RSS
24.05.2013

Лоскутки. Путь к воплощению

  • Урбанистика / Градостроительство Архитектура Эко
  • Рецензия

2 апреля 2013 г. в рамках деловой программы выставки MosBuild состоялась конференция «Экоустойчивая архитектура и строительство городов мира». Одним из наиболее интересных выступлений на этом форуме был доклад Андрея Асадова «Лоскутки: пространства для жизни».

Три года назад Архитектурная мастерская А. Асадова получила специальную премию за «новаторство и оригинальный подход к созданию жилой среды» на организованном Федеральным фондом содействия развитию жилого строительства конкурсе «Дом XXI века». Представленная известным столичным проектным бюро «концепция доступного и экологического жилья в России» под названием «Лоскутки» сразу привлекла к себе внимание в профессиональной среде. 

На Международном фестивале инновационных технологий «Зеленый проект 2010» эта работа удостоилась диплома 2-й степени в номинации «Концептуальный проект». Краткая графическая и текстовая авторская презентация «Лоскутков» была опубликована в каталоге «Качественная архитектура» за 2011 г. Инновационными предложениями авторитетных столичных проектировщиков практически сразу же заинтересовались и некоторые из компаний-девелоперов, занятых в сфере строительства коттеджных поселков. 

Все переговоры А. Асадова с потенциальными заказчиками – а они начались еще в 2010 г., практически сразу после обнародования проекта – подробно освещались региональными и федеральными интернет-изданиями. Казалось бы, посткризисное время очень благоприятствовало начинаниям, связанным со строительством индивидуального жилья эконом-класса. Тем не менее, идея «Лоскутков» пробивала себе дорогу не без трудностей. Путь к ее практическому внедрению не пройден и по сей день, но уже есть надежда, что желаемое завершение «маршрута» где-то достаточно близко. 

Суть проектной концепции асадовского бюро предельно проста. Ее авторы предлагают возродить издревле известный органический тип градостроительной композиции. Образец идеальной планировки они видят в структуре строения древесного листа, в никогда не повторяющихся дактилоскопических отпечатках, в кристаллических решетках, во всем многообразии хитросплетений узоров, встречающихся в растительном мире и в минералогии. Именно так устроены города средневековья, притягивающие к себе не только живописностью, но и соразмерностью человеческому масштабу. 

Еще одна существенная черта органической урбанистики – растворенность городов и сел в ландшафте, пантеистическое, по своей сути, преклонение перед красотами природы. «Лоскутки» и в этом отношении полностью следуют в русле многотысячелетней общемировой традиции. Центральная часть образцового, в трактовке А. Асадова, небольшого поселения – это обширная зеленая зона с непринужденно разбросанными по всему ее пространству зданиями общественного назначения. Среди прочего, там обязательно должен быть и водоем – без озера или пруда экологичная среда обитания вряд ли может быть названа полноценной. 

Главная улица «Лоскутного города» (точнее, города в минатюре), проходящая по периметру центрального парка, а также пересекающие ее радиальные проезды застроены максимально плотно. Фасады «магистрали» формируют вытянутые вдоль ее красной линии секционные дома. Внешне они выглядят как плотно примыкающие друг к другу разновысотные и разноцветные объемные «лоскутки» с усложненным контуром линии крыш. Коттеджи и таунхаусы располагаются внутри незамкнутых с внешней стороны кварталов. 

Каждый из домов, по замыслу А.Асадова и его соавторов, должен иметь сугубо индивидуальный облик. Рецепт отсутствия единообразия заключается в применении технологии компоновки зданий из нескольких модулей, на основе которых можно, как из двенадцати нот, формировать бессчетное количество пространственных структур. Объемы и внутренние пространства зданий задуманы легко трансформируемыми. Общее свойство всех домов – обязательное присутствие острых и тупых углов как в фасадных композициях, так и в интерьерах. Варианты внешней и внутренней отделки многообразны. Панели промышленного изготовления объединены в сложном синтезе с кирпичом и деревом. Выбор материалов для несущих конструкций зданий тоже весьма «плюралистичен» – предполагается использовать как железобетон и металл, так и старый добрый деревянный каркас. 

«Лоскутки» позиционируются проектировщиками как концепция, практически применимая для реализации по всей территории России, в основном, естественно, в сельской местности. По сути, предлагается создание нового типа русской деревни c городскими удобствами и ключевыми элементами городской эстетики, но без общеизвестных минусов городской жизни. Преемственность с древней традицией архитектурного оформления национального жилища подчеркнута программной идеей декорирования фасадов однозначно новаторских по внешнему облику домов «архаичными» наличниками. Вполне очевидно, что при строительстве «лоскутных» городков где-нибудь на Северном Кавказе для вписывания в региональный контекст понадобятся совершенно другие знаковые детали. Общая методология создания вневременного зрительного образа вряд ли и в этом случае будет существенно отличаться от «среднерусской», хотя, как говорится, всегда возможны разные варианты. 

Еще один очень существенный аспект масштабного замысла мастерской А. Асадова – активное использование современных экоустойчивых технологий. Покупатель дома – «лоскутка» всегда имеет возможность выбрать для себя привычное жилище с централизованным отоплением и энергообеспечением. В обозримое время людей с консервативными пристрастиями в «домостроевских» делах явно будет значительно больше, чем смелых экспериментаторов. И все же авторов проекта интересуют в первую очередь потребности «продвинутого» меньшинства, готового вложиться в приобретение солнечных батарей и ветрогенераторов. В предлагаемой архитекторами «линейке продуктов» есть и «пассивный дом» с воздушным обогревом и здания с круглогодичным регулированием температуры воздуха геотермальными водами. Цены на такое жилье, конечно, будут выше обычных, но по прошествии времени все затраты более чем окупятся: хорошо известно, что длительная эксплуатация пока еще экзотичной для родных просторов энергоэффективной недвижимости во всех отношениях предпочтительнее рутинных расчетов с поставщиками коммунальных услуг. 

Первоначальным прообразом «Лоскутков» была серия проектов домов подобного типа, разработанных А.Асадовым и его коллегами по заказу производителя фиброцементных панелей компании «Eternit». В 2010 г. мастерская спроектировала коттеджный поселок «Старочеркасская ривьера» («Риверсайд») в окрестностях Ростова-на-Дону. Годом позже этот жилой массив был возведен силами местных строителей с очень большим отклонением от авторского замысла. Его изначально задуманная композиция перекликается с «Лоскутным городом» последовательностью в создании эффекта своеобразия внешнего облика для каждого из многочисленных домов на основе очень ограниченного количества модулей при общей типизации в соответствии с четко выраженной единой художественной концепцией. 

Не в пример почти параллельно разрабатывавшемуся большому концептуальному проекту, здесь использованы всего лишь четыре типа зданий. Все они по своему визуально-ассоциативному образу так или иначе варьируют мотив скорлупы или кокона, защищающего жилье и сверху, и с боковых сторон. Индивидуализация достигается уже хорошо знакомым нам по «Лоскуткам» методом – использованием неодинаковых, а то и совершенно контрастных по фактуре отделочных материалов в сочетании с многоцветьем, в данном случае очень умеренным. Здесь тоже много плавно изогнутых линий улиц, зеленых просторов и воды, а также контрастного сочетания относительно разреженной и плотной застройки. Ситуация, сложившаяся в связи с неадекватной реализацией замысла «Старочеркасской ривьеры», вызывает большое сожаление – если бы основные требования авторов были выполнены, поселок мог бы стать образцовым в масштабе всей страны плюс еще и ближнего зарубежья. 

