30.10.2013
Николай Лукьянов //
Технологии строительства, 30.10.2013, № 5(95) / 2013
Перенастройка. Москва как общественное пространство
- Урбанистика / Градостроительство
- Исследование
Кузнецкий мост. © ИД «АРД-Центр»
информация:
-
где:
Россия. Москва
Столица и в самом деле меняется. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто после долгого перерыва побывать на Тверской улице. После того, как в октябре 2012 г. на всем ее протяжении были запрещены парковки, главная улица Москвы постепенно становится общественным пространством, располагающим к передвижению не только на колесах.
Уже к маю 2013 г. количество пешеходов на тротуарах Тверской выросло на 50%. И это только начало. В сентябре городской Департамент капитального ремонта объявил о проведении конкурса на детальную разработку плана создания комплексной пешеходной зоны, объединяющей Тверскую улицу от Пушкинской площади до Охотного Ряда и Театральный проезд от гостиницы «Москва» до гостиницы «Метрополь». Проезжая часть бывшей улицы Горького сузится до двух полос в противоположных направлениях. Тротуары будут расширены и выложены гранитной плиткой, их территорию намечено озеленить, появятся скамейки, цветники и новые фонари эксклюзивного дизайна. Подвести итоги конкурса запланировано 7 ноября. Если все пойдет как задумывается, к концу следующего года Тверская и зона вокруг двух центральных гостиниц станут главным променадным пространством Москвы, новым лицом столицы, обращенным к миру, остальной стране и собственным жителям.
Еще недавно такой сценарий показался бы совершенно немыслимым: самая торжественно-пафосная из улиц города создавалась в свое время не для людей, а для автомобилей, и открывалась для «народных гуляний» только по праздникам в специально отведенные часы. Когда в 1930-е годы принималось решение сделать ее максимально широкой, машин в Москве было относительно немного, но общепринятые представления о «светлом будущем» связывались с торжеством автоиндустрии. В последние десятилетия количество «единиц личного автотранспорта» выросло в несколько раз, они двинулись сплошным потоком, и пешеходам на Тверской стало особенно неуютно. На гораздо более узкой соседней Большой Дмитровке дело обстояло еще хуже, поскольку там гораздо чаще возникали пробки. Теперь эта улица стала первым образцом московского варианта воплощения новых урбанистических идей. Для автомобильного движения там ныне оставлена только узкая центральная полоса, предназначенная лишь для спецтранспорта.
В зону градостроительного эксперимента превращена практически вся территория, непосредственно примыкающая к Тверской с востока. Пешеходная трасса, начинающаяся в Камергерском проезде, продолжена через Кузнецкий мост и Рождественку до Цветного бульвара. Свободными от автотранспорта стали весь Столешников переулок и Тверская площадь вместе с Тверским проездом. Севернее, в Китай-городе, непосредственно рядом с Красной площадью, в полное распоряжение пешеходов отдана Никольская улица. После завершившейся в августе реконструкции она превратилась в преимущественно рекреационное пространство, неоспоримо комфортное не только для туристов, но и для студентов РГГУ, посетителей ферейновской аптеки и прочих москвичей, волей случая оказавшихся в этом ранее не слишком приветливом уголке центра столицы.
Активное создание пешеходных зон вызвало небывало интенсивную общественную дискуссию в интернете, вышедшую за рамки профессионального сообщества. Мало кто оспаривает, что при грамотном подходе к делу очень болезненные для автомобилистов ограничения в конечном итоге пойдут на пользу всем горожанам и городу в целом. Однако, живя в России, всегда приходится помнить о вероятности куда более привычного варианта – «хотелось как лучше, а получилось как всегда». Все московские градостроительные проблемы тесно увязаны между собой. Очевидно, что любые ошибки и просто нарушения сроков при развитии транспортной инфраструктуры – а оно, как известно, запланировано очень масштабным, со строительством десятков новых станций метро – могут легко привести к полной дискредитации самой идеи развития общественных пространств.
