RSS
24.02.2013

3D советского периода

  • Наследие
  • Объект
Круговая панорама на ВДНХ (ВВЦ). Фото предоставлено Евгенией Гершкович Круговая панорама на ВДНХ (ВВЦ). Фото предоставлено Евгенией Гершкович

информация:

Памятник аналоговой техники, «Круговая Кинопанорама» ВДНХ — в новом качестве.

Мало кто знает, что у южного входа нынешнего ВВЦ по сей день функционирует осколок былого величия страны, кинотеатр, единственная на сегодняшний день круговая панорама. На экранах, натянутых по периметру круглого зала на 350 мест с обзором в 360° и с стереозвуком показывают один фильм. И таких видовых лент сохранилось всего семь: «Волга русская река», «Возьмите нас с собой, туристы», «В дорогу, в дорогу», «Родники неисчерпаемые» и т.д. по 20 минут каждая. Сегодня четыре дня в неделю по пять сеансов их крутят женщины-киномеханики, владеющие уникальными навыками синхронизации киноаппаратов в реальном времени. Так продолжается уже более полсотни лет. Здесь, в этой точке как будто затормозились время и пространство. Аппараты от раза к разу вырабатывают свой ресурс, пленка беспощадно изнашивается, зрители по преимуществу случайные прохожие, однако если пришло только двое посетителей, сеанс начнется. Подобная ситуация забвения не сравнима с прежней популярностью кинотеатра, когда очередь за билетами (и весьма дорогими, по 50 копеек) занималась с вечера. Фильмы об Ангаре, Эльбрусе и БАМе особенно любили интуристы, для которых путешествие по СССР было делом затруднительным. Посещение круговой панорамы было включено в обязательную программу для иностранных гостей столицы. Для советских же зрителей, за рубежом не бывавших, тоже имелись приманки, вроде лент «Я хочу рассказать о ГДР», «Лето в Чехословакии», «На Венском фестивале» (фильм о Венском фестивале демократической молодежи и студентов)

Первая в мире кинопанорама, «Синекосморама» была запатентована во Франции еще в конце XIX столетия, но ожидаемого коммерческого успеха проект не принес. Во время Всемирной выставки в Париже в 1900 году под Эйфелевой башней работал круглый кинозал «Синеорама», диаметром 100 м, стены которого являлись сплошным экраном. В советской же Москве идея похожего сооружения возникла после поездки Никиты Сергеевича Хрущева в Штаты, увидевшего там чудо техники, ультрасовременную американскую «Циркараму», в 1955 году созданную Уолтом Диснеем. Съемки у мультипликатора велись на 16 –миллиметровую пленку «Кодак» с охватывающими горизонт в 360о одиннадцати кинокамер, установленных на круговой опоре. Наш генсек посетил парк Диснейленда в Калифорнии, где в кинотеатре, состоявшим из одиннадцати экранов, каждый из которых был отделен друг от друга черной вертикальной полосой стал зрителем круговой ленты «Путешествие по Западу». Движения на экранах создавали у зрителей эффект участия в происходящем на экране. Хрущев дал указание во что бы то не стало соорудить подобное киночудо в СССР, и еще и перегнать западных конкурентов. Специалисты стремительно отправились перенимать опытом.

Кинотеатр в форме цилиндра на ВДНХ построили всего за три месяца, торопясь к июньскому Пленуму ЦК КПСС 1959 года, хотя проектирование (архитектор Н. Стригалев, инженер Г.Муратов) и разработка группой инженеров под руководством профессора ВГИК Евсея Голдовского началась годом раньше. Разумеется, первое лицо государство лично курировало стройку. В день открытия состоялась премьера фильма «Дорога весны», режиссер которого, Василий Катанян вспоминал потом те горячие денечки: «Американцы привезут свою кругораму – а мы что? Хуже людей? Когда они приедут, мы должны будем сказать: "Подумаешь! У нас эта кругорама уже спокон века. Это здание – чуть не единственное, уцелевшее от наполеоновского пожара в Москве… Так как времени мало, то мы бросились на юг, где что-то цветет и можно снимать. Тбилиси, Сухуми, Баку, Ашхабад, потом поедем в Ленинград … Съемка одиннадцатью камерами одновременно, и как получится и получается ли вообще – никому не известно, так как посмотреть негде, кинотеатр (уцелевший от пожара Наполеона) еще и не начали строить, а проекция из одиннадцати аппаратов одновременно будет только там. Снимаем буквально вслепую». Фильм показывали не на одиннадцати, а на двадцати двух экранах, установленных двухярусно, нижние 11 образовывали цилиндр, а верхние – конус. Зритель повалил в кинотеатр, первый сеанс был в 9 часов утра, последний - в 21 час. Ежедневно их число доходило до восемнадцати, но поток желающих не иссякал. В зал на триста мест набивалось по полтысячи.