На сегодняшний день архитектурное бюро А.Асадова подготовило уже несколько детальных проектов «лоскутных» поселений, предназначенных для воплощения в конкретных географически-ландшафтных точках. Каждая из этих работ заслуживает обстоятельного обзора, но мы остановимся лишь на двух наиболее значимых. В первую очередь особый интерес представляет «Культурный центр Старая Рязань» (2010). Уникальный многофункциональный комплекс предполагается построить в непосредственной близости от исторического городища на месте столицы древнерусского княжества, полностью уничтоженной когда-то войском хана Батыя. Он предназначен не только и не сколько для размещения туристов, как легко можно было бы предположить, а, в первую очередь, для функционирования Высшей школы культуры с представительным музейным центром и жилыми кварталами для студентов, преподавателей и постоянных жителей. 

Все кварталы селитебной зоны спланированы по модели древесных колец. Генеральный план Центра с первого взгляда в целом напоминает вид сверху на несколько огромных пней посреди лесной поляны, но нетрудно убедится и в его сходстве с болотом, покрытым кувшинками. Если сменить «угол зрения», нетрудно заметить, что еще в большей степени геометрическая проекция комплекса похожа на растение с корнем, стеблем, ветвями и отдельно расположенным расцветшим побегом. Главная общественная зона – площадь с амфитеатром – вынесена на периферию. Это одновременно агора античного типа и подобие древнерусского кремля с плавно изогнувшейся стеной, живописно возвышающейся над холмистым берегом Оки. 

Мостовые «Старой Рязани» запроектированы деревянными, соответственно, никаких видов транспорта, кроме полностью совместимого с таким уличным покрытием велосипеда, на ее территории быть не должно. Путешественника ждет контрастная смена видов и зрительных впечатлений. Уличные фасады секционных домов из-за множества широких лоджий совершенно неожиданно выглядят почти курортно-средиземноморски, хотя и с «опровергающей» поправкой на очень активное участие в формировании общей картины характерной среднерусской растительности. Во внутриквартальном пространстве картина совершенно меняется – застройка начинает очень отчетливо напоминать традиционную русскую деревню, точнее, ее театрализованное подобие с декорациями, апеллирующими к национальному «коллективному бессознательному». Лишь приглядевшись более внимательно, можно убедиться, что общее единство комплекса как художественного целого соблюдено, и уже в полной мере оценить мастерство авторов сложносоставленной «лоскутной» композиции. 

В 2012 г. Андрей Асадов и его коллеги выполнили два варианта проекта жилого комплекса «Павловская слобода» на окруженном лесом участке сложной конфигурации в Подмосковье неподалеку от Новорижского шоссе. Первый из них, c обширным зеленым общественным пространством в центре, тринадцатью окружающими его кварталами и извилистой лентой парка на юге соответствует исходной концепции «лоскутного города» максимально точно. Второй вариант – это уже некое «новое слово» мастеров, живое творческое развитие теории на основе активной наработки практического опыта ее применения. 

Кварталы «слобожан» объединены в пересеченные лучами проездов плотные кластеры, внешне очень родственные «кувшинкам» «Старой Рязани». Зелени, в итоге, оказывается даже больше, чем при строгом центрировании структуры: общественная зона безусловно доминирует, она обтекает массивы домов, как вода Мирового океана континенты и острова. С этажностью застройки тоже предполагается два варианта – «программа-минимум» и «программа-максимум». Если в первом случае автомобили жителей «слободы» предусматривается вполне традиционно парковать не только под землей, но и на внутридворовых стоянках, то во втором наверху остаются только ухоженные пешеходные дорожки и небольшие вымощенные площадки, открытые для размещения столиков летних кафе. 

Мотив «Лоскутков» можно проследить во многих проектных разработках асадовского бюро самого разного формата. Очень близок концептуальной модели проект жилого комплекса «Жемчужина Ильинки» (2008) с огромным волнистым в плане домом-стеной на северной границе поселения. В том же ключе выполнен и масштабный градостроительный проект жилого комплекса «Седьмое небо» на месте бывшего аэродрома в Казани (2008). На наших глазах «Лоскутки» становятся настоящим фирменным знаком мастерской одного из наиболее ярких и талантливых архитекторов современной России Андрея Асадова. Есть основания предполагать, что уже в обозримой перспективе они станут совершенно реальным артефактом строительной практики.
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: