Сергей Киселев: «Не ради жеста»
- Архитектура
- Объект
информация:
-
что:
Жилой комплекс «Авангард»; Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза» -
где:
Россия. Москва -
архитектор:
Сергей Киселев -
мастерская:
АМ Сергей Киселев и Партнеры
Когда в середине 90-х годов в России стала заново появляться архитектура, команда Сергея Киселева была в числе главных фаворитов. На их счету не было экстравагантных форм, но они брали другим: грамотной организацией работы. Первыми построили себе офис, сделали сайт, первыми назвали себя «компанией», наладили прочные связи со смежниками - в общем по части бизнеса это был явный лидер
С реализацией, правда, дела обстояли чуть хуже. Реконструкция Телеграфа так и не пошла. Стильный автоцентр «Субару» был продан и переделан. Знаменитый проект офиса в Щемиловском переулке, собравший все мыслимые премии, вдрызг переделан. На месте элегантной «Динаоды» в Филипповском переулке построен совсем другой дом...
Прорыв случился в начала века: сначала появились два элегантных дома в Зубовском и Гагаринском переулках, потом – роскошный дом в духе постконструктивизма на улице Бурденко, затем – многофигурный дом на Полянке. Но потом опять пошла серая полоса. Бюро покинул Сергей Скуратов, конкурс на Мариинку был проигран (чего жаль вдвойне: в случае победы Киселев обещал бросить курить), а 14 февраля 2004 года упал аквапарк… В общем, последние годы были для компании «Сергей Киселев и Партнеры» очень трудными.
Тем приятнее осознать возвращение Киселева – если и не триумфальное, то очень красивое. В этом году построено сразу пять домов, из которых три – просто загляденье. Жилой дом в Черемушках: овальная башня на ножках, облицованная разноцветными панелями. Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза» на Краснопролетарской улице: четкий ритм каменного фасада с одной стороны и маленькое стеклянное чудо – с другой. Наконец, жилой дом на Саввинской набережной: самый спокойный, но зато самый качественный. Так, как строили его, в Москве пока не строят.
– Сергей Борисович, я, конечно, должен бы спросить про аквапарк… «А почему же все-таки» и «кто виноват» - но понимаю, что последние три года вас только об этом и спрашивают. Но сегодня у нас есть более радостный повод для разговора: закончено три очень разных и очень интересных дома…
– Они, действительно, очень разные. Причем, если расположить их по степени остроты и интереса, то с одной стороны будут Черемушки, а с другой – Саввинская. Но если посмотреть с точки зрения качества строительства, то все, увы, ровно наоборот! Дом в Черемушках получился очень оптимистичным. Он стоит на границе: с одной стороны – теплая жилая тема, с другой – холодная офисная. Поэтому мы рассматривали его как примирительный элемент...
– Примирительный? Да он там как елка новогодняя в пустыне!
– Ну да, рендеры были поспокойнее. А в жизни получилось активней. Думали, запылится – у нас же вся архитектура сереет. Но не учли, что панели самоочищающиеся! Первый раз, кстати, в Москве такие применены... Вообще идея была в том, чтобы сделать самый дешевый фасад из вентилируемых, из минерита. Это, грубо говоря, крашеный шифер, но уже без асбеста, на основании других связующих. Облицовка начинается высоко, шурупчики были б не видны – а сэкономленные деньги хотели использовать на качественные металлические ободочки… Но построили не совсем так, как мечталось. И если на Саввинской для мониторинга геометрии был компьютер, то тут – веревочка с грузом!
– Ну зато у него есть другие достоинства – например, необычный красивый план. Я даже беспокоюсь, не подаст ли МТС на вас в суд, за то что, в основе этого плана – яйцо…
– Это никакое не яйцо. Прототипом был журнальный столик времен борьбы с культом личности. Хотя на самом деле план, как всегда, диктовали ограничения. Участок сложнейший: две речки в коллекторах, парк с реликтовыми деревьями, жилой дом вплотную. Так что его оригинальная форма – всего лишь производная от участка. Ну и от задачи… К нам же клиентура когда идет? Когда нельзя, но очень хочется. Так и тут: питерские девелоперы купили на конкурсе проект, в котором было маловато метража. Мы сделали в 2,5 раза больше, выжав из участка все что можно.
