RSS
07.03.2000

Архаичное строительство актуального пространства. Лучшая архитектура из Новосибирска - это интерьер

  • Дизайн
  • Репортаж
  • выставка

информация:

  • где:
    Россия. Новосибирск

В минувшую пятницу в выставочном зале Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии подвели итоги выставки-конкурса "Интерьер-2000. Лучшее из Новосибирска".

Идея дизайнерских соревнований, аналогичных "большому" сибирскому архитектурному конкурсу "Золотая капитель", уже несколько лет буквально "висит" в воздухе. В 1996 году, на первой "Золотой капители" жюри, состоявшее в основном из архитекторов старой закалки, "не заметило" несколько достойных (по общему мнению) работ, главным недостатком которых была молодость их авторов. С тех пор в некоронованной столице Сибири возникла настоящая архитектурно-дизайнерская субкультура, воспитанная на новейших европейских концепциях формообразования, питающаяся соками современного искусства, и находящая творческую реализацию в коммерческом и частном интерьере. Это особый круг профессионалов, общающийся с "большими архитекторами" лишь в процессе прохождения согласований. У них свои авторитеты, свои журналы, свои принципы проектирования.

Хотя общение между архитекторами-интерьерщиками весьма плотное, а обсуждение реализованных работ и проектов на частном уровне происходит постоянно, это своеобразное сообщество не имело до сих пор ни организационных структур, ни собственных профессиональных соревнований. Мало кто из дизайнеров состоял в Союзе архитекторов, местный Союз дизайнеров также вел себя индифферентно по отношению к возникшему явлению. Неоднократно в мастерских интерьерщиков возникала идея собственного творческого союза (наподобие московского МАО), но реальных шагов в этом направлении не делалось.
Ситуация изменилась после избрания 29 октября прошлого года Александра Кулакова председателем Новосибирской организации Союза дизайнеров России. Было объявлено, что вместо единственной ежегодной отчетной выставки СД, являвшейся одновременно смотром кандидатов в члены Союза, будет проходить целая серия мероприятий, носящих к тому же конкурсный характер. Это самостоятельные выставки, посвященные интерьеру, архитектуре городской среды, графическому дизайну. Первая из выставок завершилась на минувшей неделе.

Экспонируемые работы прошли довольно жесткий предварительный отбор. Это уменьшило число участников, но повысило качество смотра. Очевидными стали достижения и тенденции молодой школы сибирских архитекторов-интерьерщиков.

Абсолютно четко обозначились две схемы, в рамках которых архитекторы ищут формообразующие решения. С одной стороны, весьма велика группа дизайнеров, ищущих новые идеи в рамках актуальных европейских стилистических концепций - хай-тека и неомодернизма. Корпоративная кухня-буфет, представленная архитектурным бюро "Фабрика дизайна" (авторы - Татьяна Иваненко и Алексей Кудашев; диплом конкурса и специальный приз телепрограммы "Архитектон") - великолепный образец искусства "высоких технологий". С другой стороны есть "традиционалисты", обращающиеся в интерьере к этнографическим мотивам, и как бы нарочито отказывающиеся следовать архитектурной моде. Таковы кафе "Баттерфляй" и ресторан "Мехико" известного новосибирского художника Максима Зонова (бюро "Интердизайн"; гран-при конкурса, специальные призы журналов "PRO" и "Современный интерьер").

Самое смешное в том, что рождаемые в родных сибирских условиях произведения "хай-тека" являются на самом деле плодом кустарного производства, осуществляемого совсем не в индустриальных условиях. Получается своеобразный "концепт-кар", "шоу-стопер", призванный показать, что да - умеем не хуже, чем в Европе. Однако подчеркнуто конструктивные интерьеры, обильно показанные на выставке, на самом деле являются декорацией, скрывающей огрехи советского домостроения. Сплошь и рядом выясняется, что идеальная, почти космическая плоскость стены - фальшпанель, эффектные никелированные трубы имеют водопроводное происхождение, модные высечки изящно изогнутого листа нержавейки вырубались молотком и зубилом. На Западе хай-тек - действительно индустриальный стиль: из множества элементов, производимых заводами, как из конструктора собираются разнообразные внутренние пространства, и даже здания. Отдаленность Новосибирска от Парижа, отсутствие местных производителей, готовых массово осваивать современные строительные технологии, сталкиваются с желанием архитекторов делать "актуальную" архитектуру - результат достаточно парадоксален. Забавно, но проблемы современного сибирского "хай-тека" - калька с ситуации, в которую попали в 20-е годы архитекторы-конструктивисты, приехавшие работать в Новосибирск: за отсутствием современной строительной базы и удаленностью от инженерно-технологических центров приходилось прятать за современными формами архаичные строительные решения.

Получается, что "традиционалисты", склонные к откровенному декорированию, к внесению в интерьер художественных элементов, более честны, чем "неоконструктивисты", прячущие за псевдоконструктивными элементами реальную суть интерьера.

На выставке почти не была представлен дизайн помещений, наиболее часто реализуемый в Новосибирске. Речь идет об арочно-барочной архитектуре, создаваемой в больших количествах при помощи гипсокартона, накладных декоративных элементов, тяжелых сложных драпировок. Я не знаю, было ли богатство в стиле Людовика XIV - Сталина - Чаушеску отсеяно предварительным отбором, или авторы сами отказались выставлять такие работы на конкурс, но могу предполагать, что подобные перлы есть в творческой биографии почти любого архитектора. Нужно пройти подобный заказ хоть единожды, чтобы потом иметь смелость от них отказываться. Честнее других поступила Юлия Мусиенко - она выставила два проекта - "Интерьер, как портрет заказчика" (попытка примерить собственные художественные принципы с бушующим вкусом потребителя), и "Интерьер, как автопортрет" (минималистский гимн художественному аскетизму).

Факт, что лучшая архитектура из Новосибирска - это действительно интерьер. Свободное от излишних согласований, от косности укоренившихся представлений, подпитанное молодой кровью недавних выпускников вузов, искусство интерьера в поиске нового формообразования давно уже опередило "большую" архитектуру, все еще пытающуюся скрестить советское зодчество с идеалами дореволюционного купечества. Искусство интерьера на самом деле стало искусством. Здесь есть кому соревноваться, и соревнование на хорошем уровне - под стать олимпийским играм. Правда, со спортивными снарядами ситуция не столь благополучна - пятитысячекилометровое расстояние от Западной Европы и восьмидесятилетнюю отсталость советских строительных технологий мы преодолеем не скоро. Так что приходится выбирать: строить актуальный интерьер архаичным способом, или архаичный интерьер актуальными в Сибири способами строительства.
Комментарии
comments powered by HyperComments