12.05.2003
Александр Змеул //
Журнал «Плюсы & Минусы», 12.05.2003, №3
Последний вздох Большого стиля. Шестого мая открылась новая станция московского метро - "Парк Победы"
Это один из наиболее амбициозных проектов столичного метро, и дело не только в том, что "Парк Победы" - самая глубокая станция в мире - 97 метров, - но и потому, что в ее архитектуре была сделана попытка возрождения Большого стиля.
По-другому быть и не могло, ведь патриотическая тема в искусстве почти всегда ассоциируется с гигантизмом. По словам начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева, архитекторы станции "вернулись к классическим традициям". Поэтому в качестве образца для подражания были выбраны самые помпезные станции, вроде "Комсомольской" - кольцевой. Рецепт создания подобных интерьеров известен: много мрамора и гранита, ряды колонн и арок и монументальная пропаганда.
На этот раз все это использовали в избытке, да и было где размахнуться: "Парк Победы" построен в виде двух параллельных платформ, соединенных лестничным переходом. (Когда станцию начинали строить, предполагалось, что здесь можно будет делать пересадку на скоростную линию метро Митино - Бутово.) В итоге получилась подземная версия Поклонной горы - безразличное и холодное пространство, обложенное белым, розовым и черным мрамором. "Парк Победы" эклектичен, как и всё, что задумали еще при советской власти, а достраивали сейчас. Этакая смесь сталинского стиля с новорусской роскошью начала 90-х. Два больших и ярких эмалевых панно Зураба Церетели, установленные в торцах, полностью отвечают этой эстетике. На одном изображены Кутузов и другие герои войны 1812 года, на втором, посвященном Великой Отечественной войне, - воин-освободитель.
Однако попытка клонировать сталинское метро оборачивается фальшью и даже пародией. Сделать новую версию "Комсомольской"-кольцевой не получается - нынешние архитекторы Шурыгина и Шумаков не дотягивают до уровня Щусева, а аляповатые панно Церетели напоминают оформление Дворца пионеров, но никак не мозаику Корина.
"Парк Победы" задумывался как первая станция метрополитена будущего, а стал последней станцией Большого стиля. Время больших проектов уходит, ведь вряд ли можно будет особо размахнуться на эстакадном метро в Бутове или мини-метро в Сити. Масштаб не тот.
подверстка
"Парк Победы" построен по типу "Китай-города": он состоит из двух параллельных платформ, соединенных лестничным переходом посередине. В 1987 году, когда станцию начали строить, предполагалось, что здесь можно будет делать пересадку на скоростную линию метро Митино - Бутово, для этого нужно просто пересечь платформу. Всего скоростных линий задумывалось пять, но потом стало ясно, что стоимость этого грандиозного проекта баснословна, от него отказались. В перспективе "Парк Победы" станет пересадочной станцией на линии обычного метро, ведущие в Солнцево и Митино, пока же это конечная станция Арбатско-Покровской линии.
Комментарии
comments powered by HyperComments
На этот раз все это использовали в избытке, да и было где размахнуться: "Парк Победы" построен в виде двух параллельных платформ, соединенных лестничным переходом. (Когда станцию начинали строить, предполагалось, что здесь можно будет делать пересадку на скоростную линию метро Митино - Бутово.) В итоге получилась подземная версия Поклонной горы - безразличное и холодное пространство, обложенное белым, розовым и черным мрамором. "Парк Победы" эклектичен, как и всё, что задумали еще при советской власти, а достраивали сейчас. Этакая смесь сталинского стиля с новорусской роскошью начала 90-х. Два больших и ярких эмалевых панно Зураба Церетели, установленные в торцах, полностью отвечают этой эстетике. На одном изображены Кутузов и другие герои войны 1812 года, на втором, посвященном Великой Отечественной войне, - воин-освободитель.
Однако попытка клонировать сталинское метро оборачивается фальшью и даже пародией. Сделать новую версию "Комсомольской"-кольцевой не получается - нынешние архитекторы Шурыгина и Шумаков не дотягивают до уровня Щусева, а аляповатые панно Церетели напоминают оформление Дворца пионеров, но никак не мозаику Корина.
"Парк Победы" задумывался как первая станция метрополитена будущего, а стал последней станцией Большого стиля. Время больших проектов уходит, ведь вряд ли можно будет особо размахнуться на эстакадном метро в Бутове или мини-метро в Сити. Масштаб не тот.
подверстка
"Парк Победы" построен по типу "Китай-города": он состоит из двух параллельных платформ, соединенных лестничным переходом посередине. В 1987 году, когда станцию начали строить, предполагалось, что здесь можно будет делать пересадку на скоростную линию метро Митино - Бутово, для этого нужно просто пересечь платформу. Всего скоростных линий задумывалось пять, но потом стало ясно, что стоимость этого грандиозного проекта баснословна, от него отказались. В перспективе "Парк Победы" станет пересадочной станцией на линии обычного метро, ведущие в Солнцево и Митино, пока же это конечная станция Арбатско-Покровской линии.
тема:
Московское метро