14.04.2005
Рустам Рахматуллин //
Известия, 14.04.2005
Владельцы памятников играют на противоречиях системы их охраны
- Наследие
После костромского заседания президентского совета, посвященного спасению культурного наследия, система охраны памятников пришла в движение. Готовится перераспределение охранных полномочий между федеральными и местными властями в пользу местных. Чем это может грозить памятникам Москвы? И для чего необходима федеральная охрана?
"Известия" уже писали, что спор о памятниках федерального значения как предмете ведения центра или регионов не сводится к спору о собственности. Последний спровоцировал президент Ельцин, поставивший своим указом знак равенства между значением, качеством памятника (федеральным, региональным) и его принадлежностью. Однако независимо от этого указа и его дальнейшей судьбы все действия на памятниках федерального значения, согласно закону, подлежат согласованию центральных органов охраны. Иначе говоря, на то и федеральное значение, чтоб памятники подпадали под двойную - федеральную и местную - защиту независимо от принадлежности.
Правительство Москвы прекрасно различает две темы, но в публичных выступлениях и спорах с федералами московский мэр и его подчиненные не делают этого различия. Поскольку Конституция допускает передачу полномочий центра на места, Москва рассчитывает получить не только имущественные права на памятники федерального значения, но и доверительное право на единоличное согласование проектов реставрации таких памятников, а также на изменение их охранных зон и территорий.
Когда и если Минкультуры и его профильное агентство - Росохранкультура - дадут Москве и остальным субъектам федерации подобную доверенность, то лучшие памятники столицы и страны лишатся первой степени защиты. Доверенность, конечно, может быть отозвана, если "субъект" употребит ее во зло. Однако убедиться в злоупотреблениях можно лишь допустив их.
Уже сейчас столичные застройщики играют на противоречиях Москвы и центра. На Большой Никитской улице есть федеральный по значению, местный по принадлежности памятник - усадьба князя Меншикова (внука знаменитого деда), вошедшая в Альбомы Казакова как одно из лучших зданий города к исходу XVIII века (дом № 12). В 1920-е годы перед главным домом, стоящим в глубине двора, был выстроен другой, так что сегодня увидеть памятник и подойти к нему можно лишь сбоку, от угла Газетного переулка. Именно на этом углу закладывается фундамент частного отеля по заказу ЗАО "Стабильная линия". Строительство подается как воссоздание утраченного крыла, однако оно никогда не доходило до угла. Если отель будет построен, дом Меншикова станет невидим с улицы, а если затем хозяева запрут двор, - правительство Москвы наверняка не сможет или не захочет настоять на его доступности. Под предлогом развития туризма из экскурсионных маршрутов выпадет очередное звено. Проект согласован Москомнаследием и экспертным общественным советом (ЭКОС) при главном архитекторе города, но не поступал на федеральное согласование.
Поэтому 25 марта Росохранкультура направила в адрес ЗАО "Стабильная линия" предписание о приостановке работ. В ответ работы повелись без выходных, а заказчик направил федеральному агентству хамоватый ответ, предложив согласовать выполнение его предписания "с соответствующими структурами города Москвы".
Увы, Росохранкультура уязвима в этих спорах: федеральное согласование плохого проекта так же возможно, как и местное. К примеру, на Мясницкой улице федералами согласована, с позволения сказать, реставрация палат XVII века (дом № 40, строение 4) с пристройкой лестничного объема из пеноблоков, закрывающего часть фасадов, и с воссозданием декора не в кирпиче, а в лепной штукатурке, что, коротко сказать, антинаучно. Инвестор, ООО "Дельта-Эстейт", пошел еще дальше и надстроил из пеноблоков и стекла мансарду.
Притом палаты на Мясницкой - один из тех памятников, на которые оформлена федеральная собственность, не оспариваемая Москвой. Как собственностью палатами ведает уже не Росохранкультура, а другое агентство Минкульта - по использованию памятников. За этим почкованием агентств стоит понимание разницы задач, но дитя остается без глаза.
Федеральных нянек немного меньше семи. Кроме названных, есть департамент в Агентстве культуры и кинематографии (у Швыдкого), ведающий реставрационным бюджетом. Есть и Научно-методический совет, экспертиза которого должна, согласно внутреннему правилу Минкульта и договоренности его агентств, предшествовать согласованиям. Методсовет, однако, не видел проект по Мясницкой, 40.
Чего же ждут от федеральной власти памятники Москвы и их общественные защитники? Не борьбы за собственность, а борьбы с собственниками. Не сдачи полномочий, а их последовательного осуществления. Не почкования департаментов, а их объединения в один авторитетный и полновластный орган охраны.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Правительство Москвы прекрасно различает две темы, но в публичных выступлениях и спорах с федералами московский мэр и его подчиненные не делают этого различия. Поскольку Конституция допускает передачу полномочий центра на места, Москва рассчитывает получить не только имущественные права на памятники федерального значения, но и доверительное право на единоличное согласование проектов реставрации таких памятников, а также на изменение их охранных зон и территорий.
Когда и если Минкультуры и его профильное агентство - Росохранкультура - дадут Москве и остальным субъектам федерации подобную доверенность, то лучшие памятники столицы и страны лишатся первой степени защиты. Доверенность, конечно, может быть отозвана, если "субъект" употребит ее во зло. Однако убедиться в злоупотреблениях можно лишь допустив их.
Уже сейчас столичные застройщики играют на противоречиях Москвы и центра. На Большой Никитской улице есть федеральный по значению, местный по принадлежности памятник - усадьба князя Меншикова (внука знаменитого деда), вошедшая в Альбомы Казакова как одно из лучших зданий города к исходу XVIII века (дом № 12). В 1920-е годы перед главным домом, стоящим в глубине двора, был выстроен другой, так что сегодня увидеть памятник и подойти к нему можно лишь сбоку, от угла Газетного переулка. Именно на этом углу закладывается фундамент частного отеля по заказу ЗАО "Стабильная линия". Строительство подается как воссоздание утраченного крыла, однако оно никогда не доходило до угла. Если отель будет построен, дом Меншикова станет невидим с улицы, а если затем хозяева запрут двор, - правительство Москвы наверняка не сможет или не захочет настоять на его доступности. Под предлогом развития туризма из экскурсионных маршрутов выпадет очередное звено. Проект согласован Москомнаследием и экспертным общественным советом (ЭКОС) при главном архитекторе города, но не поступал на федеральное согласование.
Поэтому 25 марта Росохранкультура направила в адрес ЗАО "Стабильная линия" предписание о приостановке работ. В ответ работы повелись без выходных, а заказчик направил федеральному агентству хамоватый ответ, предложив согласовать выполнение его предписания "с соответствующими структурами города Москвы".
Увы, Росохранкультура уязвима в этих спорах: федеральное согласование плохого проекта так же возможно, как и местное. К примеру, на Мясницкой улице федералами согласована, с позволения сказать, реставрация палат XVII века (дом № 40, строение 4) с пристройкой лестничного объема из пеноблоков, закрывающего часть фасадов, и с воссозданием декора не в кирпиче, а в лепной штукатурке, что, коротко сказать, антинаучно. Инвестор, ООО "Дельта-Эстейт", пошел еще дальше и надстроил из пеноблоков и стекла мансарду.
Притом палаты на Мясницкой - один из тех памятников, на которые оформлена федеральная собственность, не оспариваемая Москвой. Как собственностью палатами ведает уже не Росохранкультура, а другое агентство Минкульта - по использованию памятников. За этим почкованием агентств стоит понимание разницы задач, но дитя остается без глаза.
Федеральных нянек немного меньше семи. Кроме названных, есть департамент в Агентстве культуры и кинематографии (у Швыдкого), ведающий реставрационным бюджетом. Есть и Научно-методический совет, экспертиза которого должна, согласно внутреннему правилу Минкульта и договоренности его агентств, предшествовать согласованиям. Методсовет, однако, не видел проект по Мясницкой, 40.
Чего же ждут от федеральной власти памятники Москвы и их общественные защитники? Не борьбы за собственность, а борьбы с собственниками. Не сдачи полномочий, а их последовательного осуществления. Не почкования департаментов, а их объединения в один авторитетный и полновластный орган охраны.
статьи на эту тему:
17.05.2023
ЛДМ: быть или не быть? // Архи.ру