– Да уж: соседнему дому сильно виды перекрыли…
– В этом доме живут бывшие работники ЦК, очень грамотные писатели жалоб. Поэтому по количеству встреч с жителями мы тут побили все рекорды. Не то чтобы компромисс искали, просто сделали дом, к которому невозможно придраться. От окна до окна 25 метра: значит, норма инсоляции обеспечена. Нам говорят: «Треснет». А мы – документы: стена в грунте, ничего не треснет. Ну а если не согласны – пожалуйста, обращайтесь в судебном порядке. У нас же цивилизованное общество. И потом, почему только ваш вид из окна должен охраняться?
– Про здание «Эрмитаж-Плаза» все говорят: «Опять Берлин!» Но помимо каменного фасада по Краснопролетарской, тут есть и оригинальный стеклянный объемчик-обмылочек во дворе…
– Здесь мы мечтали сделать самый большой в Москве дом из объемной керамики. Да, как на Потсдамер-платц. И все уже было расписано: где она матовая, где шершавая, где какие оттеночки… Но потом заказчик решил использовать керамику на другом своем объекте (бизнес-парк «Аврора-2»), а нас попросили вернуться к кирпичу и камню – материалам, заявленным в конкурсном проекте. Правда, поняв, что офис будет не «А» класса, а «А+», заказчик позволил потратить побольше денег на фасады. Поэтому тут дорогой юрский камень. Делая же конкурс, мы пытались представить здание в двух масштабах. Низ – это масштаб пешехода, отсюда – кирпич и сложносочиненные объемы, верх, балка – масштаб современного города, автомобилиста и прямолинейная протяженность.
А со двора была иная затея. Раз тут проходит граница охранной зоны усадьбы Остерманов-Толстых, то фасад должен быть максимально нейтральным: небо в полосочку. Но при этом остекление наклонное: чтобы отражалось не просто небо, а много неба! А маленький этот объемчик – компромисс между масштабом усадебного флигеля и углового здания комплекса на Садовом… Михаилу Хазанову, который был референтом на Архсовете, он казался лишним, а нам был важен как некая пунктуация внутреннего пространства. Там же будет своего рода плаза – благоустроенная на все 160 метров своей длины, а шириной 11 метров – как нормальная улица. Так организован главный вход со стороны Садового кольца: мы и конкурс-то выиграли, потому что придумали «запитать» дом со двора. Комплекс собирается арендовать «Билайн», что приятно, но волнуемся, не появятся ли тут неожиданные черно-желтые детали…
– На фоне этих необычностей дом на Саввинской выглядит крайне спокойно. Хотя место – набережная, центр – явно взывало к более эффектным решениям…
– Ну, мы вообще не очень стремимся к художественным жестам ради жеста… Но зато это сверхкачественная стройка! Причина? Причина всегда одна – заказчик. Тут заказчики имеют математическое образование, они дотошны, подвергают сомнению все нормы, сли им кажется, что они не обеспечивают достаточного уровня безопасности и качества. Заказывали за свои деньги исследования: изучили свойства юрских глин и пересмотрели ветровые нагрузки. Вели компьютерный мониторинг, выполняли чертежи на монтаж элементов фасада. Да еще фрезеровали края каждой плиточки облицовки – чтобы не поехало! При этом не нашли подрядчика, который смог бы это сделать качественно. Поэтому строили своими руками, едва не хозспособом. Но дом они просто через себя пропустили!
– Мне кажется, он имел право быть и выше…
– Высоту нам все время урезали: дом перекрывал виды на Новодевичий монастырь от Киевского вокзала. Поэтому выбирали метры толщиной – дом вышел безумно толстым. И чтобы он не казался непропорциональным, надо было его расчленить, увидеть в нем некий стержень, на который как бы нанизано три разных дома. Там, конечно, керамогранит, который мы не очень любим в жилых зданиях… Но зато все стыки сходятся!
– Сейчас вы делаете еще один комплекс по той же набережной – и река снова не становится главным героем…
– Это старая тема: как быть с рекой. Академик Щусев считал, что идеал набережной – это Питер: строгий ровный горизонтальный строй. А нам казалось, что если есть рельеф (а тут перепад 14 метров!), то его, конечно, надо показывать. Но на Саввинской набережной победила все-таки щусевская концепция. На это место было много проектов: Слава Богачкин, например, точечные башни ставил, Миша Белов – протяженный дом с колоннами… Мы когда-то нарисовали тут очень красивый «дом-балку» для офисных нужд. Сегодняшний вариант жилого дома – это компромисс. Между Питером и Москвой, между рельефом и рекой, ну, и конечно, между архитектором и заказчиком.