RSS
23.07.2001

Мост XIX века исчез бесследно

  • Наследие

информация:

Ценность Ичковского акведука несомненна. Конечно, он не был чудом архитектуры или инженерного искусства, как белокаменный двадцатиарочный Ростокинский акведук того же водопровода. Ичку можно было перейти одной аркой, выложенной в кирпиче, что и сделали.

Сделали не в конце XVIII века, когда водопровод строился, а спустя сто лет, когда он перестраивался и менял трассу. Первоначальная, екатерининская трасса инженеров Баура и Герарда шла гораздо западнее, в районе улицы Летчика Бабушкина. Третья по счету реконструкция водопровода, начатая в 1888 году самим Владимиром Шуховым и завершенная в 1893 году инженером Зиминым и архитектором Геппенером, сопровождалась переносом труб на правую от Москвы обочину Ярославского шоссе
На минувшей неделе многочисленные участники "Культурологических прогулок по Москве", организуемых Сергеем Никитиным и его сайтом "Moskultprog.ru", обследуя окрестности Ярославского шоссе, не обнаружили на месте Ичковский акведук - переход Мытищинского водопровода через речку Ичку, построенный в XIX веке.

Как рассказали жители ближайшего квартала, акведук снесен еще в конце 90-х годов, вероятнее всего, в 1997-м, при реконструкции развязки Ярославского шоссе и Кольцевой автодороги. Ичка проходит под шоссе вблизи развязки, с московской стороны, акведук располагался в нескольких метрах восточнее. Как ни удивительно, снос моста не значится ни в одном мартирологе последних лет. Вот почему мы сочли необходимым обратиться к этой уже довольно старой истории.

По предварительной (устной) информации из органов охраны наследия, акведук не значился ни в числе охраняемых, ни в числе вновь выявленных памятников, что, вероятно, упростило процедуру сноса. Если так, то это прямое упущение специалистов, равно общественников и чиновных. Зная о существовании чего-то достопримечательного, следует убедиться, что об этом знает и государство, его полномочные органы - Росохранкультура или Москомнаследие. Заявить любой объект недвижимости на охрану может каждый гражданин.

Ценность Ичковского акведука несомненна. Конечно, он не был чудом архитектуры или инженерного искусства, как белокаменный двадцатиарочный Ростокинский акведук того же водопровода. Ичку можно было перейти одной аркой, выложенной в кирпиче, что и сделали. Сделали не в конце XVIII века, когда водопровод строился, а спустя сто лет, когда он перестраивался и менял трассу. Первоначальная, екатерининская трасса инженеров Баура и Герарда шла гораздо западнее, в районе улицы Летчика Бабушкина. (Кстати, на той трассе когда-то существовал свой, старый акведук через Ичку). Третья по счету реконструкция водопровода, начатая в 1888 году самим Владимиром Шуховым и завершенная в 1893 году инженером Зиминым и архитектором Геппенером, сопровождалась переносом труб на правую от Москвы обочину Ярославского шоссе. Обе трассы сходились к Ростокинскому акведуку. На обеих существовали и другие акведуки - например, через Копытовку, протекающую ныне под Ракетным бульваром. До недавнего времени в черте города сохранялся, кроме Ростокинского, только новый Ичковский акведук.

По сведениям мытищинского краеведа Валентина Маслова (им сделана фотография, которую мы помещаем), мост едва не разобрали еще в 1941 году, когда предполагалось пустить его на латание Ярославского шоссе. Значит, трубы водопровода уже тогда лежали иначе, вероятно, под речкой. Призывники, вооруженные кирками, не смогли разбить кладку. При строительстве Кольцевой автодороги и старой Ярославской развязки акведук пощадили вторично, хотя в 60-е годы Мытищинский водопровод перестал обслуживать Москву. В 1973 году вода пошла в обратном направлении, но Ичковский акведук остался без употребления. В конце 80-х и в начале 90-х годов он стоял с перебитыми и обнаженными на срезах трубами. Теперь Ичка на проходе под Ярославским шоссе взята в бетонный коллектор, не оставивший места акведуку, а подземные трубы реконструированы.

Говорят, мост начали сносить бульдозерами, а не преуспев, применили взрывчатку. Спустя некоторое время метрах в ста от снесенного акведука Юрий Лужков торжественно принимал стыковку реконструированной Кольцевой дороги. Еще говорят, что руководитель строительства получил золотую медаль имени... Владимира Шухова.

Кто и по какому праву распорядился сносить акведук, обозреватель "Известий" так и не сумел установить. Ни в Москомнаследии, ни в префектуре СВАО, ни в управе района "Ярославский", ни в институтах "Союздорпроект" и "Мосинжпроект", где рисовали новую развязку, ни в Московском, ни в Мытищинском водоканалах, ни в "Дормосте" обозреватель не нашел никого, кто сказал бы, что знаком с ходом дела. Больше того, мало кто помнит сам мост. Даже не удалось выяснить, на чьем балансе он стоял. Ясно одно: решение мог принять кто угодно, даже прораб. Акведук мог похитить, например, волшебник Копперфилд, приезжавший в Москву как раз в разгар реконструкции Кольцевой дороги.

Обозреватель "Известий", как лосиноостровский уроженец, выступал соведущим той прогулки, на которой обнаружилась пропажа. Поначалу стало стыдно за свое устаревшее знание и трату времени экскурсантов. Потом подумал: в каком еще городе экскурсовод должен всякий раз разведывать знакомые маршруты из опасения не обнаружить тот или иной объект? Какой туризм возможен в городе, где бесследно исчезают мосты XIX века? 
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: