24.02.2013
Евгения Гершкович //
Мезонин, №149
3D советского периода
- Наследие
- Объект
Круговая панорама на ВДНХ (ВВЦ). Фото предоставлено Евгенией Гершкович
информация:
-
где:
Россия. Москва -
тема:
Реконструкция ВВЦ (ВДНХ); SOS. Архитектурное наследие
Памятник аналоговой техники, «Круговая Кинопанорама» ВДНХ — в новом качестве.
Мало кто знает, что у южного входа нынешнего ВВЦ по сей день функционирует осколок былого величия страны, кинотеатр, единственная на сегодняшний день круговая панорама. На экранах, натянутых по периметру круглого зала на 350 мест с обзором в 360° и с стереозвуком показывают один фильм. И таких видовых лент сохранилось всего семь: «Волга русская река», «Возьмите нас с собой, туристы», «В дорогу, в дорогу», «Родники неисчерпаемые» и т.д. по 20 минут каждая. Сегодня четыре дня в неделю по пять сеансов их крутят женщины-киномеханики, владеющие уникальными навыками синхронизации киноаппаратов в реальном времени. Так продолжается уже более полсотни лет. Здесь, в этой точке как будто затормозились время и пространство. Аппараты от раза к разу вырабатывают свой ресурс, пленка беспощадно изнашивается, зрители по преимуществу случайные прохожие, однако если пришло только двое посетителей, сеанс начнется. Подобная ситуация забвения не сравнима с прежней популярностью кинотеатра, когда очередь за билетами (и весьма дорогими, по 50 копеек) занималась с вечера. Фильмы об Ангаре, Эльбрусе и БАМе особенно любили интуристы, для которых путешествие по СССР было делом затруднительным. Посещение круговой панорамы было включено в обязательную программу для иностранных гостей столицы. Для советских же зрителей, за рубежом не бывавших, тоже имелись приманки, вроде лент «Я хочу рассказать о ГДР», «Лето в Чехословакии», «На Венском фестивале» (фильм о Венском фестивале демократической молодежи и студентов)
Первая в мире кинопанорама, «Синекосморама» была запатентована во Франции еще в конце XIX столетия, но ожидаемого коммерческого успеха проект не принес. Во время Всемирной выставки в Париже в 1900 году под Эйфелевой башней работал круглый кинозал «Синеорама», диаметром 100 м, стены которого являлись сплошным экраном. В советской же Москве идея похожего сооружения возникла после поездки Никиты Сергеевича Хрущева в Штаты, увидевшего там чудо техники, ультрасовременную американскую «Циркараму», в 1955 году созданную Уолтом Диснеем. Съемки у мультипликатора велись на 16 –миллиметровую пленку «Кодак» с охватывающими горизонт в 360о одиннадцати кинокамер, установленных на круговой опоре. Наш генсек посетил парк Диснейленда в Калифорнии, где в кинотеатре, состоявшим из одиннадцати экранов, каждый из которых был отделен друг от друга черной вертикальной полосой стал зрителем круговой ленты «Путешествие по Западу». Движения на экранах создавали у зрителей эффект участия в происходящем на экране. Хрущев дал указание во что бы то не стало соорудить подобное киночудо в СССР, и еще и перегнать западных конкурентов. Специалисты стремительно отправились перенимать опытом.
Кинотеатр в форме цилиндра на ВДНХ построили всего за три месяца, торопясь к июньскому Пленуму ЦК КПСС 1959 года, хотя проектирование (архитектор Н. Стригалев, инженер Г.Муратов) и разработка группой инженеров под руководством профессора ВГИК Евсея Голдовского началась годом раньше. Разумеется, первое лицо государство лично курировало стройку. В день открытия состоялась премьера фильма «Дорога весны», режиссер которого, Василий Катанян вспоминал потом те горячие денечки: «Американцы привезут свою кругораму – а мы что? Хуже людей? Когда они приедут, мы должны будем сказать: "Подумаешь! У нас эта кругорама уже спокон века. Это здание – чуть не единственное, уцелевшее от наполеоновского пожара в Москве… Так как времени мало, то мы бросились на юг, где что-то цветет и можно снимать. Тбилиси, Сухуми, Баку, Ашхабад, потом поедем в Ленинград … Съемка одиннадцатью камерами одновременно, и как получится и получается ли вообще – никому не известно, так как посмотреть негде, кинотеатр (уцелевший от пожара Наполеона) еще и не начали строить, а проекция из одиннадцати аппаратов одновременно будет только там. Снимаем буквально вслепую». Фильм показывали не на одиннадцати, а на двадцати двух экранах, установленных двухярусно, нижние 11 образовывали цилиндр, а верхние – конус. Зритель повалил в кинотеатр, первый сеанс был в 9 часов утра, последний - в 21 час. Ежедневно их число доходило до восемнадцати, но поток желающих не иссякал. В зал на триста мест набивалось по полтысячи.
