Усадьба уходящая (Суханово)
- Наследие
- Репортаж
Как много за словом «Суханово» стоит для тех, кто причисляет себя к архитектурной братии. Среди великолепных интерьеров любимого Дома творчества ни одно поколение зодчих играло в бильярд, и сидело за обеденным столом в мавзолее князей Волконских. Прежняя идиллия канула в Лету…
Подмосковное поместье на высоком берегу речушки Гвоздни известно было еще в XVII веке. Сложилось оно из близлежащих селений: Суханово, Лопатино да Боброво. В 1697 г. «сельцо Суханово да с окрестностями» Петр I пожаловал видному государственному мужу Тихону Стрешневу, которого чрезвычайно ценил. В знак уважения царь разрешал старику, из всех бояр единственному, не брить бороды. Но платье все равно велел носить европейское, да дочь на ассамблеи приводить.
С кончиной Стрешнева имение перешло другому «птенцу гнезда петрова», Ивану Дмитриеву-Мамонову, влиятельному вельможе, состоявшему в морганатическом браке с царевной Прасковьей, сестрой Анны Иоанновны. Крутой нрав Ивана Ильича заставлял трепетать многих придворных - ведь неспроста Петр, назначая его на пост обер-прокурора сената, довольно четко сформулировал задачу: «Чтоб сенаторы делами занимались, а не посторонними разговорами». Скоропостижная смерть прервала ход этой блестящей карьеры. И Суханово, где уже был поставлен деревянный господский дом, достается племяннику покойного, человеку тоже по-своему заметному. Федор Иванович Дмитриев-Мамонов вошел в историю литературы под именем «Дворянин-Философ». Помимо поэм, его перу принадлежал первый в России труд по нумизматике.
Дела писателя, должно быть, шли не так благополучно, раз пришлось ему выставлять Суханово на торги. Покупатель, а им стал ярославский губернатор, известный масон Алексей Петрович Мельгунов, долго себя ждать не заставил. Выдавая дочь Екатерину за князя Дмитрия Волконского, вельможа отписал имение ей в приданное. Так с 1804 г. и на целое столетие усадьба попадает во владение рода Волконских, что и определяет ее неповторимый облик.
Супруга Екатерины Алексеевны, скончавшегося от ран, полученных во время военной компании 1812 г., похоронили в Суханово. Над склепом в дальней части парка вдова воздвигла храм-мавзолей и освятила его во имя небесного покровителя мужа, Св. Димитрия Ростовского. Ротонду со строгим дорическим портиком венчала шпиль. Аттик и кронштейны образовывали своеобразный орнаментальный пояс, напоминающий корону. Внутри купол был расписан в технике гризайль. Прежде мавзолей окружала полуциркульная колоннада с небольшой колокольней в центре и флигелями по флангам. Вопрос авторства этого великолепного образца московского ампира так и остается открытым: одни ученые сходятся на Д. Жилярди, другие приписывают его В. Стасову.
Главный дом, построенный еще при Дмитриевых-Мамоновых, и большой пруд наметили оси парка еще задолго до того, как поместьем начала распоряжаться Волконская. Однако, обладавшая изысканным вкусом, княгиня не смогла удовлетвориться старым домом. Тотальное переустройство Суханова осуществлялось ее стараниями и руководством. Двухэтажный дом возводился в формах строгого классицизма. Боковые флигеля соединялись с главным домом двухэтажными галереями. К западному флигелю пристраивали домовую церковь во имя Положения Честного пояса Пресвятой Богородицы. Парковый фасад украшали шестиколонным портиком с балконом, в мезонине устраивали танцевальный зал. В нижнем этаже разместился парадный зал и многочисленные гостиные. Сводчатые комнаты в «турецком» и «египетском» и прочих экзотических стилях расписывал известный художник Федор Солнцев. В библиотеке, помимо 4 тысяч томов, преимущественно на французском, хранились модели и чертежи многих дворцовых зданий Петербурга.
Со смертью княгини дело обустройства Суханова продолжил светлейший князь Петр Михайлович Волконский, ее любимый племянник. Друзья звали его по-простому, Петроханом. Но он был далеко не так прост, раз подчиненные, за нежелание выполнять чьи-либо просьбы и известную жадность, наградили его прозвищем «Князь-Нет». Один из ближайших сановников Александра I, князь пользовался безграничным доверием царя, о чем говорят награды и титулы. Был он, вероятно, царедворцем весьма ловким, ежели в 25 - летнем возрасте смог получить чин генерал-адьютанта. По свидетельству современников, Волконский принимал участие в событиях 11 марта 1801 г., когда было совершено убийство Павла I. В день коронации Александр I, надо думать, в долгу не остался. Князь проявил храбрость в битве при Аустерлице, участвовал в работе Венского конгресса, стал первым начальником штаба Кутузова. Он находился при Александре во время поездки в Таганрог, где внезапная смерть прервала жизнь монарха. В свой сухановский дом Волконский перевез диван, на котором лежал смертельно больной император, и снабдил реликвию мемориальной надписью. В кабинете и спальне князь полностью воспроизвел комнаты Александра I, обстановку которой ему подарила вдовствующая императрица Мария Федоровна.