Как бы то ни было, перспективы позитивного исхода нового этапа реконструкции города действительно велики. Очень обнадеживает сам факт активного публичного обсуждения всех «подводных камней» урбанистических инноваций в условиях, когда городские власти открыты к диалогу и позитивной критике. Чем больше будет задано «неудобных» вопросов и сформулировано нетривиальных идей, тем реальнее вероятность нахождения оптимальных сбалансированных решений.
Истоки идеи расширения количества пешеходных зон с большой долей вероятности коренятся в экономической сфере, точнее, в стремлении сделать Москву более притягательной для туристов. Около миллиона гостей нашего мегаполиса в год, приезжающих с чисто познавательными целями – вроде бы совсем неплохая цифра, но она явно может быть увеличена с выгодой для бюджета города: в Санкт-Петербурге аналогичный показатель выше в четыре с половиной раза. В Москве тоже есть что посмотреть – и не только из окна постоянно рискующего попасть в многокилометровые пробки автобуса, но и вблизи.
В сезон отпусков многие тысячи наших соотечественников ежедневно гуляют по Парижу, Лондону, Берлину и Вене. В каждом из этих городов можно найти очень позитивные примеры развития общественных пространств. У всех мегаполисов сходные проблемы, но именно поэтому повышение уровня комфортности среды для пешеходов везде и всегда обозначает корректировку имиджа города в лучшую сторону. Если Москва будет выглядеть дружелюбнее для гостей, желающих совершать по ней пешие экскурсии, она станет намного удобнее и психологически комфортнее для повседневной жизни самих москвичей – в мегаполис вернется давно утраченный человеческий масштаб.
Как мы помним, впервые о новых технологиях повышения туристической привлекательности столицы задумались еще под занавес советской эпохи, когда в роли новой достопримечательности города выступил свежепреобразованный пешеходный Арбат. Получилось не слишком удачно, но Арбат успел войти в историю как практически первое в СССР не государственное, а именно общественное пространство. Затем, уже в девяностые, появились безавтомобильные зоны на Школьной улице и в Камергерском проезде, тогда же в разных частях города построили несколько пешеходных мостов. Манежная площадь тоже стала городской территорией нового формата, избавившись одновременно и от благородной исторической самоидентичности, и от незавидной участи гигантской транспортной развязки
Все эти разрозненные и весьма неравноценные фрагменты так и не сложились в целостную систему, но теперь, когда такая структура создается, могут быть использованы как ее готовая первооснова. Наиболее, пожалуй, интересный из относительно давно существующих элементов пешеходной инфраструктуры - Патриарший мост между храмом Христа Спасителя и Болотным островом. Через него проходит заманчивый для многих туристов пешеходный маршрут между Музеем изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Центральным домом художника. Раньше вторую часть этого пути приходилось идти по узким тротуарам, соседствуя с потоками машин. С завершением реконструкции Крымской набережной в конце сентября 2012 г. ситуация радикально изменилась.
Загазованная автомагистраль над рекой преобразована в составную часть парка «Музеон», обильно озелененную прогулочную трассу с деревянным променадом, выставочными павильонами и концертной площадкой. Отсюда открываются живописные панорамы очень сильно измененных в последние двадцать лет городских ландшафтов по обе стороны Москвы-реки. При всей неоднозначности многих новых построек, включая когда-то совсем одиозный памятник Петру I, общая картина складывается во впечатляющую панораму, которая, несомненно, запомнится всем гостям, от интуристов до коренных москвичей. Проект радикального переустройства набережной выполнен при участии британских специалистов. За образец был взят Олимпийский парк в Лондоне. По мнению известного блогера Ильи Варламова, «здесь мы видим очень правильный подход, пример всем другим российским городам».
Перейдя Садовое кольцо, любознательный пешеход или туристическая группа попадает в Парк Горького. Буквально за последний год это старейшее общественное пространство Москвы из числа созданных в советское время стало самой популярной территорией города. Теперь там вместо прежних детских аттракционов функционируют культурный центр «Гараж», летний кинотеатр под открытым небом «Пионер» и коворкинг «Рабочая станция», привлекающий множество предпринимателей и людей творческих профессий. Экономический эффект от кардинальных преобразований самой известной «культурно-массовой» зоны бывшего СССР превзошел ожидания - доходность парка после начала обновления и реконструкции выросла в 22(!) раза.
