23.05.2012
Виталий Пацюков //
, 23.05.2012
Движение Белого
- Наследие
- Репортаж
- выставка
Виталий Пацюков, искусствовед, куратор программ ГЦСИ – о выставке Игоря Ширшкова во ВХУТЕМАСе.
Белые начинают эту партию и выигрывают.
Из учебника шахматной игры.
Белое в визуальных пространствах Игоря Ширшкова живет в органических как дыхание пульсирующих состояниях. Оно способно расширяться, перемещаясь в зоны цвета, пересекая зеленые, оранжевые и голубые поля, вторгаясь во внутренние измерения живописных конструкций динамическим творческим началом. Его контуры определяются универсальной драматургией, подчиняющейся формулам нелинейных равновесий, где в «разорванных» слоях живописной материи рождается новая гармония. Цветные топосы в своем диалоге с белым превращаются в своеобразную карту, увиденную и зафиксированную с космической дистанции. Она отчетливо просматривается, мерцая локальными цветными фракталами, как фронтальная проекция материков на сфере глобуса.
Проект «Движение БЕЛОГО» содержит в себе образность пластических вариаций геометрии земной поверхности, ее океанических и воздушных сред, их взаимосвязи, конфликты и согласия. Вместе с тем, ее формы неотделимы от визуальных смыслов творческой судьбы самого художника, его душевных противоречий и поисков их естественных разрешений. Материки и континенты этой планиметрической судьбы фиксируют маршруты визуальных открытий Игоря Ширшкова, его пластических переживаний, надежд и откровений. Просторы Байкала, топография Сибири, русский Север, Москва и Петербург обозначиваются в проекте глубоко личным художественным пространством, его метками и координатами. Белое в этой концепции символизирует мир свободы, творческой воли, то великое Ничто, к которому стремился К.Малевич, освобождаясь от тяжести предмета и обретая безвесие. Границы между «цветными» и «белыми» измерениями содержат в себе постоянное напряжение внутренних силовых линий, векторы геоландшафта творчества художника, его транспереходы из смысловых позиций в чисто визуальные. Их сдвиги, разломы, как края льдинок во время ледохода или контуры энергетических структур, находятся в непрерывной эволюции, раскрываясь веером и возвращаясь в изначальные сингулярные фазы, в точку свидетельств хтонических изменений планеты живописи Игоря Ширшкова.
Художник, вглядываясь в магическую реальность динамики белого, становится инструментом, датчиком внутреннего состояния окружающей его живописной действительности. Кажется, что он реально присутствует в инсталляции «Картография бесконечности», символизируя своей художественной телесностью каждое движение творческого следа белого. «Картография бесконечности» живет цикличностью и одновременно вспышками, квантами, культурой дзен буддизма, буквально соответствуя всем изменениям личной жизни Игоря Ширшкова. Она плавно течет образностью Дао, космической рекой, внезапно меня свое русло, свои потоки, становясь видением, порой иллюзией, обретая медитативность. Фактически ее сложную динамику, ее живописную технологичность можно рассматривать как комментарий ко всему проекту. Белое в ее ребристой архитектуре открывается формой защиты идеи творческого бескорыстия, выстраивая свои новые идеалы сверхличной проекцией, прочерчивая синусоиду датчиков чувствительной аппаратуры искусства.
Художник, проживая в пространстве белого образностью страдательного залога, как бы личным неучастием в этом процессе, реализуя принцип недеяния, в действительности обнаруживает подлинность актуальных художественных стратегий. Используя инструментальности постмодернистской культуры, Игорь Ширшков вводит в ее обезличенные симулякры глубокое личное осознание драматизма истории, в которой мы все пребываем.