30.01.2001
Егор Ларичев //
Ведомости, 30.01.2001
Дворец в саду на конкурсной основе
- Репортаж
- конкурс
информация:
-
где:
Россия. Москва
Министерство культуры и Госстрой России объявили конкурс на проектирование павильона для размещения баженовской модели Кремлевского дворца в Александровском саду.
Сумма обстоятельств, в которых проходит конкурс, делает его самым острым архитектурным событием нового года.
Баженовская модель представляет собой памятник редкой для России утопической архитектурной мысли. Гигантское здание дворца, спроектированное зодчим, должно было занять весь Кремль. В 1773 г. строительство было уже началось - кремлевская стена вдоль Москвы-реки была снесена, шла закладка фундаментов, Сумароков писал оды, когда Екатерина II вдруг передумала, и здание так никогда и не было возведено.
От "московского Лувра" осталась лишь модель - хранящаяся в запасниках Музея архитектуры и нуждающаяся в реставрации. Шедевральность этого произведения доказывает успешное участие двух отреставрированных частей модели в выставке "Триумф барокко", путешествующей по городам Европы и сейчас находящейся во французском Марселе. Однако для того, чтобы привести модель в соответствующий вид, нужно около $200 000. К тому же если реставрация пойдет теми темпами, которыми она проходит сейчас, то здание целиком будет отреставрировано лишь через 50 лет.
По мысли музейщиков размещение баженовской модели в Александровском саду для всеобщего обозрения в его настоящем (читай - чудовищном) состоянии вызовет всенародную жалость и привлечет к забытому сокровищу средства спонсоров, а также поможет интенсифицировать процесс реставрации. Ход пусть радикальный, но все равно музейный. Объявление конкурса вызвало настоящую бурю в архитектурных сферах.
Этот конкурс - первый за последние годы, несмотря на то что два года назад Юрий Лужков подписал постановление о том, что они должны проводиться регулярно. Конкурс, а проводит его Госстрой, а не Москомархитектура, будет идти по открытой модели, т. е. участвовать в нем сможет любой архитектор - как российский, так и зарубежный. Западных звезд должен позвать в Москву энергичный Петер Нойвер, директор музея МАК (архитектурный музей) в Вене, заместитель председателя жюри. Чтобы мнение жюри было непредвзятым, проекты будут посылаться под девизами, т. е. анонимно.
Другой острый момент конкурса - отношения Госстроя с Союзом архитекторов. Именно проведение открытых архитектурных конкурсов обсуждал съезд союза в октябре прошлого года, подразумевая, что он и будет их устраивать. Теперь, когда главным либералом оказался Госстрой, союз обижен. Главный упор в аргументации союза делается на неприемлемом месте постройки: дескать, Александровский сад - охранная зона Кремля. К тому же он и так уже измучен вниманием строителей и едва оклемался после строительства комплекса на Манежной - куда уж тут еще что-то возводить.
Однако музей, а за ним и Госстрой стоят на том, что постройка будет всего лишь павильоном, который заменит дюралюминиевый ларек, где сейчас заседает экскурсионное бюро кремлевских музеев.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Баженовская модель представляет собой памятник редкой для России утопической архитектурной мысли. Гигантское здание дворца, спроектированное зодчим, должно было занять весь Кремль. В 1773 г. строительство было уже началось - кремлевская стена вдоль Москвы-реки была снесена, шла закладка фундаментов, Сумароков писал оды, когда Екатерина II вдруг передумала, и здание так никогда и не было возведено.
От "московского Лувра" осталась лишь модель - хранящаяся в запасниках Музея архитектуры и нуждающаяся в реставрации. Шедевральность этого произведения доказывает успешное участие двух отреставрированных частей модели в выставке "Триумф барокко", путешествующей по городам Европы и сейчас находящейся во французском Марселе. Однако для того, чтобы привести модель в соответствующий вид, нужно около $200 000. К тому же если реставрация пойдет теми темпами, которыми она проходит сейчас, то здание целиком будет отреставрировано лишь через 50 лет.
По мысли музейщиков размещение баженовской модели в Александровском саду для всеобщего обозрения в его настоящем (читай - чудовищном) состоянии вызовет всенародную жалость и привлечет к забытому сокровищу средства спонсоров, а также поможет интенсифицировать процесс реставрации. Ход пусть радикальный, но все равно музейный. Объявление конкурса вызвало настоящую бурю в архитектурных сферах.
Этот конкурс - первый за последние годы, несмотря на то что два года назад Юрий Лужков подписал постановление о том, что они должны проводиться регулярно. Конкурс, а проводит его Госстрой, а не Москомархитектура, будет идти по открытой модели, т. е. участвовать в нем сможет любой архитектор - как российский, так и зарубежный. Западных звезд должен позвать в Москву энергичный Петер Нойвер, директор музея МАК (архитектурный музей) в Вене, заместитель председателя жюри. Чтобы мнение жюри было непредвзятым, проекты будут посылаться под девизами, т. е. анонимно.
Другой острый момент конкурса - отношения Госстроя с Союзом архитекторов. Именно проведение открытых архитектурных конкурсов обсуждал съезд союза в октябре прошлого года, подразумевая, что он и будет их устраивать. Теперь, когда главным либералом оказался Госстрой, союз обижен. Главный упор в аргументации союза делается на неприемлемом месте постройки: дескать, Александровский сад - охранная зона Кремля. К тому же он и так уже измучен вниманием строителей и едва оклемался после строительства комплекса на Манежной - куда уж тут еще что-то возводить.
Однако музей, а за ним и Госстрой стоят на том, что постройка будет всего лишь павильоном, который заменит дюралюминиевый ларек, где сейчас заседает экскурсионное бюро кремлевских музеев.