В 1961 году Кинопанорама, несмотря на востребованность, на год закрывается на модернизацию, экранов становиться одиннадцать, фильмы на которых ожили уже при помощи одиннадцати кинопроекторов с ксеноновыми лампами и анаморфотными насадками, производства завода "Ленкинап" и объективы с фокусным расстоянием 40 мм. Высота экранов зато увеличивается вдвое. Зал без привилегированных мест, символ социалистической утопии равноправия, прообраз 3D, функционирует по сей день. Пожилые зрители умиляются, а молодые, для которых 3D первичнее, радуются, что просмотр не требует очков или шлема. Но все же хотелось бы, чтобы таких посетителей стало больше.
«Лёгкое модернистское сооружение с неоновой вывеской, венчающей здание (ныне утрачена), было таким эффектным аттракционом для москвичей и гостей города, Сейчас это уже ретро-аттракцион, своеобразная машина времени. Фильмы усиливают эту атмосферу. Сейчас мода на 1960 - е, именно на этом стоит сделать акцент в привлечении посетителей», - полагает московский краевед и редактор проекта "СовАрх" Денис Ромодин. Его поддерживает архитектурный критик Елена Гонсалес: «В мире, где чудеса техники становятся на конвейер, теряя свое значение и очарование, существуют отдельные "острова" не поддающиеся штамповке. В силу технологической сложности, особенностей культурного контекста, исторических обстоятельств, они сохраняют уникальность, а значит и безусловную ценность. Каждый такой "остров" должен стать объектом особого внимания и заботы общества и государства. Круговая панорама должна быть сохранена». Беспокойство специалистов имеет основание. Если взглянуть на, пока еще, концептуальные планы развития ВВЦ, территория расположения Круговая Кинопанорама попадает в пятно новой застройки.
Сегодня предприняты попытки изменить ситуацию и взгляд на панораму только как на своего рода «ярмарочное зрелище». Сюда пришла новая команда во главе с директором, историком Анной Котоминой. Что планируется? Тематические экскурсии, сопровождающие показ, цикл лекций об истории анимации, стереофотографии, концерты и спектакли, использующие возможности пространства и акустику зала. К весне готовиться выставка «История Круговой Панорамы на ВДНХ». Режиссер Сергей Лобан («Пыль», «Шапито – шоу») заявил о своих планах снять первый игровой фильм специально для Круговой панорамы: «В области панорамного кино при использовании современных технологий возможны интересные эксперименты. Мне представляется современный панорамный кинотеатр как такой большой и возможно мобильный объект современного искусства с постоянно обновляющимся контентом». Анна Котомина с ним солидарна: «Круговая панорама — идеальный зал для инсталлирования объектов современных видеохудожников, которые тратят много денег для создания мультиэкранного пространства, а тут оно – пожалуйста».
"Круговая кинопанорама": пр-т Мира, владение 119, ВВЦ, павильон "Круговая кинопанорама". Тел: (499)-760-25-25, (926)524-24-97, e-mail: [email protected]
Комментарии
comments powered by HyperComments
Первая в мире кинопанорама, «Синекосморама» была запатентована во Франции еще в конце XIX столетия, но ожидаемого коммерческого успеха проект не принес. Во время Всемирной выставки в Париже в 1900 году под Эйфелевой башней работал круглый кинозал «Синеорама», диаметром 100 м, стены которого являлись сплошным экраном. В советской же Москве идея похожего сооружения возникла после поездки Никиты Сергеевича Хрущева в Штаты, увидевшего там чудо техники, ультрасовременную американскую «Циркараму», в 1955 году созданную Уолтом Диснеем. Съемки у мультипликатора велись на 16 –миллиметровую пленку «Кодак» с охватывающими горизонт в 360о одиннадцати кинокамер, установленных на круговой опоре. Наш генсек посетил парк Диснейленда в Калифорнии, где в кинотеатре, состоявшим из одиннадцати экранов, каждый из которых был отделен друг от друга черной вертикальной полосой стал зрителем круговой ленты «Путешествие по Западу». Движения на экранах создавали у зрителей эффект участия в происходящем на экране. Хрущев дал указание во что бы то не стало соорудить подобное киночудо в СССР, и еще и перегнать западных конкурентов. Специалисты стремительно отправились перенимать опытом.
