга отличается исключительной широтой – от средневековых построек XIII века до зданий эпохи модернизма  первой половины ХХ века. В городе сохранились единственный в России западноевропейский  замок XIII века и целая группа шведских средневековых домов XV–XVII веков, комплексы фортификационных сооружений XIII–XIХ веков, незаурядные постройки в стиле национального  романтизма и северного модерна рубежа XIX–ХХ веков, а также памятники периода модернизма и  функционализма XX века, всемирно признанные шедеврами данных направлений. Ярким примером тому является городская библиотека Выборга – единственная на территории России постройка  лидера европейского функционализма Алвара Аалто.

Выборг представляет собой обширный архитектурно-ландшафтный комплекс, ценность которого определяют не только архитектурные памятники и ансамбли, но и вся историческая  пространственно-планировочная композиция в сочетании с природным ландшафтом. Его редкое культурно-эстетическое и природное своеобразие определено расположением на побережье и островах в акватории Выборгского залива Балтийского моря, изрезанных глубокими бухтами.

Историко-градостроительная ценность Выборга подтверждается присвоенным ему статусом исторического поселения федерального значения2, который предусматривает государственную охрану планировочной и объемно-пространственной структуры, панорам, силуэтных, композиционных и других характеристик исторической среды, составляющих его особенности и подлежащих обязательному сохранению3.

Историко-культурный потенциал территории исторической части Выборга может стать одним из факторов развития города – основой социального и экономического развития, стартом туристических, культурных, спортивных, образовательных программ, стимулом подъема малого бизнеса. В соответствии с полученным статусом исторического поселения средствами и  мероприятиями по сохранению должны быть обеспечены не только отдельные объекты культурного наследия, но и весь город в целом как целостный объект наследия, что даст возможность сделать Выборг более привлекательным для российского и международного туризма.

Проблемы сохранения историко-культурного наследия Выборга в ХХ веке

В 1944 г. Выборг вошел в состав СССР. После значительных разрушений, полученных городом в результате двух войн, в первое послевоенное десятилетие в Выборге велись восстановительные работы, целью которых было вернуть город к жизни. При ремонте домов жилого фонда не ставилось задачи восстановления исторического облика зданий, что привело к утратам очертаний крыш, щипцов и декоративных деталей фасадов. Некоторые здания, сильно пострадавшие во время войн, были снесены, несмотря на их градостроительное значение (например, Новый кафедральный собор).

В границах исторической части города Выборга находится 216 объектов культурного наследия4, из них 16 федерального значения, 72 регионального значения, 123 выявленных объекта. Многие из них являются комплексными памятниками, их пообъектный состав не утвержден, таким образом, общее число памятников исторической части города – более 350. Многие памятники нуждаются в уточнении адресов и наименований, без чего невозможно их включение в государственный реестр. Также в центральной части города находится большое количество исторически ценных градоформирующих объектов, не имеющих охранного статуса. В предмет охраны исторического поселения федерального значения город Выборг внесено 785 объектов5, как имеющих статус памятников, так и подлежащих сохранению ценных градоформирующих зданий и сооружений.

К 1950-м гг. были закончены восстановительные работы, и был принят новый генеральный план развития города, по которому велась типовая застройка советского периода.

С 1960 г. были начаты реставрационные работы на наиболее ценных исторических зданиях. Были проведены реставрационные работы не менее чем на 57 объектах Выборга, причем на половине из них работы продолжались и в новейшее время после 1991 г. Но большая часть памятников и ценной застройки не ремонтировалась и постепенно приходила в неудовлетворительное состояние.

На месте полностью утраченных строили новые здания, не соответствующие традиционным параметрам и облику исторической части города. В ряде случаев остались незастроенные участки – лакуны в городской структуре центра города.

В 2013 г. по согласованию с администрацией города начался снос одного из исторических кварталов по Крепостной улице, что получило большой резонанс и привлекло внимание к проблеме сохранения исторического города на федеральном уровне. Снос удалось остановить. В результате поручения президента Российской Федерации 6 Министерством культуры России были начаты изучение и поиск путей решения сложившейся проблемы сохранения памятников Выборга.

В 2014 г. международные организации – участники семинара Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) «Мультикультурное наследие Выборга и его сохранение» предложили начать процесс включения Выборга в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и одновременно в список объектов ИКОМОС, находящихся под угрозой (Heritage Alert). Также была принята «Дорожная карта по сохранению мультикультурного наследия Выборга»7, содержащая базовые принципы и рекомендации. Документ был доведен до всех ветвей исполнительной власти.

