15.12.2000
Александр Ложкин //
Коммерсантъ, 15.12.2000
Искусство резьбы по гипсокартону. Сибирские архитекторы демонстрируют дизайн
- Дизайн
информация:
-
где:
Россия. Новосибирск
Сегодня будут объявлены итоги V сибирского архитектурного смотра-конкурса «Золотая капитель». Обозреватель «Ъ-Сибирь» Александр Ложкин был приглашен участвовать в работе референтуры по номинациям «Интерьеры» и «Дизайн городской среды».
В предыдущие годы номинации «Дизайн» и «Интерьеры» казались наиболее интересной частью конкурсной экспозиции. Пока «большие» архитекторы пребывали в поиске «нового регионализма», складывая из красного кирпича постройки по мотивам купеческих особнячков, «маленькие» дизайнеры активно осваивали пришедшие с запада стройматериалы, загружали оставшиеся без заказов опытные производства оборонных НИИ, подчиняли технологии своему творчеству и побеждали их. Дизайнеры были ближе к самому мобильному и по-европейски продвинутому клиенту — к малому бизнесу, ближе к деньгам, а потому богаче. Отсутствие или слабость организационных структур оказалась скорее благом, чем несчастьем — консервативные творческие союзы в постсоветские годы становились скорее тормозом для творчества и полигоном борьбы за имущество, чем клубами профессионалов.
За авангардность дизайнерам многое прощалось. Огромное по сравнению с «большой архитектурой» количество интерьеров рождало действительно интересные объекты, в тени которых можно было не замечать рутину и плохой дизайн многих квартир, магазинов и кафе. Качество архитектурной формы в большинстве случаев обеспечивалось абсолютно декоративистскими приемами: формальный модернизм интерьеров был всего лишь пластикой гипсокартона.
В городском дизайне дела обстояли хуже. Города прекратили заниматься собственным благоустройством, и весь дизайн свелся к изобретению вывесок и строительству крылец. Выплескивая интерьеры на улицу, «маленькие» архитекторы продолжали мыслить по-маленькому, частенько забывая о влиянии проектируемого ими входа на фасад, на пластику всего здания, на образ улицы и города в целом. Если же дело доходило до фонарей и скамеек, то их архитектура как правило сводиласть к дореволюционной эстетике, более приемлемой для кладбищ, чем для современных городов.
«Большие» архитекторы снисходительно наблюдали за этим всем, оценивая, тем не менее по достоинству лучшие работы. Уже на первой «Капители» Татьяна Иваненко и Алексей Кудашев получили награду за вывеску магазина «Под строкой», в 1997 году жюри в номинации «Дизайн городской среды» отметило работу Григория Кужелева и Галины Будниковой, реконструировавших банальную парикмахерскую на улице Широкой в европейский магазин. В 1999 году «Золотой капителью» впервые наградили интерьер, присудив премию омичам Ольге Кулагиной и Олегу Фрейдину.
Нынче все не так очевидно. «Большая» архитектура подтянулась, демонстрируя поворот от декоративистского историзма к не менее декоративистскому неомодернизму. «Малая» архитектура осталась на том же уровне, не желая делать качественный рывок к новому формообразованию, не желая, или не имея возможности отказаться от «резьбы по гипсокартону», как от главного формообразующего и технологического приема.
Среди общественных интерьеров единственный отход от стандартов, диктуемых московскими журналами типа «Салон», прослеживается в работе новосибирцев Григория Кужелева и Галины Будниковой, спроектировавших японский ресторан «Тойе Сакаба». Ненавязчивый национальный колорит, легкие, откровенно декоративные решения выглядят куда более свежими, чем маскировка конструктивных элементов, предпринятая другими конкурсантами. Почти такая же легкость читается в интерьерах квартир, представленных на конкурс прошлогодними лауреатами Ольгой Кулагиной и Олегом Фрейдиным из Омска. Несомненно, что эти работы будут отмечены жюри, хотя вполне вероятно, что и не получат высшей награды – по загадочному стечению обстоятельств ни те, ни другие авторы не включили в демонстрационные материалы планы помещений, без которых профессионалу сложно оценить качество работы.
