RSS
20.10.2000

Праздник нескучной архитектуры

информация:

  • где:
    Россия. Новосибирск

13 октября, в пятницу, архитекторы Барнаула отмечали свой профессиональный праздник. В программе было торжественное собрание в большом зале городской администрации, семинар по современной западноевропейской архитектурной практике, и, естественно, фуршет в Доме архитектора. Из Барнаула - корреспондент "Ъ-Сибирь" АЛЕКСАНДР ЛОЖКИН.

На первый взгляд то, что Международный день архитектуры, который прогрессивная общественность планеты празднует 2 октября, барнаульцы решили отметить спустя почти две недели, иллюстрирует предположение о безнадежном отставании региональной архитектуры от мировой. На самом деле этот факт показывает лидерство алтайской архитектуры по отношению к общесибирской — в большинстве краев и областей зауралья профессионального праздника архитекторов не заметили вообще. Двухнедельное же опоздание объясняется отсутствием в городе большой части зодчих в начале октября — представительная алтайская делегация выезжала на съезд Союза архитекторов России.

Международный праздник в Барнауле отметили по-советски — с торжественным собранием в мэрии, раздачей дипломов и почетных грамот, вручением членских билетов Союза архитекторов, и обязательным фуршетом в конце. Однако между официальной и неофициальной частью вклинилось вполне деловое мероприятие — главный редактор архитектурного журнала "Проект Россия" Барт Голдхоорн (Bart Goldhoorn) провел семинар на тему "Современная архитектурная практика Нидерландов".

Зодчие Алтая несомненно заслужили свой праздник. В последние годы в Барнауле благодаря продуманной инвестиционной политике происходит настоящий строительный бум. Столица аграрного края, неизбалованная нефтедолларами и шальными финансовыми потоками застраивается жилыми домами и офисами весьма неординарного облика.

Взирая без вдохновения на архитектуру, возникающую на наших глазах в Новосибирске, или, допустим, в Красноярске, ощущаешь собственным телом оковы, стягивающие фантазию зодчих. Они находятся в плену — собственного мироощущуения, полученных когда-то навыков, ответственности за "столичность" больших городов, своего понимания профессии и профессионализма, боязни общения с согласующими органами.

Провинция дает шанс архитектору избавиться как минимум от половины этих комплексов. Появившиеся в последние годы в краевом центре Алтая здания иногда вызывают шок даже у горожан. Некоторые из них являются откровенным вызовом — маргинальной публике, вкусам власть придержащих, профессиональному сообществу. Ну чем, как не вызовом, можно назвать появление на проспекте Ленина восьмиэтажного трехглавого здания (арх. Владимир Золотов), транслирующего в себя московские традиции шехтелевских и кекушинских особнячков. Архитектура модерна во вкусе "новых русских" начала ХХ века пересеклась со вкусами "новых русских" начала XXI века и стала вполне органичным продолжением традиций барнаульского купеческого зодчества.

Барнаул вообще весьма эклектичный город. Настоящий петербургский классицизм Демидовской площади соседствует в городе и с русским необарокко, и с краснокирпичным народным зодчеством, и с хорошим деревянным модерном. Точно также в сегодняшнем Барнауле смешались все стили, представленные на постсоветском архитектурном пространстве. В соседнем квартале с "новобарнаульским" домом архитектора Золотова расположился почти "петербургский" доходный дом. На другом конце проспекта Ленина Петр Анисифоров и Наталья Позднякова реконструируют типовое заводоуправление в стилистике яркого неомодернизма. На все еще несуществующем Обском бульваре, в окружении деревянных домишек и типовых зданий контор новосибирец Игорь Поповский строит здание Сбербанка в добротном постмодернизме. При этом в городе возникает значительное число жилых домов, офисов, выполненных по-разному, но вполне стильно.

Именно это разнообразие, нескучность в сочетании с профессионализмом, отличает современную архитектуру Барнаула от зодчества сибирских столиц. Можно сколь угодно спорить о принципах формообразования отдельных зданий, но их авторов невозможно упрекнуть в непрофессионализме. Они работают на грани допустимого, внося в свои сооружения шутку, анекдот — как часть архитектурной концепции.
Комментарии
comments powered by HyperComments