RSS
19.05.2003

Стоящее настоящее

  • Репортаж
  • выставка

информация:

  • где:
    Россия. Москва
  • архитектор:
    Кирилл Асс;    Борис Бернаскони

На прошедшей в ЦДХ восьмой ежегодной выставке архитектуры и дизайна "АРХ МОСКВА" показали качественные современные проекты, помечтали о будущем и немного погрустили о прошлом.

"АРХ МОСКВА" проделала гигантский путь от экспозиции "все для дома и ремонта" к главной архитектурной выставке России. Сегодня это фестиваль, включающий в себя архитектурные и дизайнерские экспозиции, круглые столы и лекции. "АРХ МОСКВА" - не просто набор проектов, это своего рода адекватное отражение архитектурного процесса. В нынешнем году организаторы произвели настоящую революцию: у "АРХ-МОСКВЫ" впервые появились кураторы по образу и подобию не столько художественных выставок, сколько главного архитектурного форума мира - Венецианской архитектурной биеннале. Кураторами "АРХ МОСКВЫ" стали молодые архитекторы Кирилл Асс и Борис Бернаскони, определившие тему: "Настоящее настоящее".

В стремлении к совершенству

Каждый волен трактовать это название по-своему, кураторы же для пояснения смысла прибегают к английскому языку. По их словам, в названии Present Perfect ("Настоящее Совершенное") чувствуется совершенство, а это - самая необходимая черта настоящего. Видимо, имеется в виду, что настоящее - это нечто стОящее, иными словами, то, на что стоит обратить внимание.

Согласно стратегии кураторов, центральной частью выставки стал "АРХ КАТАЛОГ" - своего рода рейтинг лучших архитекторов и их творений. Экспертный совет "АРХ МОСКВЫ" отобрал три десятка архитекторов и мастерских, выставивших фотографии, чертежи и макеты зданий, построенных или спроектированных в 2002-2003 году. Сегодня список лучших архитекторов по сравнению с прошлым, практически не изменился - за те три года, что существует "АРХ КАТАЛОГ", новые имена появиться не могут. Из ярких зданий, вошедших в Арх-каталог, нужно отметить дом-яйцо на улице Машкова работы Сергея Ткаченко и торговый центр "Квадро" в Кунцеве (творческое производственное объединение "Резерв").

"АРХ МОСКВА" в прежние годы была оппозиционным мероприятием, противопоставлявшим "хорошую" архитектуру, высоко оцененную критиками и коллегами, постройкам так называемого "московского" стиля, главным идеологом которого был мэр Лужков. Сегодня хорошей архитектуры (в прямом смысле этого слова, а не в понимании Лужкова) становится больше. Архитекторам все чаще удается прививать вкус заказчикам - последним все чаще хочется, чтоб было не только "красиво", но и современно.

Раздельное существование

На "АРХ МОСКВЕ", как и на "АРТ МОСКВЕ", существует четкое разделение на коммерческую и некоммерческую экспозиции. Коммерческая часть - это стенды архитектурных мастерских, дизайн-студий и фирм, торгующих мебелью. Здесь вряд ли можно говорить о каких-либо тенденциях, скорее о рынке дизайнерских услуг и о том, что у заказчиков есть деньги, очень много денег. Правда, многие студии на своих стендах пытаются выставлять не просто мебель, а сооружать из нее нечто совсем фантастическое.

Еще одной революцией стал отказ от некоммерческих проектов. Привычный для "АРХ МОСКВЫ" термин "некоммерческие проекты" в этом году заменили на "специальные проекты", так как, по мнению кураторов, архитектура не может быть совсем уж некоммерческой. Впрочем, с этим утверждением можно и поспорить, вспомнив хотя бы про существование "бумажной архитектуры".

В этом году набор спецпроектов был такой же, как всегда: российская и зарубежная архитектура, признанная коллегами и критиками, а также арт-проекты, работы студентов и исторические экспозиции. Спецпроекты "АРХ МОСКВЫ" нацелены на то, чтобы объяснить широкой публике, что такое "правильная" архитектура.

Прошлое в камне

Два проекта, где темы прошлого и будущего тесно переплетались, были размещены рядом. Это "Нельзя разрушать Москву" и нижегородский "Арсенал". "Нельзя разрушать Москву" - художественный ответ на намерения столичных властей снести здание гостиницы "Москва" работы архитектора Щусева и на его месте построить "точно такое же". Был показан сделанный специально к выставке фильм, смонтированный из кадров хроники и фрагментов художественных лент советского периода.