По итогам общественного, в том числе международного, движения Министерством культуры России было принято решение, одобренное правительством Российской Федерации, о необходимости комплексного подхода к сохранению исторической среды уникального города. В качестве первого шага для реализации такого подхода ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» была заказана Концепция сохранения исторической части города Выборга.

Формирование подобных концепций способствует распространению идей, заложенных в Конвенции об охране Всемирного природного и культурного наследия, сопровождающих ее руководящих документах, где культурный ландшафт, как городской, так и природный, стал рассматриваться как категория наследия. Такой подход делает нашу страну участником процесса осмысления культурного наследия как общемировой практики.

Разработка Концепции сохранения исторической части города Выборга

Жанр такой концепции возник достаточно недавно и отличается от архитектурно-реставрационной концепции как своими задачами, так и методологией. Прежде всего, концепция сохранения целого города – это взгляд на него сверху, где анализ и оценка сложившейся ситуации идет «от общего к частному».

Задачей работы стал сбор и анализ всей информации о городе, его памятниках, градостроительном развитии, о существующем состоянии в сфере культурного, социального, экономического положения; выявление проблем в области сохранения культурного наследия, которые требуют скорейшего решения. Целью работы стала разработка рекомендаций и предложений по сохранению, реставрации, воссозданию, приспособлению объектов культурного наследия и сопутствующей им историко-архитектурной среды. Министерством культуры была поставлена задача сформулировать систему взаимоувязанных стратегических решений, направленную на сохранение существующих объектов культурного наследия и возрождение (воссоздание) утраченных объектов, расположенных на территории исторического центра города Выборга.

Совместно с архитекторами НПиПО «Союзстройреставрация» города Санкт-Петербурга (М.Ю. Асеев, И.А. Хаустова, Т.В. Юрьева и др.) в Выборге было обследовано 415 памятников, проанализирована действующая градостроительная документация, изучено состояние города, его инженерных сетей, инфраструктуры, готовности для обеспечения туристической деятельности. По всем проанализированным направлениям выявлено полное несоответствие требованиям законодательства в области сохранения культурного наследия, начиная с фактического отсутствия контроля за сохранением памятников и до противоречий действующей градостроительной документации, которая не учитывает требований сохранения объектов культурного наследия.

В работу был включен раздел, посвященный охране археологического наследия, которое является не только богатством, но и острейшей проблемой города Выборга, т.к. контролю за его сохранением и изучением в последний период не уделяется должного внимания.

Выводы и результаты Концепции сохранения исторической части города Выборга

Главные принципы разработки концепции базировались на требованиях действующего законодательства в области сохранения объектов культурного наследия и градостроительного законо-

дательства. Город в целом рассматривался и анализировался, как единый объект наследия. Выработанные рекомендации направлены, прежде всего, на сохранение и восстановление целостности его исторического облика и структуры.

Проведенный историко-градостроительный анализ позволил определить, что наивысшей точкой многовекового поступательного архитектурно-градостроительного развития Выборга стал конец 1930-х гг., когда городская структура приобрела наиболее целостный облик и еще не подверглась деструкции. Этот период очень хорошо документирован и может быть условно принят за основу в общей концепции восстановления архитектурного облика города. Первая половина ХХ века принята в качестве «оптимальной даты» и при утверждении Министерством культуры РФ предмета охраны исторического поселения города Выборга. После этого рубежа началась трансформация градостроительной среды, и появились участки, разрушенные в результате событий военных лет, а также некорректной градостроительной политики советского и постсоветского времени второй половины ХХ – начала ХХI в.

В Концепции даны рекомендации по восстановлению участков утраченной застройки в соответствии с параметрами, которые необходимо разработать в составе проекта режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах исторического поселения с последующим их внесением в генеральный план муниципального образования «Выборгское городское по- селение» и правила землепользования и застройки (статья 60 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ). Режимы и регламенты позволят определить параметры регенерации историко-градостроительной среды, обеспечат требования по сохранению ценных видов и панорам, доминант, ландшафтных зон, морского фасада – всей застройки города и водной акватории в границах исторического поселения.

При анализе действующей градостроительной документации были выявлены ошибки и даны рекомендации по их исправлению. В генеральном плане города не учтены требования по охране объектов культурного наследия, не установлены границы их территорий и зоны охраны. Разработанный в 2009 г. проект зон охраны (НИИ «Спецпроектреставрация» (СПб) не утвержден и уже успел устареть, поэтому необходима его корректировка или разработка нового проекта зон охраны в соответствии с требованиями и в порядке, установленном Положением о зонах охраны объектов культурного наследия. Таким образом, необходимы разработка и утверждение границ территорий объектов культурного наследия и их зон охраны с последующим внесением в генеральный план города Выборга. Для совершенствования инфраструктуры города в рамках Концепции сформулированы рекомендации по совершенствованию систем инженерных и транспортных коммуникаций, других сфер жизни города, связанных с перспективами его туристического развития.

В рекомендательном разделе даны предложения по статусу памятников, включая памятники археологии, по уточнению составов комплексов, по музейному использованию уникальных средневековых памятников.

По результатам проведенного натурного обследования застройки выявлено, что подавляющее большинство памятников и ценных объектов застройки находятся в неудовлетворительном состоянии, некоторые в аварийном и руинированном.

В составе Концепции присутствуют такие важные документы, как карта рисков утраты и план мероприятий по сохранению, позволяющие определять тактику и стратегию работ по сохранению культурного наследия и оценивать уровень необходимых затрат на их реализацию.

В соответствии с требованиями действующего законодательства основной вид деятельности по объектам культурного наследия – реставрация и приспособление для современного использования, противоаварийные работы, выведение из неудовлетворительного технического состояния. Для ценных градоформирующих объектов – противоаварийные работы, выведение из неудовлетворительного технического состояния, реставрация фасадов, ограниченная реконструкция с приспособлением для современного использования, в том числе создание на их базе дополнительных гостиниц и улучшенного жилого фонда для населения.

Условием их спасения является не только проведение реставрационно-восстановительных работ, но и определение дальнейшей функции, выбор приспособления для современного использования, насыщение памятников и ценных градоформирующих объектов современной функцией. Приоритетным видом использования объектов культурного наследия является историческая функция, ее сохранение, восстановление, развитие через территориальный подход к сохранению наследия. Основным объектом охраны и использования становится территория со всем многообразием присущих ей элементов наследия, сохранившимися формами традиционной культурной и хозяйственной деятельности, исторически сложившимися системами расселения.

В Выборге, несмотря на политические изменения в ХХ столетии, достаточно стабильным оставался характер использования зданий, что стало одной из причин существующей высокой степени сохранности памятников и исторической градостроительной среды. К объектам со стабильной исторической функцией можно отнести, например, банки начала ХХ века, главпочтамт, архив и ряд других сооружений, сохранивших первоначальное назначение и отличающихся целостностью и почти музейной сохранностью интерьеров. Решающим фактором сохранения объекта культурного наследия в большинстве случаев можно признать соответствие современного использования здания его первоначальной функции, повлиявшей при его создании на архитектурное решение.

Так, например, жилые дома, несмотря на несоответствие современным нормативам (пожарным, санитарным), отсутствие лифтов и некоторых удобств, отсутствие капитального ремонта, в большинстве сохраняют свою функцию.

По зданиям жилого фонда, являющимся объектами культурного наследия, приоритетным является сохранение жилой функции; в них должны проводиться работы по реставрации фасадов, подъездов, лестничных клеток. При реставрации особое внимание необходимо уделить восстановлению особенностей каждого здания, его силуэтных характеристик, особенностей отделочных материалов и цветового решения фасадов. Внутри допустимы ограниченная реконструкция и модернизация жилья с обеспечением современными инженерными системами при условии сохранения основных градостроительных характеристик.

Допустимым решением по приспособлению жилых домов, не сохранивших планировку и первоначальную отделку интерьеров, является устройство в них отелей. Строительство гостиниц и других объектов туристической инфраструктуры возможно в рамках регенерации застройки участков, расположенных в центральной части города, до настоящего времени не получивших полноценного градостроительного освоения.