В 1961 году Кинопанорама, несмотря на востребованность, на год закрывается на модернизацию, экранов становиться одиннадцать, фильмы на которых ожили уже при помощи одиннадцати кинопроекторов с ксеноновыми лампами и анаморфотными насадками, производства завода "Ленкинап" и объективы с фокусным расстоянием 40 мм. Высота экранов зато увеличивается вдвое. Зал без привилегированных мест, символ социалистической утопии равноправия, прообраз 3D, функционирует по сей день. Пожилые зрители умиляются, а молодые, для которых 3D первичнее, радуются, что просмотр не требует очков или шлема. Но все же хотелось бы, чтобы таких посетителей стало больше.

«Лёгкое модернистское сооружение с неоновой вывеской, венчающей здание (ныне утрачена), было таким эффектным аттракционом для москвичей и гостей города, Сейчас это уже ретро-аттракцион, своеобразная машина времени. Фильмы усиливают эту атмосферу. Сейчас мода на 1960 - е, именно на этом стоит сделать акцент в привлечении посетителей», - полагает московский краевед и редактор проекта "СовАрх" Денис Ромодин. Его поддерживает архитектурный критик Елена Гонсалес: «В мире, где чудеса техники становятся на конвейер, теряя свое значение и очарование, существуют отдельные "острова" не поддающиеся штамповке. В силу технологической сложности, особенностей культурного контекста, исторических обстоятельств, они сохраняют уникальность, а значит и безусловную ценность. Каждый такой "остров" должен стать объектом особого внимания и заботы общества и государства. Круговая панорама должна быть сохранена». Беспокойство специалистов имеет основание. Если взглянуть на, пока еще, концептуальные планы развития ВВЦ, территория расположения Круговая Кинопанорама попадает в пятно новой застройки.

Сегодня предприняты попытки изменить ситуацию и взгляд на панораму только как на своего рода «ярмарочное зрелище». Сюда пришла новая команда во главе с директором, историком Анной Котоминой. Что планируется? Тематические экскурсии, сопровождающие показ, цикл лекций об истории анимации, стереофотографии, концерты и спектакли, использующие возможности пространства и акустику зала. К весне готовиться выставка «История Круговой Панорамы на ВДНХ». Режиссер Сергей Лобан («Пыль», «Шапито – шоу») заявил о своих планах снять первый игровой фильм специально для Круговой панорамы: «В области панорамного кино при использовании современных технологий возможны интересные эксперименты. Мне представляется современный панорамный кинотеатр как такой большой и возможно мобильный объект современного искусства с постоянно обновляющимся контентом». Анна Котомина с ним солидарна: «Круговая панорама — идеальный зал для инсталлирования объектов современных видеохудожников, которые тратят много денег для создания мультиэкранного пространства, а тут оно – пожалуйста».

"Круговая кинопанорама": пр-т Мира, владение 119, ВВЦ, павильон "Круговая кинопанорама". Тел: (499)-760-25-25, (926)524-24-97, e-mail: [email protected]
Круговая панорама на ВДНХ (ВВЦ). Фото предоставлено Евгенией Гершкович
Круговая панорама на ВДНХ (ВВЦ). Фото предоставлено Евгенией Гершкович
Круговая панорама на ВДНХ (ВВЦ). Фото предоставлено Евгенией Гершкович
Круговая панорама на ВДНХ (ВВЦ). Фото предоставлено Евгенией Гершкович
Круговая панорама на ВДНХ (ВВЦ). Фото предоставлено Евгенией Гершкович
Круговая панорама на ВДНХ (ВВЦ). Фото предоставлено Евгенией Гершкович
Круговая панорама на ВДНХ (ВВЦ). Фото предоставлено Евгенией Гершкович
Круговая панорама на ВДНХ (ВВЦ). Фото предоставлено Евгенией Гершкович
Круговая панорама на ВДНХ (ВВЦ). Афиша 1959. Предоставлено Евгенией Гершкович
Круговая панорама на ВДНХ (ВВЦ). Афиша 1959. Предоставлено Евгенией Гершкович
Круговая панорама на ВДНХ (ВВЦ). Карикатура. Предоставлено Евгенией Гершкович
Круговая панорама на ВДНХ (ВВЦ). Карикатура. Предоставлено Евгенией Гершкович
Круговая панорама на ВДНХ (ВВЦ). Спичечный коробок. Предоставлено Евгенией Гершкович
Круговая панорама на ВДНХ (ВВЦ). Спичечный коробок. Предоставлено Евгенией Гершкович
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему:

статьи на эту тему: