RSS
10.10.2010

Второе рождение модерна

Главный фасад Главный фасад

информация:

  • что:
    Усадьба «Модерн»
  • где:
    Россия. Москва
  • архитектор:
    Олег Карлсон
  • мастерская:
    АСБ Карлсон & К

Стиль модерн, который был предложен архитектору заказчиком этой частной резиденции, очень сложен и почти не освоен современными архитекторами. Тем не менее Олегу Карлсону и его коллегам удалось создать настоящий архитектурный шедевр.

Усадьба замечательна не только изящным фасадом и обилием прекрасно исполненного художественного декора, но и смелыми планировочными решениями. О работе над этим уникальным проектом мы решили поговорить с руководителем архитектурной мастерской «АСБ Карлсон и К».

- Олег, с чего начиналась работа над этой необычной резиденцией?

- С глубокого погружения в историю, теорию стиля. Мы проштудировали колоссальный объем специализированной литературы, собрав значительную библиотеку, посвященную модерну. Я и мои сотрудники побывали во многих местах, ставших знаковыми для стиля: в Брюсселе, Праге, Вене, Париже, Барселоне, изучили московский модерн. В каждом из городов мы с интересом отслеживали развитие стиля, приобретение им уникальных национальных оттенков. До сих пор не перестают поражать спектр, широта стиля, его «всеядность», разнообразие форм - от маленьких охотничьих домиков, выполненных в этническом духе, до многоэтажных домов и производственных зданий, решенных в рациональном модерне, предвосхитившем и подготовившем материально-теоретическую часть для последующих стилей, таких как, например, конструктивизм. Мы собрали огромную картотеку здании русского модерна, построенных нашими классиками Федором Шехтелем, Павлом Сюзором, Гавриилом Барановским в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. За почти пять лет работы над усадьбой архитекторы моей мастерской Александр Куликов, Денис Кармановский, Марат Лукманов стали по-настоящему экспертами данного направления в архитектуре. Нам удалось предложить цельное решение усадьбы, образ жизни семьи в стиле модерн, о котором семья заказчиков мечтала много лет.

- Обращает на себя внимание большое количество декора: лепнина, ковка, роспись по штукатурке, красивые фонари... Кто это исполнил?

- На поиск компетентного специалиста, работающего в нашем стиле, ушло огромное количество времени. Как известно, модерн требует богатого и прихотливого художественного декора, стилистической точности и таланта исполнителя. В эпоху модерна архитекторы обладали значительной подготовкой и широкой специализацией, им не составляло труда выполнить все эскизы собственноручно. От посуды и мебели до ковки и лепнины. Сейчас, увы, дела обстоят иначе. Архитекторы имеют узкую специализацию и «заточены» под определенный стиль, работа же с чем-то незнакомым превращается в настоящую проблему. Мы приглашали к сотрудничеству многих художников, декораторов и скульпторов, но никто так и не смог предложить адекватный подход, соответствующий нашей архитектуре. Пока совершенно случайно мы не познакомились с замечательным художником Павлом Оринянским, выпускником прославленной Академии художеств. Ему удалось творчески осмыслить и предложить авторское решение декоративного убранства усадьбы, а позже и реализовать его на высоком профессиональном уровне. Выполненные им лепнина, роспись, ковка, малые формы обогатили выразительную составляющую проекта, придав ему известную законченность.

- Почему вы решили сделать фасад дома несимметричным?

- Почему бы и нет? Модерн не обязывает к строгой симметрии. Существует множество прекрасных зданий с асимметричной композицией, построенных классиками стиля. Хотя при проектировании мы все же учитывали законы симметрии. Если можно так выразиться, это природная симметрия, не явная, но имеющая место быть. Вообще, выбор трехчастной композиционной схемы продиктован функциональностью, ландшафтом, окружающей застройкой и средой. Левый блок отведен под входную парадную группу, центральный - кухня, метафизический очаг, сердце дома. Правый отдан под гостевую зону.
И хоть на первый взгляд каждая часть обладает собственным выразительным решением, заключенным в разнообразии декора, пластики, деталей фасада, все они имеют общий исходный архетип, композиционно выстраивающий их в единый архитектурный ансамбль. Такой нетривиальный подход к каждой детали дома, прорисовка узлов и декора ставит множество не только творчески интересных, но и сложных задач. Например, проектирование окон доставило нам множество хлопот. Изготовление изящных рам и переплетов, повторяющих в стиле модерн природные линии, потребовало индивидуального подхода к каждому элементу. Дом получился очень светлым, а окна, повторяющие очертание ветвей, как бы растворяются, приглашая лес внутрь. Но результат полностью нас не удовлетворил. Вообще, трудности с производством окон сложных форм - беда реставраторов, работающих с русским модерном. К большому сожалению, нам приходится наблюдать гибель множества «родных» окон и замену их упрощенными элементами. Еще хотелось бы упомянуть об одном интересном решении. Нам удалось вписать бассейн в жилое пространство - довольно распространенный ход в мировой практике, но практически не используемый в отечественной архитектуре. Мы сделали его важной составляющей интерьера, раскрыв на него основные помещения - гостиную, зимний сад, столовую и даже окна хозяйской спальни. Получилось очень интересное и комфортное пространство, притягивающие обитателей и гостей дома.

- Почему домик дочери вы решили сделать именно в японском стиле?

- Такое решение - своеобразная дань истории и истокам стиля. Во многом модерн сформировался в результате интереса европейской культуры к искусству Востока и, в частности, к Японии. Художники той эпохи активно использовали орнаменты, характерную живопись, каллиграфию, этнические мотивы этой страны. Их творческая интерпретация, превратившись в собственный художественный метод, значительно обогатила искусство Запада. Поэтому выбор именно такого решения вполне оправдан и закономерен. Меня часто спрашивают, почему японский домик у нас ярко-красного цвета. Я думаю, на фоне нашей депрессивной погоды, а особенно зимы он выглядит оптимистично и вполне уместно. Такой своеобразный яркий нюанс, дополняющий общий ансамбль усадьбы. Дом выполнен из клееного бруса, лейтмотивом его интерьеров служит сама фактура дерева, как бы продолжая японскую традицию перехода материала конструкций во внутренние помещения здания.

- Вы теперь специализируетесь на модерне?

- Нам очень интересно работать в модерне, хоть это и связано с определенными сложностями. Видимо, поэтому в этом стиле работает очень мало специалистов, в основном мы видим не слишком удачные эклектичные компиляции, подаваемые как модерн. Этот стиль требует большого энтузиазма и погружения автора. Он задает определенную планку мастерства, не обладая которой, архитектор вынужден совершать непроизвольные ошибки, сразу бросающиеся в глаза. Что же до определенной специализации, то ее у нас нет. Уровень наших специалистов позволяет работать с любым стилем. Куда важнее этого умный и понимающий заказчик, встретить которого я считаю большой удачей. В данном случае он оказался именно таким человеком - желающим построить действительно хороший дом и способным понять и оценить архитектуру.

Комментарии
comments powered by HyperComments