С недавних пор Парк Горького включает в себя Нескучный сад и заказник «Воробьевы горы». Отныне это самый большой городской парк в Европе с самым длинным на континенте отрезком включенной в его структуру реки. Здесь вдоль ее берега в стороне от автомобильных потоков можно дойти до самой знаменитой московской смотровой площадки неподалеку от главного здания МГУ, а затем до Мосфильмовской улицы. Судя по количеству машин, в любое время года «терпеливо ожидающих» хозяев в конечной точке этого маршрута при входе в зеленую зону, Воробьевы горы весьма популярны и сейчас. После того, как там будет создана парковая инфраструктура, рост посещаемости уникальной ландшафтной территории гарантирован, и, по прогнозам, он будет очень значительным. Большие надежды возлагаются на велосипедистов, для которых прокладываются специальные дорожки.
Все преобразования в расширенном Парке Горького и «Музеоне», включая Крымскую набережную, осуществляются архитектурным бюро Wowhaus под руководством Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. Вопреки распространенным опасениям, проект благоустройства новых территорий Парка не предполагает сколько-нибудь серьезного вмешательства в заповедный ландшафт – вся задача сводится к размещению мест для отдыха с навесами, пунктов охраны, точек проката велосипедов, небольших кафе и туалетов. Для освещения Воробьевых гор в темное время будут использованы солнечные батареи.
В декабре 2013 г. Нескучный сад пересечет еще один, на этот раз довольно извилистый, пешеходный маршрут. Пройдя через два моста, Пушкинский (Андреевский) и Богдана Хмельницкого, он соединит площадь Гагарина и площадь Европы у Киевского вокзала. Начальный отрезок этой трассы проходит через четную сторону Ленинского проспекта с ансамблем репрезентативных довоенных домов. В Хамовниках пешеходная зона будет непосредственно соприкасаться с благоустроенной недавно усадьбой Трубецкого и включит в себя сквер у Девичьего поля.
Не менее масштабные работы ведутся ныне в Замоскворечье. Существующий еще с 1994 г. пешеходный маршрут через Лаврушинский переулок и Лужков мост расширяется и теперь будет начинаться от станции метро «Новокузнецкая». Он пройдет через Климентовский переулок и Ордынский тупик, а закончится на Болотной набережной. В дальнейшем планируется построить пешеходный мост между Болотным островом и Крымской набережной, довести создаваемую туристическую «тропу» до здания ЦДХ и фактически объединить две пешеходные зоны к югу и юго-западу от Кремля в одно целое.
Планы обустройства в центре Москвы более гармоничной и более человечной городской среды не обошли стороной и Новый Арбат. Многие годы он воспринимался исключительно как порождение и воплощение машинного века. Теперь тротуары бывшего Калининского проспекта объявлены пешеходным маршрутом общегородского значения наравне со старым Арбатом. Общая концепция формирования и развития новой прогулочной трассы должна быть сформулирована до конца января 2014 г. Тот же статус будет иметь и середина нечетной стороны Петровки (между домами № 5 и №11).
Схема комплексного благоустройства улиц с целью создания максимальных удобств для пешеходов при сохранении транспортного движения в полном объеме применима практически по всему историческому центру Москвы. В списке улиц, подлежащих намеченной реконструкции – Волхонка, Моховая и Воздвиженка. В одном из старинных кварталов по соседству со старым зданием Университета планируется создать уникальную для Москвы «гастрономическую улицу» под названием Аллея Романов – без автомобилей, но с множеством расположенных на первых этажах исторических зданий кафе и ресторанов на любой вкус и кошелек. Несмотря на ее небольшой размер, авторы замысла позиционируют свое будущее детище как «достойного конкурента знаменитых Гранд Рю в Люксембурге, Кэрнаби-стрит в Лондоне и площади Молар в Женеве». Инвестором проекта выступает люксембургская компании Moscow Construction & Development S.А.R.L.
