06.12.2001
Анна Гарднер //
Коммерсантъ, 06.12.2001
Архитекторы отсекли фонтаны и помойки. В Москве открылся фестиваль "Золотое сечение"
- Репортаж
- выставка
информация:
-
где:
Россия. Москва -
архитектор:
Виктор Логвинов
Вчера в Центральном доме архитектора открылась выставка заключительного этапа московского конкурса "Золотое сечение". 11 декабря из более 40 зданий и проектов будут выбраны победители конкурса.
Открытие "Золотого сечения" отличалось прямо-таки аффектированной скромностью. Собственно, никакого открытия и не было. Председатель Московского союза архитекторов Виктор Логвинов представил немногочисленной публике книгу, посвященную его предшественнику на этом посту, покойному Дмитрию Лазаревичу Лукаеву. Он умер таким молодым и так неожиданно, что ничего, кроме чувства растерянности перед этой трагедией, испытать невозможно - посему и открытие приобрело растерянно-траурные тона. Сама выставка была еще не полностью развешена, свет не работал, отдельные лауреаты со скорбно-торопливым видом подвешивали свои работы, кто-то, сочтя это все же несообразным, бросал их в полуподвешенном состоянии до завтра и присоединялся к церемонии.
Было даже трудно понять, почему для открытия столь значимой выставки был избран столь грустный сюжет. Отчасти недоумение прояснил Виктор Логвинов. В беседе с корреспондентом „Ъ" он сказал: "Эта выставка и сам конкурс были придуманы Дмитрием Лазаревичем. Его мысль состояла в том, чтобы, ни в коей мере не разрушая традиционный московский конкурс, вместе с тем придать ему новый импульс. Мы пошли по принципиально иному пути, чем Российский союз архитекторов, сделав конкурс трехэтапным, и каждый из этапов (выставка конкурсантов, выставка номинантов первого года и выставка номинантов второго года) и, конечно, заключительная церемония являются событиями. Имея такой ряд шумных и громких презентаций, мы сочли, что одну из них можно сделать иначе и посвятить открытие выставки памяти ее автора". С такой идеей было бы трудно согласиться, тем более что под презентацию книги о Лукаеве архитектор Николай Павлов решил презентовать свою книгу "Алтарь. Ступа. Храм", наполненную исключительно экзотическими интуициями и провидениями. Однако все познается в сравнении. Месяц назад Российский союз архитекторов открывал свою выставку "Зодчество-2001". Открывал в Большом Манеже с большой помпой, официальными лицами (которые, правда, в основном не пришли), резанием ленточек и включением фонтанов, даже с оркестром. На этом фоне открытие "Золотого сечения" выглядело намеренным контрастом, призванным подчеркнуть различие двух концепций. И "Зодчество", и "Золотое сечение" родились из одного и того же- советского конкурса на лучшее здание и лучший проект, которые проводил Союз архитекторов вплоть до 1998 года. Соответственно, выставки демонстрировали, во что это следует преобразовывать.
Российский союз решил преобразить "Зодчество" в событие национального значения. Можно сказать, что автором концепции выставки выступил Юрий Лужков, который в 1999 году провел в Манеже выставку "Москва - шаг в третье тысячелетие". Она так понравилась руководству российского союза, что "Зодчество" решили устраивать по ее образцу. Манеж забивается под завязку всей архитектурой, которую удается собрать по всей России, всеми строительными фирмами, которые удается уговорить на спонсорство, вообще любыми людьми, которые готовы заплатить хоть что-нибудь за место на выставке, потом поверх всего этого устраивается пышное открытие с фонтанами - и получается большой праздник архитектуры.
Московский союз решил преобразить свой конкурс в событие культурного значения. Можно сказать, что автором концепции выставки выступили организаторы премии "Букер" - схема вручения премии взята оттуда. Отборочные туры длятся два года. Сначала архитекторы выставляют кто что хочет. Далее жюри первого круга отбирает из этих конкурсантов шорт-лист первого года и шорт-лист второго года. Итоговая выставка - это два шорт-листа. Из них жюри второго круга выбирает лауреатов конкурса. Даже удивительно, насколько эта, казалось бы, громоздкая и сложная схема оказалась удачнее и достойнее. Достаточно взглянуть на выставку. Можно сколько угодно говорить о несправедливости жюри, о пропусках каких-то некачественных работ в следующие туры и так далее, но факт остается фактом. Выбраны действительно лучшие московские архитекторы - Михаил Хазанов, Александр Скокан, Андрей Боков и так далее (о большинстве из них „Ъ" не раз писал). Сейчас не стоит определять, кто из них станет лауреатом, стоит оценить выставку в целом. А в целом это небольшая, очень элитарная и очень качественная выставка, которая ничем не отличается от небольших профессиональных выставок в европейских союзах архитекторов. Если целью московского союза было именно выдерживание европейского стандарта, то цель эта достигнута.