Но выражение чувств к ушедшему покровителю этим не ограничилось. В западном углу парка, за нижним прудом князь Волконский поставил отлитый инженером М.Кларком по проекту В.Стасова 7-метровый чугунный обелиск, увенчанный двуглавым орлом. Рядом с памятником прежде находился детский чайный домик. Маленькие обитатели Суханова собирались здесь за вечерней чашкой чая, любуясь игрой лучиков заходящего солнца в зеркале большого пруда. Под взрослые чаепития приспособили деревянный домик на пригорке, там, где изгибается тропинка. Чай подавался на полукруглой террасе с четырьмя колоннами. Оттого ли, что внутри, прямо в комнатах держали «райских птиц», летающих свободно, домик прозвали «птичником»?
Вряд ли рассчитывали на доход и прибыль от сухановских угодий, усадьба виделась хозяевам лишь местом душевного отдохновения от суеты и блеска столичной жизни. Все в ней располагало к приятному времяпрепровождению. Так, как когда-то и задумывала княгиня Екатерина Алексеевна. Время от времени устраивались пышные приемы и веселые пикники, но по обыкновению, жизнь текла спокойная, нешумная. Волконские в усадьбе были гостями не частыми. Петр Михайлович, особенно ценя время, проведенное в Суханове, писал в Петербург: «Живу совершенно как в раю, никуда не тороплюсь, ответственности никакой, делаю, что хочу»
При Николае I он стал министром императорского двора, и, разумеется, имел возможность приглашать в «подмосковную» лучших тогдашних зодчих: К.Росси, А.Менеласа, А.Григорьева, В.Стасова. Искусствоведы до сих пор не сойдутся во мнении: что конкретно каждый из них в Суханове построил. Одно доподлинно известно: все названные мастера к проектированию этого ансамбля привлекались. Оттого, совершенно не противореча друг другу, встретились в Суханове несколько архитектурных стилей.
В 1824 г Карл Росси составил проект так называемого «храма уединения». Если б дело дошло до строительства, любоваться нам теперь стройным дорическим портиком паркового павильона у липовой аллеи, что ведет в село Лопатино. При этом многие постройки, такие как двухъярусный бельведер у пристани, павильон «Эрмитаж», грот - бесследно исчезли. И хотя небольшая беседка «храм Венеры», под сенью которой стояла статуя богини Любви сохранилась, но от тех мраморных сфинксов, что красовались прежде у пруда, ровным счетом ничего не осталось. Их каменные взгляды, должно быть, провожали крохотные яхты, отплывающие к беседке, белеющей на другом берегу. Для потехи детей и взрослых соорудили в Суханово летнюю катальную горку с желобом на манер аналогичной в Ораниенбауме. Волконскому, верно, льстила возможность видеть у себя маленькие фрагменты императорских резиденций. Так у родника была посажена чугунная копия царскосельской статуи девушки с разбитым кувшином, воспетой Пушкиным:
«Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печально сидит»
Суханово окружало своеобразное водное ожерелье: с балкона дворца открывался великолепный вид на озеро и лежащие за ним холмы, в парке густая зелень обрамляла систему прудов, каскадом ниспадающих к озеру, в деревьях прятались живописно-зарастающие пруды. Большой пейзажный парк украшали бесчисленные жертвенники, лестницы, вазоны, памятные обелиски. Сам парк стал продолжением леса с вековыми деревьями, но был засеян заморскими растениями: маньчжурским орехом, гранатной рябиной, «девичьим виноградом». Необычности усадебного дома соответствовали служебные постройки: стрельчатые окна, зубчатые стены, двухъярусные башни, конный двор, отделанный ярко-красным кирпичом, все это имело вид средневекового замка.
Женат Петр Михаилович был на Софье Григорьевне Волконской, родной сестре декабриста Сергея Волконского. Женщина с твердым и независимым характером так и не смогла простить царю тяжкой участи брата. И вот парадокс: муж - министра двора, осыпанный почестями, а жена считает царя своим личным врагом, при дворе почти не появляется, хотя и числится в статс-дамах.
В 1852 г. уже в чине фельдмаршала Волконский скончался. В 1917 г. в пожаре пострадал главный дом. Во время борьбы с религией была полностью разрушена церковь, а с храмом погибли и многочисленные усадебные постройки. И все же Суханово уцелело. В 1935 г., сменив приют для беспризорников, здесь разместился Дом творчества Союза архитекторов. 1930-е годы по проекту Н.Д.Виноградова был кардинально изменен мавзолей Волконских, а в 1945 г. архитектор В.Д.Кокорин перестроил главный дом. Тогдашний председатель Союза архитекторов Каро Алабян лично следил за состоянием сухановского Дома творчества. А еще здесь часто снимали кино, фильм «Дубровский», к примеру...
В 1993 г. в усадьбе опять поменялся хозяин, на этот раз им стало госпредприятие историко-культурный центр «Суханово». Но новый собственник умудрился превратить памятник архитектуры в развалины. Через три года Союзу архитекторов удалось вернуть собственность. И в 2002 дом был закрыт на реконструкцию. Но пока восстановительный процесс продолжается, на земельные угодья Суханово время от времени заглядываются все новые претенденты…
Усадьба «Суханово»: Московская область, Ленинский р-он, г. Видное,
пос. Суханово, тел. 541-0576