Еще одну частично пешеходную зону, доходящую до Садового кольца, предстоит обустроить в противоположном сегменте центра столицы – вдоль Большой Лубянки и Сретенки. Перемены грядут и на Таганской площади – уникальном по насыщенности историко-культурными аллюзиями знаковом пространстве, функционирующем ныне как вихреобразная транспортная развязка. Более привлекательными для пеших прогулок должны стать Верхняя и Нижняя Радищевская улица. Аналогичные преобразования ждут отрезок Каретного ряда вдоль сада «Эрмитаж» и часть Малой Бронной с примыкающей территорией вокруг Патриарших прудов.
Акцентированное внешнее оформление с размещением скамеек, малых архитектурных форм и, в перспективе, летних кафе получат несколько фрагментов Садового кольца: это Cмоленский бульвар между старым и Новым Арбатами, часть Новинского бульвара между домом-музеем Ф.И.Шаляпина и сквером напротив высотного здания на Кудринской площади. Подобным же общественным пространством станет и значительный отрезок внутренней стороны кольца между домом №10 по Садово-Кудринской улице и Тверской улицей, включающий сад «Аквариум» и Триумфальную площадь. В том же районе Москвы, но чуть севернее, будет создана пешеходная прогулочная трасса между входами в Планетарий и зоопарк.
В соответствии с планами департамента культуры Москвы в 2014 г. планируется обустроить еще 21 пешеходную зону за пределами центра столицы. По словам руководителя этого ведомства Сергея Капкова, речь идет о «местах, где можно погасить агрессию города». В каждом их них дороги будут полностью или частично закрыты для автомобильного транспорта и замощены гранитной плиткой. Безопасность посетителей обеспечит система видеонаблюдения. Как и в центре, проект имеет серьезную экономическую составляющую - в первых этажах зданий новых общественных пространств разместятся кафе, магазины потребительских товаров и предприятия сферы услуг. Качественное облагораживание городской среды вдоль вновь создаваемых пешеходных маршрутов планируется на Крутицкой набережной, Шаболовке и Серпуховском валу. Зоны для неторопливых прогулок появятся в Лефортово, Кунцево, Крылатском и даже в Капотне, будут созданы на Ходынском поле, вдоль Измайловского и Нахимовского проспектов. И это далеко не полный перечень.
При всех неизбежных оговорках, идея возвращения улицам города ориентации на пешеходное восприятие и человеческий масштаб медленно, но верно «овладевает массами». В июле 2013 г. Институт «Стрелка» и Московский урбанистический форум объявили о создании сайта под названием «Чего хочет Москва», где каждый желающий может высказать предложения урбанистического характера. На сегодняшний день второе место по популярности из множества сформулированных пользователями нового интернет-ресурса идей занимает пожелание «взять за традицию наполнять каждый район определенным количеством арт-объектов».
Идея, отвоевавшая в рейтинге того же сайта первое место, тоже непосредственно касается общественного пространства – речь идет о возвращении одному из парков в Марьино ранее отрезанных от него 8,7 гектаров с присвоением этому объекту статуса особо охраняемой природной территории и наделением его функцией историко-археологического музея под открытым небом. Как известно, Марьинская парковая зона вместе с примыкающими жилыми районами находится на бывшей коммунально-хозяйственной территории.
В целом обустройство озелененных общественных пространств вместо промзон и пустырей уже стало общей тенденцией: по решению правительства Москвы в ближайшее время в пятидесяти «неблагополучных» мест за пределами центра города должны быть созданы новые парки общей площадью 110 гектаров. В официальных документах они называются народными: дело в том, что места для их расположения тоже выбирались на основе предложений «из народа», от пользователей сайтов ЖКX и районных управ. Еще двадцать «безнадзорных» или освобождаемых арендаторами земельных участков намечено преобразовать по инициативному замыслу депутатов местных самоуправлений различных районов.