Достигнут еще один эффект - редкая адекватность выставки выставленным на ней объектам. Она скромная, небольшая и очень чистая, и большинство объектов, выставленных на ней, такие же. У нас по-прежнему актуально противопоставление двух типов архитектуры. Один - камерная чистая архитектура, ориентирующаяся на средний европейский уровень. Второй - очень большая помойка, над которой громко играет оркестр и бьют фонтаны. И две концепции развития профессиональных конкурсов Союза архитекторов точно это противопоставление отражает.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Было даже трудно понять, почему для открытия столь значимой выставки был избран столь грустный сюжет. Отчасти недоумение прояснил Виктор Логвинов. В беседе с корреспондентом „Ъ" он сказал: "Эта выставка и сам конкурс были придуманы Дмитрием Лазаревичем. Его мысль состояла в том, чтобы, ни в коей мере не разрушая традиционный московский конкурс, вместе с тем придать ему новый импульс. Мы пошли по принципиально иному пути, чем Российский союз архитекторов, сделав конкурс трехэтапным, и каждый из этапов (выставка конкурсантов, выставка номинантов первого года и выставка номинантов второго года) и, конечно, заключительная церемония являются событиями. Имея такой ряд шумных и громких презентаций, мы сочли, что одну из них можно сделать иначе и посвятить открытие выставки памяти ее автора". С такой идеей было бы трудно согласиться, тем более что под презентацию книги о Лукаеве архитектор Николай Павлов решил презентовать свою книгу "Алтарь. Ступа. Храм", наполненную исключительно экзотическими интуициями и провидениями. Однако все познается в сравнении. Месяц назад Российский союз архитекторов открывал свою выставку "Зодчество-2001". Открывал в Большом Манеже с большой помпой, официальными лицами (которые, правда, в основном не пришли), резанием ленточек и включением фонтанов, даже с оркестром. На этом фоне открытие "Золотого сечения" выглядело намеренным контрастом, призванным подчеркнуть различие двух концепций. И "Зодчество", и "Золотое сечение" родились из одного и того же- советского конкурса на лучшее здание и лучший проект, которые проводил Союз архитекторов вплоть до 1998 года. Соответственно, выставки демонстрировали, во что это следует преобразовывать.
Российский союз решил преобразить "Зодчество" в событие национального значения. Можно сказать, что автором концепции выставки выступил Юрий Лужков, который в 1999 году провел в Манеже выставку "Москва - шаг в третье тысячелетие". Она так понравилась руководству российского союза, что "Зодчество" решили устраивать по ее образцу. Манеж забивается под завязку всей архитектурой, которую удается собрать по всей России, всеми строительными фирмами, которые удается уговорить на спонсорство, вообще любыми людьми, которые готовы заплатить хоть что-нибудь за место на выставке, потом поверх всего этого устраивается пышное открытие с фонтанами - и получается большой праздник архитектуры.
Московский союз решил преобразить свой конкурс в событие культурного значения. Можно сказать, что автором концепции выставки выступили организаторы премии "Букер" - схема вручения премии взята оттуда. Отборочные туры длятся два года. Сначала архитекторы выставляют кто что хочет. Далее жюри первого круга отбирает из этих конкурсантов шорт-лист первого года и шорт-лист второго года. Итоговая выставка - это два шорт-листа. Из них жюри второго круга выбирает лауреатов конкурса. Даже удивительно, насколько эта, казалось бы, громоздкая и сложная схема оказалась удачнее и достойнее. Достаточно взглянуть на выставку. Можно сколько угодно говорить о несправедливости жюри, о пропусках каких-то некачественных работ в следующие туры и так далее, но факт остается фактом. Выбраны действительно лучшие московские архитекторы - Михаил Хазанов, Александр Скокан, Андрей Боков и так далее (о большинстве из них „Ъ" не раз писал). Сейчас не стоит определять, кто из них станет лауреатом, стоит оценить выставку в целом. А в целом это небольшая, очень элитарная и очень качественная выставка, которая ничем не отличается от небольших профессиональных выставок в европейских союзах архитекторов. Если целью московского союза было именно выдерживание европейского стандарта, то цель эта достигнута.
Достигнут еще один эффект - редкая адекватность выставки выставленным на ней объектам. Она скромная, небольшая и очень чистая, и большинство объектов, выставленных на ней, такие же. У нас по-прежнему актуально противопоставление двух типов архитектуры. Один - камерная чистая архитектура, ориентирующаяся на средний европейский уровень. Второй - очень большая помойка, над которой громко играет оркестр и бьют фонтаны. И две концепции развития профессиональных конкурсов Союза архитекторов точно это противопоставление отражает.