В номинации «Дизайн городской среды» представлено всего три работы, интерес представляют две из них. Томские архитекторы привезли проект цветового и светового решения «Губернаторского квартала». «Губернаторский квартал» — это территория в самом сердце Томска, где когда-то был огромный рынок, а в 70-е годы решили его снести и начали строить новый советский центр. Построили гигантский Дом Советов, офис «Томскнефти» с грандиозной кляксой на шпиле, перекинули через речку Ушайку концертный зал, построили лицом к Дому Советов и боком к главной улице города драмтеатр, прозванный томичами «элеватором» за характерный фасад, выходящий на проспект Ленина. В процессе строительства выяснилось, что часть застройки рынка представляет историко-культурную ценность, и ее сохранили, в результате чего нововозведенное безобразие соседствует с остатками базарной площади, а вся эта неустроенность резко контрастирует с цельным обликом исторической части Томска.
Власти решили подсветить свою обитель, а архитекторы бросились выполнять пожелания. Представилась редкая возможность реанимации городской среды минимальными средствами — светом, цветом, архитектурой малых форм. Проектировщики на редкость бесталанно ей не воспользовались. К территории подошли с позиций архитектурного плюрализма, банально подсветив все объекты, стоящие на площади. То, что в проекте присутствуют элементы научного исследования — схема освещения пешеходных связей, схема освещения объектов — роли не играет, получившийся результат идеологически не отличен от исходной ситуации.
Другой объект, представленный на конкурс, знаком всем новосибирцам. Появившееся в июне ко Дню города летнее кафе прямо перед Оперным театром многих шокировало своей формой, откровенным цветом. Сооружение казалось вызовом канонической архитектуре Оперного, считавшегося до той поры неприкосновенным символом Новосибирска. Альтернативный «театр» был быстро обжит молодыми горожанами, перебравшимися в шатры с полянок сквера, музыкантами, у которых появилась постоянная летняя площадка. По настоящему достоинства архитектурного объекта, спроектированного Александром Кулаковым, оказалось возможным оценить лишь осенью, когда по окончании сезона в считанные часы вантовая конструкция была разобрана, сложена на грузовики и увезена. На площадке перед театром ни осталось ничего! Очевидно, что подобная экологичность и высокая технологичность таких «вызывающих» объектов и есть настоящий «industrial design», достойно противостоящий псевдокеросиновым уличным фонарикам.
У новосибирских архитекторов «малых форм» нынче появились собственные конкурсы, проводимые в том же зале архитектурной академии благодаря усилиям нового руководства Союза дизайнеров. Однако местные творческие состязания не могут и не должны заменить смотр-конкурс, в котором принимают участие проектировщики со всей Сибири. В конце концов, каждый из нас работает в своем городе, но вместе-то мы делаем архитектуру России.
Комментарии
comments powered by HyperComments
За авангардность дизайнерам многое прощалось. Огромное по сравнению с «большой архитектурой» количество интерьеров рождало действительно интересные объекты, в тени которых можно было не замечать рутину и плохой дизайн многих квартир, магазинов и кафе. Качество архитектурной формы в большинстве случаев обеспечивалось абсолютно декоративистскими приемами: формальный модернизм интерьеров был всего лишь пластикой гипсокартона.
В городском дизайне дела обстояли хуже. Города прекратили заниматься собственным благоустройством, и весь дизайн свелся к изобретению вывесок и строительству крылец. Выплескивая интерьеры на улицу, «маленькие» архитекторы продолжали мыслить по-маленькому, частенько забывая о влиянии проектируемого ими входа на фасад, на пластику всего здания, на образ улицы и города в целом. Если же дело доходило до фонарей и скамеек, то их архитектура как правило сводиласть к дореволюционной эстетике, более приемлемой для кладбищ, чем для современных городов.
«Большие» архитекторы снисходительно наблюдали за этим всем, оценивая, тем не менее по достоинству лучшие работы. Уже на первой «Капители» Татьяна Иваненко и Алексей Кудашев получили награду за вывеску магазина «Под строкой», в 1997 году жюри в номинации «Дизайн городской среды» отметило работу Григория Кужелева и Галины Будниковой, реконструировавших банальную парикмахерскую на улице Широкой в европейский магазин. В 1999 году «Золотой капителью» впервые наградили интерьер, присудив премию омичам Ольге Кулагиной и Олегу Фрейдину.
