11.12.2006
Николай Малинин // Штаб-квартира, 01.12.2006, № 12-01 (52-53)

Сергей Киселев: «Не ради жеста»

  • Архитектура
  • Объект
Жилой дом в Черемушках. Фото: Николай Малинин Жилой дом в Черемушках. Фото: Николай Малинин

информация:

Когда в середине 90-х годов в России стала заново появляться архитектура, команда Сергея Киселева была в числе главных фаворитов. На их счету не было экстравагантных форм, но они брали другим: грамотной организацией работы. Первыми построили себе офис, сделали сайт, первыми назвали себя «компанией», наладили прочные связи со смежниками - в общем по части бизнеса это был явный лидер

С реализацией, правда, дела обстояли чуть хуже. Реконструкция Телеграфа так и не пошла. Стильный автоцентр «Субару» был продан и переделан. Знаменитый проект офиса в Щемиловском переулке, собравший все мыслимые премии, вдрызг переделан. На месте элегантной «Динаоды» в Филипповском переулке построен совсем другой дом...
Прорыв случился в начала века: сначала появились два элегантных дома в  Зубовском и Гагаринском переулках, потом – роскошный дом в духе постконструктивизма на улице Бурденко, затем – многофигурный дом на Полянке. Но потом опять пошла серая полоса. Бюро покинул Сергей Скуратов, конкурс на Мариинку был проигран (чего жаль вдвойне: в случае победы Киселев обещал бросить курить), а 14 февраля 2004 года упал аквапарк… В общем, последние годы были для компании «Сергей Киселев и Партнеры» очень трудными.
Тем приятнее осознать возвращение Киселева – если и не триумфальное, то очень красивое. В этом году построено сразу пять домов, из которых три – просто загляденье. Жилой дом в Черемушках: овальная башня на ножках, облицованная разноцветными панелями. Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза» на Краснопролетарской улице: четкий ритм каменного фасада с одной стороны и маленькое стеклянное чудо – с другой. Наконец, жилой дом на Саввинской набережной: самый спокойный, но зато самый качественный. Так, как строили его, в Москве пока не строят.

Сергей Борисович, я, конечно, должен бы спросить про аквапарк…  «А почему же все-таки» и «кто виноват» - но понимаю, что последние три года вас только об этом и спрашивают. Но сегодня у нас есть более радостный повод для разговора: закончено три очень разных и очень интересных дома…
– Они, действительно, очень разные. Причем, если расположить их по степени остроты и интереса, то с одной стороны будут Черемушки, а с другой – Саввинская. Но если посмотреть с точки зрения качества строительства, то все, увы, ровно наоборот! Дом в Черемушках получился очень оптимистичным. Он стоит на границе: с одной стороны – теплая жилая тема, с другой – холодная офисная. Поэтому мы рассматривали его как примирительный элемент...

Примирительный? Да он там как елка новогодняя в пустыне!
– Ну да, рендеры были поспокойнее. А в жизни получилось активней. Думали, запылится – у нас же вся архитектура сереет. Но не учли, что панели самоочищающиеся! Первый раз, кстати, в Москве такие применены... Вообще идея была в том, чтобы сделать самый дешевый фасад из вентилируемых, из минерита. Это, грубо говоря, крашеный шифер, но уже без асбеста, на основании других связующих. Облицовка начинается высоко, шурупчики были б не видны – а сэкономленные деньги хотели использовать на качественные металлические ободочки… Но построили не совсем так, как мечталось. И если на Саввинской для мониторинга геометрии был компьютер, то тут – веревочка с грузом!

– Ну зато у него есть другие достоинства например, необычный красивый план. Я даже беспокоюсь, не подаст ли МТС на вас в суд, за то что, в основе этого плана – яйцо…
– Это никакое не яйцо. Прототипом был журнальный столик времен борьбы с культом личности. Хотя на самом деле план, как всегда, диктовали ограничения. Участок сложнейший: две речки в коллекторах, парк с реликтовыми деревьями, жилой дом вплотную. Так что его оригинальная форма – всего лишь производная от участка. Ну и от задачи… К нам же клиентура когда идет? Когда нельзя, но очень хочется. Так и тут: питерские девелоперы купили на конкурсе проект, в котором было маловато  метража. Мы сделали в 2,5 раза больше, выжав из участка все что можно.

– Да уж: соседнему дому сильно виды перекрыли…
– В этом доме живут бывшие работники ЦК, очень грамотные писатели жалоб. Поэтому по количеству встреч с жителями мы тут побили все рекорды. Не то чтобы компромисс искали, просто сделали дом, к которому невозможно придраться. От окна до окна 25 метра: значит, норма инсоляции обеспечена. Нам говорят: «Треснет». А мы – документы: стена в грунте, ничего не треснет. Ну а если не согласны – пожалуйста, обращайтесь в судебном порядке. У нас же цивилизованное общество. И потом, почему только ваш вид из окна должен охраняться?

Про здание «Эрмитаж-Плаза» все говорят: «Опять Берлин!» Но помимо каменного фасада по Краснопролетарской, тут есть и оригинальный стеклянный объемчик-обмылочек во дворе…
– Здесь мы мечтали сделать самый большой в Москве дом из объемной керамики. Да, как на Потсдамер-платц. И все уже было расписано: где она матовая, где шершавая, где какие оттеночки… Но потом заказчик решил использовать керамику на другом своем объекте (бизнес-парк «Аврора-2»), а нас попросили вернуться к кирпичу и камню – материалам, заявленным в конкурсном проекте. Правда, поняв, что офис будет не «А» класса, а «А+», заказчик позволил потратить побольше денег на фасады. Поэтому тут дорогой юрский камень. Делая же конкурс, мы пытались представить здание в двух масштабах. Низ – это масштаб пешехода, отсюда – кирпич и сложносочиненные объемы, верх, балка – масштаб современного города, автомобилиста и прямолинейная протяженность.

А со двора была иная затея. Раз тут проходит граница охранной зоны усадьбы Остерманов-Толстых, то фасад должен быть максимально нейтральным: небо в полосочку. Но при этом остекление наклонное: чтобы отражалось не просто небо, а много неба! А маленький этот объемчик – компромисс между масштабом усадебного флигеля и углового здания комплекса на Садовом… Михаилу Хазанову, который был референтом на Архсовете, он казался лишним, а нам был важен как некая пунктуация внутреннего пространства. Там же будет своего рода плаза – благоустроенная на все 160 метров своей длины, а шириной 11 метров – как нормальная улица. Так организован главный вход со стороны Садового кольца: мы и конкурс-то выиграли, потому что придумали «запитать» дом со двора. Комплекс собирается арендовать «Билайн», что приятно, но  волнуемся, не появятся ли тут неожиданные черно-желтые детали…

На фоне этих необычностей дом на Саввинской выглядит крайне спокойно. Хотя место – набережная, центр – явно взывало к более эффектным решениям…
– Ну, мы вообще не очень стремимся к художественным жестам ради жеста… Но зато это сверхкачественная стройка! Причина? Причина всегда одна – заказчик. Тут заказчики имеют математическое образование, они дотошны, подвергают сомнению все нормы, сли им кажется, что они не обеспечивают достаточного уровня безопасности и качества. Заказывали за свои деньги исследования: изучили свойства юрских глин и пересмотрели ветровые нагрузки. Вели компьютерный мониторинг, выполняли чертежи на монтаж элементов фасада. Да еще фрезеровали края каждой плиточки облицовки – чтобы не поехало! При этом не нашли подрядчика, который смог бы это сделать качественно. Поэтому строили своими руками, едва не хозспособом. Но дом они просто через себя пропустили!

Мне кажется, он имел право быть и выше…
– Высоту нам все время урезали: дом перекрывал виды на Новодевичий монастырь от Киевского вокзала. Поэтому выбирали метры толщиной – дом вышел безумно толстым. И чтобы он не казался непропорциональным, надо было его расчленить, увидеть в нем некий стержень, на который как бы нанизано три разных дома. Там, конечно, керамогранит, который мы не очень любим в жилых зданиях… Но зато все стыки сходятся!

– Сейчас вы делаете еще один комплекс по той же набережной – и река снова не становится главным героем…
– Это старая тема: как быть с рекой. Академик Щусев считал, что идеал набережной – это Питер: строгий ровный горизонтальный строй. А нам казалось, что если есть рельеф (а тут перепад 14 метров!), то его, конечно, надо показывать. Но на Саввинской набережной победила все-таки щусевская концепция. На это место было много проектов: Слава Богачкин, например, точечные башни ставил, Миша Белов – протяженный дом с колоннами… Мы когда-то нарисовали тут очень красивый «дом-балку» для офисных нужд. Сегодняшний вариант жилого дома – это компромисс. Между Питером и Москвой, между рельефом и рекой, ну, и конечно, между архитектором и заказчиком.

Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза». Фото: Николай Малинин Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза». Фото: Николай Малинин
Комментарии
comments powered by HyperComments