Кинотеатр в форме цилиндра на ВДНХ построили всего за три месяца, торопясь к июньскому Пленуму ЦК КПСС 1959 года, хотя проектирование (архитектор Н. Стригалев, инженер Г.Муратов) и разработка группой инженеров под руководством профессора ВГИК Евсея Голдовского началась годом раньше. Разумеется, первое лицо государство лично курировало стройку. В день открытия состоялась премьера фильма «Дорога весны», режиссер которого, Василий Катанян вспоминал потом те горячие денечки: «Американцы привезут свою кругораму – а мы что? Хуже людей? Когда они приедут, мы должны будем сказать: "Подумаешь! У нас эта кругорама уже спокон века. Это здание – чуть не единственное, уцелевшее от наполеоновского пожара в Москве… Так как времени мало, то мы бросились на юг, где что-то цветет и можно снимать. Тбилиси, Сухуми, Баку, Ашхабад, потом поедем в Ленинград … Съемка одиннадцатью камерами одновременно, и как получится и получается ли вообще – никому не известно, так как посмотреть негде, кинотеатр (уцелевший от пожара Наполеона) еще и не начали строить, а проекция из одиннадцати аппаратов одновременно будет только там. Снимаем буквально вслепую». Фильм показывали не на одиннадцати, а на двадцати двух экранах, установленных двухярусно, нижние 11 образовывали цилиндр, а верхние – конус. Зритель повалил в кинотеатр, первый сеанс был в 9 часов утра, последний - в 21 час. Ежедневно их число доходило до восемнадцати, но поток желающих не иссякал. В зал на триста мест набивалось по полтысячи.
В 1961 году Кинопанорама, несмотря на востребованность, на год закрывается на модернизацию, экранов становиться одиннадцать, фильмы на которых ожили уже при помощи одиннадцати кинопроекторов с ксеноновыми лампами и анаморфотными насадками, производства завода "Ленкинап" и объективы с фокусным расстоянием 40 мм. Высота экранов зато увеличивается вдвое. Зал без привилегированных мест, символ социалистической утопии равноправия, прообраз 3D, функционирует по сей день. Пожилые зрители умиляются, а молодые, для которых 3D первичнее, радуются, что просмотр не требует очков или шлема. Но все же хотелось бы, чтобы таких посетителей стало больше.
«Лёгкое модернистское сооружение с неоновой вывеской, венчающей здание (ныне утрачена), было таким эффектным аттракционом для москвичей и гостей города, Сейчас это уже ретро-аттракцион, своеобразная машина времени. Фильмы усиливают эту атмосферу. Сейчас мода на 1960 - е, именно на этом стоит сделать акцент в привлечении посетителей», - полагает московский краевед и редактор проекта "СовАрх" Денис Ромодин. Его поддерживает архитектурный критик Елена Гонсалес: «В мире, где чудеса техники становятся на конвейер, теряя свое значение и очарование, существуют отдельные "острова" не поддающиеся штамповке. В силу технологической сложности, особенностей культурного контекста, исторических обстоятельств, они сохраняют уникальность, а значит и безусловную ценность. Каждый такой "остров" должен стать объектом особого внимания и заботы общества и государства. Круговая панорама должна быть сохранена». Беспокойство специалистов имеет основание. Если взглянуть на, пока еще, концептуальные планы развития ВВЦ, территория расположения Круговая Кинопанорама попадает в пятно новой застройки.
Сегодня предприняты попытки изменить ситуацию и взгляд на панораму только как на своего рода «ярмарочное зрелище». Сюда пришла новая команда во главе с директором, историком Анной Котоминой. Что планируется? Тематические экскурсии, сопровождающие показ, цикл лекций об истории анимации, стереофотографии, концерты и спектакли, использующие возможности пространства и акустику зала. К весне готовиться выставка «История Круговой Панорамы на ВДНХ». Режиссер Сергей Лобан («Пыль», «Шапито – шоу») заявил о своих планах снять первый игровой фильм специально для Круговой панорамы: «В области панорамного кино при использовании современных технологий возможны интересные эксперименты. Мне представляется современный панорамный кинотеатр как такой большой и возможно мобильный объект современного искусства с постоянно обновляющимся контентом». Анна Котомина с ним солидарна: «Круговая панорама — идеальный зал для инсталлирования объектов современных видеохудожников, которые тратят много денег для создания мультиэкранного пространства, а тут оно – пожалуйста».
"Круговая кинопанорама": пр-т Мира, владение 119, ВВЦ, павильон "Круговая кинопанорама". Тел: (499)-760-25-25, (926)524-24-97, e-mail: [email protected]
тема:
Реконструкция ВВЦ (ВДНХ)
статьи на эту тему:
19.07.2021
Алёна Кузнецова. Неоконюшня // Архи.ру
14.01.2020
Илья Зуев. Беседке-ротонде на ВДНХ вернут исторический вид // Вечерняя Москва, 14.09.2019
09.01.2020
Юлия Захарова. Беседку 66-го павильона ВДНХ отреставрируют // Вечерняя Москва, 09.01.2020
статьи на эту тему:
17.05.2023
ЛДМ: быть или не быть? // Архи.ру