Нынче все не так очевидно. «Большая» архитектура подтянулась, демонстрируя поворот от декоративистского историзма к не менее декоративистскому неомодернизму. «Малая» архитектура осталась на том же уровне, не желая делать качественный рывок к новому формообразованию, не желая, или не имея возможности отказаться от «резьбы по гипсокартону», как от главного формообразующего и технологического приема.
Среди общественных интерьеров единственный отход от стандартов, диктуемых московскими журналами типа «Салон», прослеживается в работе новосибирцев Григория Кужелева и Галины Будниковой, спроектировавших японский ресторан «Тойе Сакаба». Ненавязчивый национальный колорит, легкие, откровенно декоративные решения выглядят куда более свежими, чем маскировка конструктивных элементов, предпринятая другими конкурсантами. Почти такая же легкость читается в интерьерах квартир, представленных на конкурс прошлогодними лауреатами Ольгой Кулагиной и Олегом Фрейдиным из Омска. Несомненно, что эти работы будут отмечены жюри, хотя вполне вероятно, что и не получат высшей награды – по загадочному стечению обстоятельств ни те, ни другие авторы не включили в демонстрационные материалы планы помещений, без которых профессионалу сложно оценить качество работы.
В номинации «Дизайн городской среды» представлено всего три работы, интерес представляют две из них. Томские архитекторы привезли проект цветового и светового решения «Губернаторского квартала». «Губернаторский квартал» — это территория в самом сердце Томска, где когда-то был огромный рынок, а в 70-е годы решили его снести и начали строить новый советский центр. Построили гигантский Дом Советов, офис «Томскнефти» с грандиозной кляксой на шпиле, перекинули через речку Ушайку концертный зал, построили лицом к Дому Советов и боком к главной улице города драмтеатр, прозванный томичами «элеватором» за характерный фасад, выходящий на проспект Ленина. В процессе строительства выяснилось, что часть застройки рынка представляет историко-культурную ценность, и ее сохранили, в результате чего нововозведенное безобразие соседствует с остатками базарной площади, а вся эта неустроенность резко контрастирует с цельным обликом исторической части Томска.
Власти решили подсветить свою обитель, а архитекторы бросились выполнять пожелания. Представилась редкая возможность реанимации городской среды минимальными средствами — светом, цветом, архитектурой малых форм. Проектировщики на редкость бесталанно ей не воспользовались. К территории подошли с позиций архитектурного плюрализма, банально подсветив все объекты, стоящие на площади. То, что в проекте присутствуют элементы научного исследования — схема освещения пешеходных связей, схема освещения объектов — роли не играет, получившийся результат идеологически не отличен от исходной ситуации.
Другой объект, представленный на конкурс, знаком всем новосибирцам. Появившееся в июне ко Дню города летнее кафе прямо перед Оперным театром многих шокировало своей формой, откровенным цветом. Сооружение казалось вызовом канонической архитектуре Оперного, считавшегося до той поры неприкосновенным символом Новосибирска. Альтернативный «театр» был быстро обжит молодыми горожанами, перебравшимися в шатры с полянок сквера, музыкантами, у которых появилась постоянная летняя площадка. По настоящему достоинства архитектурного объекта, спроектированного Александром Кулаковым, оказалось возможным оценить лишь осенью, когда по окончании сезона в считанные часы вантовая конструкция была разобрана, сложена на грузовики и увезена. На площадке перед театром ни осталось ничего! Очевидно, что подобная экологичность и высокая технологичность таких «вызывающих» объектов и есть настоящий «industrial design», достойно противостоящий псевдокеросиновым уличным фонарикам.
У новосибирских архитекторов «малых форм» нынче появились собственные конкурсы, проводимые в том же зале архитектурной академии благодаря усилиям нового руководства Союза дизайнеров. Однако местные творческие состязания не могут и не должны заменить смотр-конкурс, в котором принимают участие проектировщики со всей Сибири. В конце концов, каждый из нас работает в своем городе, но вместе-то мы делаем архитектуру России.