На сегодняшний день «метрополией» всех московских зеленых зон, как старых, так и вновь создаваемых, остается Парк Горького, однако в обозримом будущем роль первого и главного из общественных пространств Москвы, несомненно, перейдет к Зарядью. Хотя итоги второго этапа международного конкурса на его проектирование пока не подведены, уже сейчас объявлено, что новый парк в самом центре исторического ядра Москвы откроется не позднее конца 2015 г. 75% его территории будут занимать зеленые насаждения. Планируется возведение концертного зала и реставрация окружающих Зарядье архитектурных памятников. Очевидно, что бывшая территория гостиницы «Россия» должна стать одним из самых популярных туристических объектов на карте столицы и главным знаковым образом Москвы XXI века.
Согласно проектному заданию, парк в Зарядье должен быть в максимальной степени развернут в сторону реки. Формирование нового речного фасада столицы предполагается продолжить и в дальнейшем. «Поворот к воде» характерен ныне для многих городов мира и входит в число глобальных урбанистических трендов современности. Практически везде он происходит за счет создания новых общественных пространств, во многих случаях заменяющих собой прежние производственные территории. В Москве около 40% прибрежной зоны нуждается в кардинальной реорганизации.
В начале октября пресс-служба комплекса градостроительной политики и строительства столицы сообщила о намерении объявить международный конкурс на разработку общей концепции благоустройства берегов Москвы-реки и примыкающих к ним земельных участков. На следующем этапе конкурсанты должны будут выработать более детальные предложения по развитию прибрежных территорий. По аналогии с подобными творческими состязаниями, проводившимися в Нью-Йорке и Торонто, конкурс будет называться Moscow Water Front
Некоторые самые общие соображения по превращению прибрежных территорий в систему общественных пространств уже сформулированы и могут быть взяты за основу для дальнейшей работы. Их автор – известный датский урбанист Ян Гейл, выполнивший по заказу правительства столицы развернутое исследование «Москва. На пути к лучшему городу для людей». По мнению Я. Гейла берега реки было бы желательно превратить в парки и бульвары, соединенные между собой сетью пешеходных мостов и непосредственно связанные с другими общественными пространствами через дополнительные пешеходно-велосипедные маршруты.
Презентация труда Яна Гейла, состоявшая в середине прошедшего лета, стала одним из самых ярких событий архитектурной жизни Москвы 2013 г. Идеи гуманизации городской среды путем создания максимально благоприятных условий для пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта выдвигались и раньше, но в глазах большинства профессионалов они выглядели едва ли не маниловщиной. В последние месяцы подобные оценки звучат уже гораздо реже. К авторитетнейшему эксперту международного уровня не прислушаться трудно, даже если его программа противоречит уже глубоко укоренившимся стереотипам ментальности российского автомобилиста.
Послужной список Я.Гейла говорит сама за себя. Он проектировал самую масштабную пешеходную зону Европы в Копенгагене и разрабатывал рекомендации для Стокгольма, Лондона и нескольких городов Австралии. В 2007 г. Я. Гейл заключил договор с муниципальным департаментом транспорта Нью-Йорка и подготовил детальные предложения по обустройству в этом переполненном машинами мегаполисе системы новых безавтомобильных пространств. Еще лет двадцать назад очень многие американцы, точно также, как и типичные представители среднего сословия нынешних москвичей, напрочь отвергали саму идею пересесть с личного авто на общественный транспорт, однако времена изменились. Самые значительные проекты, осуществленные в Нью-Йорке и других городах США в последние годы, связаны именно с общественными пространствами.
Теперь многоопытный маэстро востребован и в России. В своем исследовании он воздал должное Москве как городу с развитой культурой, множеством исторически ценных построек и большим количеством лесов и парков. Однако превращение дорожного движения в доминанту городской среды сделало нашу столицу неудобной для самих ее жителей. C этим тезисом согласны практически все. Заслуга Я. Гейла прежде всего в том, что самим фактом своего всемирного успеха он очень убедительно доказал небезнадежность ситуации. Москва может и должна стать пространством не для машин, а для людей. Чтобы достигнуть искомого результата, потребуется полная перенастройка отечественного урбанистического сознания. Она, впрочем, уже идет полным ходом.