Метафизика, шахматы и групповая фотография
// ArchiNews
, 14.05.2012
http://archinews.ru/2012/05/metafizika-shahmatyi-i-gruppovaya-fotografiya/
пресс-релиз:
Вернисаж состоится 14 мая в 19.00. График работы выставки: пн. – сб., 12.00:20.00, вс. - выходной.
Живопись Игоря Ширшкова метафизична. Чтобы передать в пластических знаках свой мир, он идет по пути, открытом Малевичем, используя свои собственные протообразы. В проекте «Движение Белого» художник проводит исследование белого цвета как пространства: «В композиции живописи проявление белого аналогично работе площади в структуре населенного пункта - это некая пустота, несущая свое содержание во взаимодействии с пластикой окружающих объектов. Белый - энергия в чистом виде или абсолютное движение, дающее импульс для всего окружающего цвета».
Экспозиция «Движение Белого» включает живописные и графические работы последних лет, а также специально созданные для выставки произведения, дающие точное представление о творческом методе Игоря Ширшкова: «Белый цвет двигает композицию произведения, подчиняет ее своей внутренней логике. Происходит ДВИЖЕНИЕ БЕЛОГО…». Концепцию художника отражает и сам визуальный материал, и названия картин – «Космический букет», «Движение вверх», «Пробелый», «Рождение белого», «Совмещение пространств».
Архитектор по образованию и в настоящее время профессор кафедры Основ архитектурного проектирования Московского архитектурного института Игорь Ширшков мыслит универсальными категориями художественного языка – пространство, объем, рельеф, цвет. Исследования и манера выражения художника уходят корнями к абстракциям русских авангардистов и пропедевтике ВХУТЕМАСа. Объективизация метода и отход от предметности изображения в начале XX века воспринимались как проекция глобального преображения бытия.
«Искусство Игоря Ширшкова - поэтика вечных и неизменных начал жизни, проходящая как катарсис через хаос и алогичность, ведущая, в конечном счете, к аскетичным иконологическим образам», - пишет искусствовед, куратор экспериментальных программ ГЦСИ Виталий Пацюков. Вечное в искусстве художника проявляется в ритмическом возвращении одних и тех же структур, которые участвуют в формировании нового художественно-пластического языка.
Многолетняя художественная практика Игоря Ширшкова хорошо известна и профессиональной критике и широкому зрителю. В его творческой жизни были выставки в Сибири и Европе, групповые и индивидуальные проекты в Иркутске, Красноярске, Страсбурге, Санкт-Петербурге, Люксембурге, Тюмени, Москве. В 1990-е годы художник начинает постмодернистское изучение алфавита («Алфавит», Страсбург 1993, Иркутск 1997; «Погружение в книгу», Москва 2005), вместе с Львом Мелиховым, Иваном Порто и Сергеем Брюхановым занимается исследованием границ живописи (цикл выставок «Проживопись», Иркутск, Тюмень, Санкт-Петербург 2006-2008).
Новейшее живописное исследование Игоря Ширшкова – «Движение Белого».
Автор утверждает белый цвет как энергию движения, символ Божественного
первоисточника и погружает зрителя в свою визуальную философию.
Куратор Галереи ВХУТЕМАС Анна Ильичева. Аккредитация СМИ: [email protected].