В городе сохранилось несколько недействующих промышленных предприятий – объектов культурного наследия, их современное использование составляет другую проблему. Для этих сооружений можно предложить два возможных варианта: возвращение исторического производства или перепрофилирование под культурную, туристическую, общественную или деловую функцию. В первом варианте будет восстановлена функциональная оправданность архитектурного решения – памятник сохранит культурно-художественный смысл и значительную часть исторической ценности. Во втором варианте в помещениях закрытых предприятий возможно создание крупных выставочных, культурно-досуговых, туристических и общественно-деловых центров. Такое использование позволит сохранить планировочные особенности этих зданий – обширные пространства и большепролетные перекрытия, имеющие самостоятельную архитектурную ценность.

Учитывая особенности современного экономического развития и изменившиеся технологии производства, вариант с изменением функции зданий в целях их включения в культурные и туристические программы может оказаться не только перспективным, но и единственным для сохранения таких памятников.

Для уникальных средневековых памятников самым действенным и желательным направлением может стать создание государственного объединенного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. В состав музея предложено включить Комплекс крепостных построек и сооружений на острове (Замок), существующий в настоящее время как государственный музей «Выборгский замок», и другие древние здания и сооружения XV–XVII вв., в том числе:

– «Костел Гиацинта, XV–XVII вв.» (ул. Водной Заставы, 4) – объект культурного наследия федерального значения;
– «Жилой дом, XVI–XVII вв.» (Прогонная ул., 5; ул. Заставы, 5)– объект культурного наследия федерального значения;
– «Дом купеческой гильдии, XVI в.» (Выборгская ул., 8) – объект культурного наследия федерального значения;
– «Церковь Святой Марии и Святого Олафа (с 1554 г. кафедральный собор)» – в имущественном составе объекта культурного наследия федерального значения «Часовая башня, XV–XVII вв.» (выявленный объект культурного наследия «Б. кафедральный собор»);
– «Жилой дом, XVI в.» (Выборгская ул., 10) – объект культурного наследия федерального значения;
– «Башня Ратуши, XV–XVII вв.» (Выборгская ул., 11) – объект культурного наследия федерального значения;
– «Часовая башня, XV–XVII вв.» (Крепостная ул., 5б) – объект культурного наследия федерального значения;
– «Жилой дом, XVI в.» (Крепостная ул., 8) – объект культурного наследия федерального значения;
– «Жилой дом, XVI в.» (ул. Красина, 12) – объект культурного наследия федерального значения;
– «Собор кафедральный лютеранский» (участок Торкельского парка – выявленный объект культурного наследия);
– «Церковь Францисканского монатыря» (фундаменты)» (Прогонная ул., 10–12) – выявленный объект культурного наследия;
– «Собор монастыря «Черных братьев», XV–XIX вв.» (Выборгская ул., 13) – объект культурного наследия регионального значения.

Кроме того, в состав объединенного музея-заповедника предложено включить фортификационные комплексы с их
территориями:
– «Кронверк (ансамбль крепости, бастионы, куртины, рвы, ворота), 1731–1740 гг.» (Выборгская слобода) – объект культурного наследия федерального значения;
– «Бастион «Панцерлакс», 1568–1592 гг.» (Выборгская ул., близ д. 1) – объект культурного наследия федерального значения;
– «Круглая башня, XVI в.» (Рыночная пл.) – объект культурного наследия федерального значения;
– «Остатки каменных оборонительных сооружений Рогатой крепости» – объект культурного наследия федерального значения;
– «Восточно-Выборгские укрепления» (Батарейная, Интендантская горы) – выявленный объект культурного наследия.

Предложения по созданию в Выборге музеев-заповедников ранее были представлены в «Государственной стратегии формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации» (2008 г.), где намечалась организация двух музеев-заповедников – «Выборгское морское сражение 1790 г.» и «Выборг (бывший губернский центр)». Данные музейные учреждения при условии принятия положительного решения Министерством культуры Российской Федерации могут быть созданы в составе объединенного музея-заповедника.

В Концепции даны предложения по организации музейно-туристических маршрутов – пешеходных, велосипедных, с включением этих памятников, а также с возможным восстановлением исторической линии городского трамвая.

По памятникам необходима разработка видов и вариантов управления объектами культурного наследия, как то: включение в состав музеев, музеев-заповедников; передача организациям, инвесторам и меценатам, осуществляющим туристические, культурные, образовательные, спортивные и другие программы; создание дирекций по управлению объектами.

