04.12.2004

Доминика Перро сделали россиянином

  • Архитектура
  • Объект

информация:

Совещание в Министерстве культуры относительно судьбы проекта Мариинского театра состоялось, и, похоже, его результаты удовлетворили и архитектора, и представителей Минкульта. О предшествующих событиях Ъ писал 3, 20 и 23 декабря.

Скандал возник, когда обнаружилось, что Министерство культуры (без ведома архитектора Доминика Перро, в июне 2003 года выигравшего на международном конкурсе право на проектирование нового здания Мариинского театра) объявило конкурс на подбор проектировщиков, которые должны были его сменить на последующих стадиях проекта. Главным объяснением этому считалось то, что ни одна утверждающая инстанция в России не примет чертежи, подписанные парижской мастерской Доминика Перро, не имеющей лицензии на работу в России. Обиженный архитектор сравнил это с ситуацией, когда за спиной дирижера ему подбирают оркестр.

На вчерашнем заседании в Министерстве культуры, которое выступало организатором конкурса и заказчиком проекта, сторонам удалось договориться. Предложение Михаила Швыдкого сводилось к тому, чтобы создать в России лицензированную мастерскую под руководством победителя конкурса. Тем самым облегчился бы и процесс проектирования, и процесс подбора подрядчиков для строительства. Появилось бы больше уверенности в соответствии здания, которое собираются по-прежнему закончить в 2008 году, победившему проекту. Михаил Швыдкой подтвердил корреспонденту Ъ, что встреча с Домиником Перро и главой Северо-Западной дирекции Андреем Кружилиным завершилась соглашением. "Перро будет оказывать авторское сопровождение проекту на всех этапах работы. По нашему настоянию архитектор сделает то, о чем мы просили,– создаст бюро 'Доминик Перро. Россия' с юридическим адресом и расположением в Петербурге. Там будут работать российские специалисты, которые хорошо знают город. Все работы будут вестись абсолютно скоординированно". Доминик Перро также удовлетворен итогом: "Решение создать российскую мастерскую 'Доминик Перро. Россия' кажется мне наилучшим,– сказал он корреспонденту Ъ.– А то, что это предложение я получил непосредственно от заказчика, господина Швыдкого, снимает многие сомнения".

Решение действительно разумное. Этот метод работы применяется в мире в большинстве случаев, когда архитекторы ведут проекты вдали от своей штаб-квартиры. Многие архитектурные звезды (например Жан Нувель, Ренцо Пьяно, Бернар Чуми) делят свою работу между мастерскими в нескольких странах. И дело отнюдь не в конкретном проекте Мариинки-2 и не в конкретном французе Перро. Победой западного архитектора на российском конкурсе была поставлена под сомнение работавшая долгие годы система самоизоляции внутреннего архитектурного рынка. Но весь этот фейерверк мог оказаться простым PR-ходом, благо Министерство культуры умело тогда представлять свою деятельность в самом выгодном свете.

Теперь же сделан более важный шаг – западный архитектор впервые реально допущен на наш рынок государственных архитектурных заказов, причем под своим именем и по всем мировым правилам. По сути, это означает, что в России появятся не только проезжие западные архитекторы, но и их бюро, ассоциированные с российскими проектировщиками. Соответственно, и у наших архитекторов появится больше шансов на самореализацию и в России, и за ее границами. Если целью приглашения архитектурных звезд на конкурс по Мариинке-2 было сделать нашу архитектуру более качественной и менее закрытой – это важный шаг к ее достижению.
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: