20.02.2012

Об архитектурном фестивале «Жар.Города» и предложения к работе и программе летнего фестиваля

  • Архитектура Арт
  • Репортаж
  • фестиваль
Команда «Тягай». Объект «Край огромного диска, упавшего в озеро». Фото Ксении Черняковой Команда «Тягай». Объект «Край огромного диска, упавшего в озеро». Фото Ксении Черняковой

информация:

11 февраля 2012 г. на подмосковной «Архферме» состоялось закрытие архитектурного фестиваля «Жар.Города». «Несмотря на сильный мороз и «несчастливый» 13 номер фестиваля, Жар.Город удался на славу, порадовав посетителей разнообразной программой и целой серией архобъектов и инсталляций из снега и льда.

Всего таких объектов было выполнено 14 – и каждый из них по-своему раскрывал тему фестиваля «Огонь и лед». По словам организаторов, многие команды решали, что же они будут строить, непосредственно на «Архферме», сполна прочувствовав дух места и вдохнув морозный воздух» (http://agency.archi.ru/news_current.html?nid=39540).

Я участвовала в Жюри фестиваля, а также дала свои предложения с небольшой слайдовой программой относительно будущего летнего фестиваля. К сожалению, это сообщение было рассчитано на вдумчивое восприятие того, о чем говорилось, но оно было поставлено в программе после вручения призов и в целом оно было совсем как бы и некстати, хотя потом подходили ребята и задавали вопросы.

Моя идея состоит в том, что поставить перед участниками будущей работы несколько вопросов, в том числе о «ДУХЕ МЕСТА». Все они приезжают из разных мест России (Москвы, Уфы, Воронежа, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода и др.), и встает вопрос - есть ли разница между городами, селами, малыми формами архитектуры? Если она есть, то в чем она выражается? Или мы превращаемся в одну Большую деревню (не важно, российскую, мировую…)? Что мы видим сегодня в строительстве? В чем это различие? Красные кирпичные дома, а если и деревянные, то отвечает ли эти постройки нашим запросам? В России разные языки, диалекты, хоть и русские, оттенки, различные этнические группы, традиции, кухни и пр. А архитектура одинаковая, это как?

Говорим о развитии туризма, но почему к нам никто не едет? Только ли плохие и дорогие гостиницы, дороги, разрушающиеся памятники. Даже Москва для развития туризма не готова, один раз можно приехать, но не более? Что показывать? Кремль, Красную площадь, Третьяковка, Пушкинский, Новодевичий и др. монастыри, Коломенское…. и все? Сколько раз можно приехать и смотреть на это? Почему комфорта мы не чувствуем во многих наших городах или селах?

Но приезжая в Финляндию, Швецию и др. страны Северной Европы вы чувствуете его в исторических центрах городов, в сельской местности, сохраняются и развиваются исторические центры - Down Town, есть такая удивительная среда, где можно отдохнуть и прочувствовать их Дух места…

Ассамблея ИКОМОС в Канаде в 2007 г. проходила по теме «Можно ли сохранить Дух места (Genius Loci) И если можно, то как? От кого это зависит: от местных жителей, руководства города или села, от архитекторов? Можно ли перенести Дух места? И если да, то как?» Можем ли мы, потеряв традицию в деревянном строительстве за последние 70-80 лет, ее каким-то образом если не восстановить, то изучить и попробовать «воссоздать» в новых условиях, не проектировать в «историзме» или «А ля”рус», но возможно понимая основы, детали, конструкцию и код этой традиции.

На мой взгляд (возможны и другие мнения) в этом направлении стоить сделать следующее.
• Изучать литературу по деревянной российской и советской архитектуре. В этих работах представлены различные территории России, как и сооружения, и малые формы, и детали. Стоит их изучать, понимать, анализировать и вспоминать… И не только до революционного периода, но и до военного и после, т.е. анализировать поиски и работы по дереву архитекторов И.В. Жолтовского, А.В. Щусева, В.А. Щуко и многих других. Список прилагается.
• Изучать этнографические источники – в местных исторических музеях, этнографии, в работах известных российских этнографов по многим регионам страны – уникальные исследования, которые необходимо ввести в оборот, рассмотреть примеры разных сооружений по территориям России. Это не чуждые для творчества материалы! Список прилагается.
• Посещать музеи под открытым небом, организовать самостоятельно поездки, прогулки в майские праздники, например, в поселке «Сокол» в Москве (можно организовать специальную экскурсию в теплое время года).
• Рисовать, живописать и рисовать…

Выполнение рисунков поселений, среды городов, сел, ландшафтов, памятников и их деталей стали особенностью и новым методическим направлением во время работы автора во время обследований. В этом процессе кроется на наш взгляд особенность осмысления и представления духа места в новых проектах или на новой территории и даже ландшафтов. Смысл такой авторской демонстрации кроется в последовательном процессе: «чувственного внедрения в среду» - ее изучение – фиксация - проектирование - реализация – контроль – презентация и, наконец – дарение и отчуждение.