Безусловно, подмена памятников муляжами - гораздо более простой путь, чем творческий интеллектуальный поиск. Иначе, чем в Москве, проблему реконструкции исторических зданий пытаются решить в Нижнем Новгороде, провозглашенном архитектурными критиками в середине 90-х "архитектурной столицей России". Здесь силами Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства разработан проект превращения здания военного Арсенала, расположенного на территории нижегородского кремля, в международный центр современного искусства. Памятник 19 века, до недавнего времени занятый архивом министерства обороны, сегодня разрушен более чем наполовину. "Демилитаризация" Арсенала не только спасет здание, но и поможет развитию современного искусства в Поволжье.

Истории Арсенала и "Москвы" развиваются параллельно, пересекаясь только на "АРХ МОСКВЕ". Здание Арсенала пару месяцев назад было передано министерству культуры, которому подчиняется Государственный центр современного искусства (это начинание, как и другие культурные инициативы, было поддержано приволжским полпредом Кириенко). В Москве же сходные проблемы решаются с поистине вселенским размахом. В день открытия "АРХ МОСКВЫ" заседание столичного правительства объявило дату начала разборки гостиницы "Москва" - 15 сентября. Таким образом, проект "Нельзя разрушать в Москву" из протеста превратился в прощание.

Дефанс для Москвы

В этом году звезды уровня Филиппа Старка и Питера Кука не приезжали. Самым именитым участником "Арх Москвы 2003" стал Доминик Перро, один из ведущих архитекторов Франции, входящий в десятку лучших дизайнеров мира. Нынешнюю "Арх Москву" посетили также президент Союза архитекторов Швеции Томас Санделл и японец Юкио Хашимото, специалист по ресторанному дизайну.

Многие международные экспозиции были объединены одной темой - создание принципиально новой архитектуры на территории прошлого. Известные архитектурные фотографы Юрий Пальмин и Сергей Леонтьев показали выставку "Оборона/La Defence". Парижский район Дефанс был в свое время создан как новый деловой центр города. Кстати, Москва-Сити претендует на то, чтобы стать русским (московским) Дефансом.

Прошедший в 2002 году конкурс на новое здание мэрии и городской думы в Сити, объявленный открытым и международным, проходил в условиях абсолютной закрытости и непрозрачности. Победителем объявили проект Михаила Хазанова, Антона Нагавицына и Нодара Канчели. И хотя проект был признан лучшим, в его адрес столичные чиновники высказали целый ряд принципиальных замечаний. Так что какое здание будет построено в итоге, и будет ли построено вообще, не знает никто. А обещанная экспозиция конкурсных работ на новое здание мэрии на "АРХ МОСКВЕ" так и не была показана.

Еще один город, с которым столичные власти любят сравнивать Москву, - Берлин. Обычно сравнения заканчиваются тезисом, что в обоих городах идет активное строительство. "Берлинское архитектурное содружество" показало, что же именно построено в германской столице, в том числе и на месте типовых зданий эпохи ГДР.

Свой опыт архитектурного освоения посттоталитарного пространства представила Эстония на выставке "Эстония строит. 1991-2002" (куратор - Юрий Аввакумов). Фотографии и чертежи более 100 проектов были разложены на своеобразных козлах, а фоном экспозиции послужила аэрофотосъемка эстонских городов (длиной в 26 метров).

И, пожалуй, самая экзотическая зарубежная экспозиция - лучшие работы Колумбийской архитектурной биеннале 2002 года. Если высокий уровень новых берлинских построек или хрестоматийного Дефанса очевиден, то Колумбия и Эстония не только приятно удивили качеством архитектуры, но и поразили тем, что там строят не просто много, а очень много.

С осторожным оптимизмом

Настроение на прошедшей "АРХ МОСКВЫ" царило приподнятое. Российские проекты демонстрируют высокий уровень наших архитекторов, чьи работы выглядят ничуть не хуже, чем работы их зарубежных коллег. Многие уверены в том, что направление архитектуры, которое представляет "АРХ МОСКВА", а именно ориентация на международный контекст, рано или поздно окончательно победит и у нас. И тогда Москву будут сравнивать с Берлином не только по количеству, но и по качеству возведенных зданий.

И все же, несмотря на очевидные успехи, радоваться и праздновать окончательную победу современной архитектуры рано: мешает, в частности, грустная и циничная история гостиницы "Москва" и невнятный финал конкурса на новую мэрию в Москва-Сити. И если российская архитектура еще очень далека от состояния present perfect - настоящего совершенства, то "АРХ МОСКВА" с каждым годом приближается к нему ближе и ближе.
Комментарии
comments powered by HyperComments