В Концепции даны рекомендации по совершенствованию системы учета и охраны объектов культурного наследия. Практически для всех требуется разработка полной нормативно-правовой базы: определение пообъектного состава, уточнение наименований, адресов, определение предметов охраны и территорий памятников с последующим внесением в единый государственный реестр объектов культурного наследия на основании заключений государственной историко-культурной экспертизы.

В настоящее время контроль за сохранением памятников осуществляет Департамент государственной охраны,
сохранения и использования объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области. В Выборге нет органа охраны памятников или его представителя, также нет представителей археологической службы. Все это ведет к невозможности эффективно выполнять требования в области охраны объектов культурного наследия. Одной из рекомендаций в рамках разработанной Концепции стало усовершенствование работы государственных органов охраны памятников на территории Ленинградской области и Выборга, создание подразделения (сектора) по контролю за сохранением памятников Выборга (не менее 3 человек, включая специалиста-археолога).

По результатам проведенной инвентаризации и оценки технического состояния памятников была сделана база данных, включающая сводную таблицу по всем объектам. По каждому объекту приведены сведения о наименовании, охранном статусе, датировке, материале, историческом и современном использовании, имущественной принадлежности, техническом состоянии и угрозе утрат. На основании полученных данных были сделаны сметные расчеты и определена стоимость работ – первоочередных противоаварийных мероприятий по аварийным объектам, работ по реставрации объектов культурного наследия, рассчитанных на более длительный период. Разработан график проведения работ (дорожная карта) с определением очередности их выполнения, определена предварительная общая сумма необходимого финансирования для проведения работ по всему городу.

Отдел культуры Ленинградской области и городская администрация впервые получили сводную информацию о находящихся в Выборге объектах культурного наследия со всей учетной документацией и сметными расчетами на восстановление. Результаты используются для планирования и формирования конкурсной документации на реставрацию.

Рассмотрение и утверждение Концепции

Первое рассмотрение Концепции проводилось в стенах проектной организации – на Научно-техническом реставрационном совете. Были приглашены рецензенты, представители Минкультуры РФ, Отдела культуры Ленинградской области и всех заинтересованных сторон.

6 декабря 2014 г. работа была представлена на коллегии Министерства культуры РФ с участием министра культуры РФ Владимира Мединского и губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, состоявшейся в Государственном музее-заповеднике «Петергоф», где получила принципиальное одобрение.

Общественные слушания Концепции прошли в здании Библиотеки Алвара Аалто в Выборге 16 апреля 2015 г., куда пришли представители городской администрации, архитекторы, археологи, историки, краеведы, студенты и все желающие. После бурной дискуссии о проблемах Выборга и путях их решения сообщество однозначно высказало положительное
отношение к представленной работе. На отдельной встрече свое одобрение и надежду на будущий результат высказали специально приехавшие представители ИКОМОС и финских организаций, занимающихся проблемами сохранения Выборга как бывшего финского города.

Основные проблемы сегодняшнего дня

Несмотря на очевидную пользу проделанной работы, для полноценного применения рекомендаций Концепции на практике необходима разработка федеральной или региональной программы, которая могла бы распределить и упорядочить полномочия, урегулировать правовые вопросы, определить источники финансирования и установить требования к срокам и качеству необходимых работ.

Отсутствие координации между ведомствами разных уровней и сложность финансирования самых проблемных направлений нивелируют даже те действия, которые предпринимаются в настоящее время. 

1 Разработка концепции сохранения исторической части г. Выборга (Ленинградская область). Архив ФГУП ЦНРПМ, шифр 408, инв. №№ 1-48 (всего 48 томов). 
2 Приказ Министерства культуры РФ и Министерства регионального развития РФ № 418/339 от 29.07.2010 «Об утверждении перечня исторических поселений».
3 Статья 59 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской Федерации».
4 На момент проведения исследований в 2015 г.
5 Приказ Министерства культуры Российской Федерации № 119 от 20 января 2015 г. «Об утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения федерального значения город Выборг Ленинградской области».
6 Поручение президента Российской Федерации от 26.03.2014 № Пр-648. Правительством Российской Федерации поставлена задача Минкультуры России проработать вопрос финансирования сохранения объектов культурного наследия за счет средств федерального бюджета.
7 Дорожная карта по сохранению мультикультурного наследия Выборга. По итогам работы семинара «Мультикультурное наследие Выборга и его сохранение», состоявшегося 13–14.02.2014, одобрена 07.04.2014
Комментарии
comments powered by HyperComments