Выражение «То, чего мы не знаем – то не существует» можно видоизменить «То, что мы не прочувствуем – то мы не запомним». Поэтому, говоря о ландшафтах можно выделить его важные элементы - цветовые и пространственные характеристики, чему уделялось большое внимание российскими художниками (Кустодиев, Поленов, Билибин), так других стран и о чем написано немало работ. Важные элементы ландшафта – это чувственные характеристики человека, связанные с природой, с ее состоянием, временем года и сменой температур, дождем или снегом и пр. Но кроме этого, существенным оказывается звуковые составляющие окружающего мира, и очевидно, что в сельской местности или в любом городе (промышленном, приморском и пр.) такие характеристики будут разниться. Запах также характеризует определенный ландшафт.

Все эти элементы – важные составляющие ландшафта влияют на наше восприятие. Проникая в пространственное строение места, его деталей, будь то памятник или ландшафт, «в тишину его разговора с тобой» (а только в тишине можно прочувствовать Дух места, архитектуру, ее особенность, звук), можно ощутить связь времен, наконец, космическое пространство мира. Это можно передать и в художественном исполнении – в рисунке, а затем перенести на бумагу – проект и реализовать его в пространстве. Не прочувствовав место, время и не задействовав память, вряд ли можно создать новую региональную (российскую) архитектуру.

Предлагаю привезти участникам с собой на семинар рисунки мест, где они живут, плюсы и минусы городов, ландшафтов, найти региональные особенности …. В начале семинара стоит сделать выставку таких работ. Т.е. это предложение можно рассматривать как домашнее задание.
• Предлагаю для организаторов «Фестиваля Города» на АрхФерме продумать создание проектов в летнее время на такие объекты, которыми можно будет пользоваться постоянно, обустроить ландшафт места, берега, мостки, подпорные стенки, саночные горки, дороги, качели, ограды разных типов и пр. Они должны быть сохранены на дальнейшее реальное использование в течение долгого времени, в том числе и зимой. Продумать планировку на территории АрхФермы (возможно, спорт и детскую площадку, зону отдыха и пр.) с учетом современного, но регионального подхода к проектированию конкретных объектов и малых форм.

Заключение

Уже давно становится очевидным, что необходима организация лекций как по истории деревянной архитектуры, так по современной, в том числе и мировой, для студентов и молодых архитекторов, как и поездки по обследованию и рисованию памятников и среды городов и сел, совместные семинары реставраторов, ученых и современных проектировщиков – деревянщиков. Без этого невозможно ввести молодых архитекторов в контекст исторической среды, понять и прочувствовать «Дух места» российских городов, сельских мест, ландшафтов. Работа в сфере создания региональных образцов современной российской архитектуры требует изучения и анализа исторического опыта российских исследователей и архитекторов прошлых веков.

Литература

• М.Красовский. Курс истории русской архитектуры. Часть 1. Деревянное зодчество. Петроград, 1916.
• И. Грабарь. История русского искусства. М.,1909, т.1
• А.Бобринский. Народные русские деревянные изделия: Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода: Альбом. М. 1910
• Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М., 1934.
• Забелло С.Я. и др. Русское деревянное зодчество. М.,1942
• А.В. Щусев. Проекты деревянных жилых домов //Проект восстановления города Истры. Издательство Академии архитектуры СССР. М., 1946, с. 43-46.
• А. Ащепков. Современное деревянное строительство // «Русское деревянное зодчество». Государственное издательство архитектуры и градостроительства, М., 1950, с. 83- 102
• И.В. Жолтовский. Проекты и постройки. (Под ред. Г.Д. Ощепкова), М, 1955.с.50-51
• И.В. Маковецкий. Памятники народного зодчества русского Севера. М.1955
• Габе Р.М. Карельское деревянное зодчество. М.1941. Его же. Интерьер крестьянского жилища. - В сб.: Архитектурное наследство, №5, 1955, с.81-100
• А. В. Ополовников. Реставрация памятников народного деревянного зодчества. М.1974. Его же. Русское деревянное зодчество. М.1983, т.1 и Т.2, 1986: и другие.
• Алферова Г.В. Каргополь и Каргополье. М., 1973
• Севан О.Г. «Росписи жилых домов Русского Севера: Архангельская область» // «Прогресс-Традиция». М., 2007 (12 а. л., 180 илл. и рисунки автора). Можно скачать бесплатно в Интернет
• Журнал "Московский Вестник" Гордый полет Сокола, Историко-краеведческий очерк, Николай Соляник, 2008 год.
• Шургин И.Н. От лесной избушки до церкви дивной. Деревянная архитектура коми // «Совпадение», М, 2009
• Севан О.Г. «Малые Корелы» Архангельский музей деревянного зодчества» // «Прогресс-Традиция». М., 2012 (15 а. л., 350 илл. и рисунки автора). Будет опубликована в марте.
• сайт ЕКОВАСТ http://ecovast.ru
• http://gatchina3000.ru/big/023/850_bolshaya-sovetskaya.htm
• Поселок Сокол - памятник архитектуры. http://ratclub.ru/index.php?news_read=75084&page=5
Некоторые работы этнографов:
• Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев, белорусов, т. 31, ТИЭ, М. 1966. +
• Бломквист Е.О., Ганцкая О.А. Типы русского крестьянского жилища середины XIX – начала XX вв. В сб.: Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1967, с. 131-145.
• Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М. 1985
Комментарии
comments powered by HyperComments