RSS
12.05.2000

Интерьер, как среда обитания

  • Дизайн

информация:

  • где:
    Россия. Новосибирск

Мы уже забыли, как мы жили всего лишь 10 лет назад. Мы забыли очереди за стиральным порошком и пустые полки продмагов. Мы забыли радость обладания телевизором "Изумруд" и гэдеэровской "стенкой".

Современный российский интерьер — один из самых радикальных показателей изменений, произошедших в нашей повседневной жизни. Входя в магазин, скажем, в новосибирский магазин "под строкой", вспоминаешь, что еще четыре года назад здесь были стены, облицованные по моде конца 80-х розовым туфом, а десять лет назад помещения хранили обломки сталинского великолепия с лепниной потолков и облупленными, окрашенными масляной краской и отделанными плиткой "кабанчик" панелями. Современный интерьер — это тот самый демократичный признак перемен, признак "вхождения в Европу", созерцать который доступно всем.

В этом отличие интерьера от других областей архитектуры. Легко заметить, что подобного массового "вхождения в Европу" не произошло ни в "большой" гражданской или промышленной архитектуре, ни в коттеджном строительстве, ни в дизайне городской среды. Это связано со многими причинами. Главные из них — в частном, "корпоративном" характере заказа на интерьер, и в минимальном количестве согласований, необходимых для реализации проекта.

Профессия дизайнера интерьеров в нашем обществе так же молода, как и профессия бизнесмена. Во времена советской власти такого вида жизнедеятельности не было вообще, в квалификационном справочнике наличествовал эвфемизм "художник-конструктор", а "здрасьте, я — дизайнер" — так это вообще фраза из анекдота. Впрочем, интерьеры (общественных зданий) все-таки оформлялись, в основном силами шабашных бригад, сколоченных из нетрезвых художников-монументалистов и безденежных преподавателей архитектуры.

Поворот к капитализму привел к обратной ситуации. Поскольку универсальной мерой в новом обществе стали деньги, выяснилось, что лучше всех (из архитектурной братии) живут именно интерьер-дизайнеры, а самой низшей (и нищей) кастой стали бывшие певцы социалистического переустройства городов, т.е. градостроители.

От "ремесленного" интерьера к "креативному".

Сегодняшний российский интерьер более интересен для профессиональной критики, чем "большая" архитектура. Кризис формообразования, переживаемый архитекторами-объемщиками, в дизайне интерьеров давно преодолен. Именно "интерьерщики" наиболее активно и плодотворно генерируют новые концептуальные идеи. Впрочем, последний постулат относится не ко всем дизайнерам интерьера, а лишь к очень тонкому верхнему слою высококлассных и высокооплачиваемых профессионалов.

Дизайн производимых в Сибири интерьеров можно разделить на три категории. Низший уровень (по нашей классификации — "ремесленный", именуемый также "евроремонтом"), характеризуется тем, что участие в подобной работе архитектора, дизайнера — минимизировано, или вообще исключено. Эстетические качества помещения, равно, как и эргономические, планировочные, обеспечиваются опытом, приобретенным руководителем строительной бригады, прорабом в процессе выполнения предыдущих работ. "Ремесленный" уровень дизайна не обязательно низок — соблюдение неписаных стандартов "евроремонта" обеспечивает вполне удовлетворительные характеристики помещений, в случае, если к ним не предъявляются какие-то специальные требования — в первую очередь это рабочие помещения офисов для менеджеров среднего и низшего звена, а также торговые залы неспециализированных магазинов.

Особую опасность для заказчика при реализации интерьеров на "ремесленном" уровне могут представлять самодеятельные решения, связанные с приспособлением помещения под новые функции. Прораб скорее всего не знает, и это не входит в его обязанности, тонкостей нормативных требований по эвакуации, противопожарной безопасности, вентиляции, технологических, санитарных etc. Количество этих требований столь велико, что без грамотного архитектора-проектировщика разобраться в них невозможно.

Второй качественный уровень интерьеров можно условно обозначить, как "профессиональный". Осознав необходимость привлечения специалиста-проектировщика, заказчик в результате получает полноценный проект, лишенный в основном недостатков, связанных с несоблюдением строительных норм и правил. Важно, что обязанности по согласованию проекта в этой ситуации также лежат на архитекторе-дизайнере, равно, как и исправление выявленных согласующими инстанциями недостатков. Лучшими специалистами "профессионального" качественного уровня можно считать "старшее" поколение архитекторов, имеющих богатый профессиональный опыт и школу работы в государственных проектных институтах, а также обширные связи в согласующих инстанциях. Однако, привлечение к решению интерьеров подобных специалистов, хотя и избавляет от многих хлопот и обещает качественное объемно-планировочное решение, но ни в коей мере не гарантирует заказчику появление действительно индивидуального интерьера, который возможно было бы идентифицировать в качестве произведения искусства.

Третий, высший уровень решения помещений связан с появлением на архитектурно-художественном рынке поколения дизайнеров, вошедшего в профессию в 80-90-х годах. Этот уровень мы назовем "креативным", и отличается от предыдущих двух уровней он именно наличием формообразующей идеи. "Креативный" дизайн — это дизайн кафе, ресторанов, фирменных магазинов, презентационных помещений фирм. "Креативный" дизайн возник только с появлением заказчика, желающего поиметь за свои деньги не помещение "как у соседа Иван Ивановича", а необычное пространство "не как у всех".

Вопрос, какой дизайн объективно необходим именно вам — это не вопрос наличия или отсутствия денег, тем более не вопрос ваших личных вкусов и приоритетов. Каждое помещение требует уровня дизайна, соответствующего собственной функции. Так, для менедж-офиса, размещающегося на ...надцатом этаже бывшего НИИ, если к тому же не производить перепланировки, будет вполне достаточно "евроремонта" ремесленного уровня. Осуществляя перестройку, двигая стены, либо при необходимости повысить класс и комфортность помещения, следует обратиться к "профессиональному" проектировщику. Если же речь идет о проектировании ресторана, кафе, фирменного магазина, кабинета директора, фойе, или иного помещения, являющегося "лицом" компании, здесь не обойтись без "креативного" решения.

Архитектор, дизайнер, декоратор

Работа с помещением требует на самом деле участия не одного, а трех профессионалов, решающих художественно-пространственные задачи. Архитектор (в традиционном понимании) приводит планировку объекта в соответствие с нормами проектирования, требованиями заказчика и собственным мироощущением. Объектом творчества для архитектора является пространство. Приходящий после архитектора дизайнер ведет уже пластическую игру с этим пространством, его инструментом являются элементы архитектурной среды — пол, потолок, стены, перегородки...

Однако мало спроектировать помещение, решить его цветовою гамму, повесить двери, расставить мебель. Стерильные помещения хорошо смотрятся на фотографиях в глянцевых журналах, однако в реальности их рафинированность сохраняется не более получаса после ухода фотографа. Большинство хороших интерьеров, сделанных в Новосибирске, завершается именно на этой стадии, после чего пространство начинает жить своей внутренней жизнью, независимой от проектировщика.
Для окончательной профессиональной реализации интерьера, будь то квартира, офис, или магазин, необходим еще один специалист, именуемый "декоратор".
Обязанность декоратора состоит в определении местоположения элементов, привносимых в интерьер заказчиком — такими элементами могут быть шторы, гардины, мебель, сувениры и прочая ерунда, приволакиваемая в помещение любым обычным человеком. При проектировании магазина таких вещей крайне мало, они обязательно появляются в интерьере офиса, и огромное их количество оказывается в квартире. Задача декоратора — найти место для любимой вещи заказчика, изыскать гармоничную "мульку" — партнера для нее. Подобрать к охотничьей шляпе владельца квартиры подходящие рога, к тому же гармонирующие с цветом обоев, найти медвежью шкуру, оптимально сочетающуюся со старыми тапочками.

На Западе декоратора часто приглашают, если необходимо обновить интерьер, не прибегая к радикальным средствам, имеющимся в арсенале дизайнера — переносу стен, ломке потолков и т.п. Средства декоратора — все те же "мульки и феньки", плюс картины и скульптура, плюс цвет/покрытие стен, пола, редко — светильники, фурнитура, иногда — смена мебели. Декоратору приходится просматривать огромное число каталогов, посетить множество галерей и выставочных залов, но главное место, где он находит свои "нужные вещи" — блошиные рынки и антикварные салоны.

В Новосибирске профессия декоратора только начинает приживаться. Существует несколько компаний, предлагающих услуги по текстильному декорированию помещений, ряд дизайнерских фирм, например "Дарлин", включают в свои рекламные объявления информацию о "подборе предметов интерьера". Тем не менее, рано говорить о существовании в городе некоей специализации "декоратора", скорее это дополнительная услуга, предоставляемая высококвалифицированными дизайнерскими бюро.
Для нашего рынка скорее характерна ситуация, когда один проектировщик совмещает все три специальности, будучи и архитектором, и дизайнером, и декоратором. Однако необходимо заметить, что подобная вынужденная "универсальность" доступна далеко не всем проектировщикам — одинаково хорошо совмещать три различные специальности могут лишь высококлассные и действительно талантливые профессионалы.

Кто лучший?

На вопрос "Кто лучший на дизайнерском рынке Новосибирска?" еще два года назад можно было ответить с достаточной долей определенности. Художественно наиболее сильные решения производились тремя-пятью дизайнерскими фирмами: вокруг этих фирм группировались молодые талантливые архитекторы, эти же фирмы обладали квалифицированной ремонтно-строительной базой и могли гарантировать качество работ — как собственно дизайнерских, так и ремонтных. Эта концентрация была оправданной — с одной стороны, при неразвитости рынка строительно-отделочных материалов только относительно крупные фирмы могла гарантировать поставку необходимых материалов, мебели, фурнитуры из Москвы, Санкт-Петербурга, или из-за границы. В то же время фирмы обеспечивали архитекторов стабильными заказами, производили их "раскрутку", создавали клиентскую базу.

Один новосибирский архитектурный журнал провел в 1997 году опрос дизайнеров, с целью выявить наиболее сильные архитектурные группы города, работающие в сфере интерьера. Тогда их круг был достаточно ограничен. Назывались дизайн-бюро "ОМА", "КУБ", "Интердизайн", "Фабрика дизайна". Эти компании и сейчас входят в группу ведущих проектировщиков интерьеров Новосибирска, однако, сегодня "высшая лига" дизайнеров города значительно увеличилась. Во-первых, к "старым" дизайнерам, покинувшим архитектурный факультет в 80-х годах, присоединилась большая группа "молодых" архитекторов. Во-вторых, раскрутились бюро, пребывавшие три года назад на вторых ролях. Кроме того, крупные дизайнерские фирмы уже не являются сосредоточением лучших творческих сил, многие архитекторы основали собственную практику. Причем, если в 1997 году лишь очень небольшое число строительных бригад могло обеспечить соответствующее европейским требованиям качество ремонтных работ, то сегодня такое качество является стандартным требованием, и уже дизайнер выбирает бригаду, с которой ему "комфортно" работать.

Заказчик и исполнитель

Вкусы и потребности заказчика определяют конечный результат проектирования. Воспитанный в "хрущобах" российских жилмассивов, современный потребитель интерьера меньше всего ориентируется на "креативность" предлагаемого ему решения. Обычной является ситуация, в которую попадают, в первую очередь, молодые, не имеющие опыта работы с заказчиком, дизайнеры — "Я все уже придумал, только нарисовать не умею" — заявляет он. Нужно иметь мужество, чтобы отказаться от подобной работы. Дизайнеры, "художественно оформляющие" мысли потребителя, сосредоточены сегодня, в основном, в бюро, "приписанных" к риэлторским конторам.
В последние годы все более востребованным становится "европейский" интерьер. Заказчик, побывавший в гостях у своих западных партнеров, желает перестроить свой офис (квартиру, магазин) на буржуйский манер, таким образом, чтобы не было стыдно принять гостя с ответным визитом. Бывает и другая ситуация: заказчик желает поразить своих партнеров местным колоритом (матрешки, медведи, балалайки), заказывая "этнографический" дизайн.

Настоящий профессионал, ощущающий себя не столько оформителем, сколько художником, "рисует" интерьер, как портрет заказчика. Становится важным не потакание его требованиям, а передача жизненных ощущений, мировоззрения. Если заказчик сумел найти проектировщика, способного адекватно воспринять его мировоззрение, если устанавливается особая форма общения, материализующаяся в художественно-пространственных решениях, только в этом случае возникает действительно комфортная среда для человека, которому предстоит обитать в данном конкретном интерьере не один год.

Всякий проектировщик ориентируется на какие-то авторитеты. Для кого-то авторитетом является "плательщик денег", и тогда возникает интерьер, который в принципе мог бы возникнуть и без архитектора-дизайнера, кто-то работает в актуальной стилистике, ориентируясь на западные журналы и воспитывая вкус заказчика.

И здесь возникает парадокс, о котором я уже писал ("Архаичное строительство актуального пространства", "Ъ-Сибирь", 17.03.2000). На сегодня актуальными в Европе формообразующими направлениями являются "хай-тек" и "неомодернизм", ориентированные на новую индустриализацию строительства: из множества элементов, производимых заводами, как из конструктора собираются разнообразные внутренние пространства, и даже здания. У нас нет такого конструктора, нет необходимой технологической специализации строителей. В итоге, наш "хай-тек" оказывается продуктом кустарного производства, сделанным иногда очень качественно, с участием какого-нибудь опытного производства новосибирской "оборонки", но в большинстве случаев — сваренным из водопроводных труб. Сплошь и рядом выясняется, что идеальная, почти космическая плоскость стены — фальшпанель, модные высечки изящно изогнутого листа нержавейки вырубались молотком и зубилом.
Альтернативой "модному" подходу стал "традиционалистский" этнографически ориентированный дизайн, с включением в интерьер живописи, керамики, бытовых предметов, объектов собирательства и коллекционирования. И суть парадокса в том, что "традиционалисты", склонные к откровенному декорированию, к внесению в интерьер художественных элементов, более честны, чем "неоконструктивисты", прячущие за псевдоконструктивными элементами реальную суть интерьера.

Комментарии
comments powered by HyperComments