31.01.2011
Елена Петухова //
Архитектурный Вестник, № 6 (117) 2010
Сверкающие планы. Актуализация «Динамо»
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» (Erick van Egeraat и «Моспроект-2»)
информация:
-
что:
ВТБ Арена парк. Конкурсный проект реконструкции стадиона «Динамо»; ВТБ Арена парк. Конкурсный проект реконструкции стадиона «Динамо»; ВТБ Арена парк. Конкурсный проект реконструкции стадиона «Динамо» -
где:
Россия. Москва -
архитектор:
Александр Асадов ; Борис Левянт; Борис Стучебрюков; Сергей Чобан ; Эрик ван Эгераат -
мастерская:
ABD architects; Designed by Erick van Egeraat; gmp; Моспроект-4; СПИЧ; «Моспроект-2» им. М.В. Посохина
В ближайшие 5-7 кардинальные изменения ждут территорию, на которой расположен один из самых старых и любимых москвичами стадионов – «Динамо». Здесь, в Петровском парке, на участке, ограниченном Ленинградским проспектом, Третьим Транспортным кольцом, Театральной и Петровско-Разумовской аллей, общей площадью чуть более 30 га, предполагается решить ряд серьезнейших задач: транспортных, ландшафтных, технических и архитектурных.
Их целью является полномасштабная реконструкция старого здания стадиона «Динамо» и создание на выделенном участке самого современного спортивно-рекреационного комплекса не только Москвы, но и России, способного посоревноваться с лучшими стадионами мира.
За долгую историю своего существования стадион «Динамо» пережил не одну реконструкцию Построенное в 1928 году, по проекту архитекторов Александра Лангмана и Леонида Чериковера здание, уже в 1936 году было перестроено. Демонтирован мото- и велотрек, возведена восточная трибуна, углублено на 3 метра поле. Вместимость стадиона увеличилась с 20 до 60-70 тыс. зрителей (включая стоячие места на верхней обходной площадке). В последующие годы стадион дополнительно оснащался различными техническими средствами, призванными сделать матчи более зрелищными и захватывающими. Последняя капитальная реконструкция была проведена в 1977-1979 годах в рамках подготовки московской Олимпиаде 1980 года. Были построены башни с прожекторами для вечерней подсветки игр, подновлены трибуны и переоборудованы служебные помещения. После Олимпиады стало очевидно, что для современного стадиона требуются более основательные изменения. Но общеполитическая ситуация в стране и финансовое положение Всероссийского физкультурно-спортивного общества (ВФСО) «Динамо» не позволили перейти к конструктивным шагам в течение еще, по крайней мере, 15 лет. Со второй половины 90-х годов руководство клуба «Динамо» искало способы начать реконструкцию. Но неоформленные земельные отношения с городскими властями, мешали привлечению к проекту сторонних инвесторов, без которых поднять столь масштабный проект спортивный клуб не мог. Только в 2003 году, специально созданной для этой цели компании ЗАО «Управляющая компания «Динамо» удалось заключить арендный договор сроком на 49 лет на всю территорию спорткомплекса «Динамо», включая большую часть Петровского парка, с Правительством Москвы, с правом искать соинвесторов, которые получили бы в собственность часть площадей, возведенных в этом престижном районе города Москвы. Проект начал развиваться более активно. Одно время в качестве соинвестора выступала компания «СТ-девелопмент», затем в 2008 в проект вошел банк ВТБ, который на пике экономического кризиса приобрел контроль над активами проекта. Фиксацией сделки стало создание ЗАО «ВТБ Арена» (75% минус 1 акция принадлежит ВТБ, остальное – Спортивное общество «Динамо»), которое и выступило в качестве нового инвестора. А сам проект реконструкции получил рабочее название «ВТБ Арена Парк».
В основе реализуемого банком ВТБ и УК «Динамо» в настоящее время проекта, было положено предложение, разработанное в 2006-2007 годах ГУП НИИПИ Генплана г. Москвы и утвержденное на Общественном градостроительном совете при мэре Москвы. Это предложение было зафиксировано в Постановлении Правительства Москвы от 23.10.2007 N 921-ПП (ред. от 22.07.2008) "О комплексной реконструкции территории Центрального стадиона "Динамо" по адресу: Ленинградский просп., вл. 36 (Северный административный округ)". В ходе последующих доработок, с учетом возросших требований к составу, оснащению и архитектурно-градостроительному решению комплекса оно претерпело некоторые изменения. Например, первоначально не планировалось перекрывать стадион, речь шла только о возведении козырьков над трибунами.
Но, как и в исходной концепции, в актуальном проекте главным элементом будущего спортивного и развлекательного центра станет реконструированное здание стадиона «Динамо». Оно должно превратиться в один из наиболее совершенных, с технической и архитектурной точки зрения, спорткомплексов России. За последние годы требования к футбольным стадионам, предъявляемым к ним международной организацией ФИФА существенно ужесточились. Новая площадка, рассчитанная на 45 тыс. зрителей, будет полностью им удовлетворять, что позволит «Динамо», а точнее «ВТБ Арене Центральный стадион «Динамо» (именно такое официальное название получит новый стадион), стать местом проведения матчей самого высокого уровня. А, если Россия получит право проведения чемпионата мира по футболу 2018 или 2022 годов, новый футбольный стадион сможет претендовать на включение в число официальных площадок для проведения игр мундиаля.
Выполнение жестких требований к стадионам мирового уровня, предъявляемым со стороны ФИФА, существенно затруднялось двумя факторами. Прежде всего, неправильной ориентацией существующего футбольного поля (большая ось проходит с юго-запада на северо-восток). Не меньше сложностей для будущих проектировщиков представляет статус архитектурного памятника федерального значения, присвоенный фасаду стадиона, выходящему на Ленинградский проспект. Правительство Москвы, включило сохранение и даже акцентирование исторического фасада и центрального портика, ставшего символом стадиона «Динамо», в число ряда обязательных условий передачи в аренду территории спорткомплекса и Петровского парка, а также получения разрешения на проведение полномасштабной реконструкции.
Программа реконструкции включала не только модернизацию футбольного стадиона, но и возведение в составе единого комплекса нового универсального зала на 10-12 тысяч зрителей («ВТБ Арена Холл»), на котором, за счет использования современных технологий, можно будет менять покрытие и проводить не только баскетбольные и хоккейные матчи, но и концерты. Помимо этих двух базовых составляющих, концепция реконструкции предполагала формирование развитого торгово-развлекательного комплекса и возведение вместительных паркингов, большая часть которых должна быть подземными (~9 тыс. м/мест).
Дополнительно, концепция развития и реконструкции спорткомплекса «Динамо» предусматривает ревизию строений различного назначения, разбросанных по территории Петровского парка. Некоторая их часть будет снесена (порядка 15 сооружений площадью более 50 тысяч кв. м.), часть реконструирована и еще несколько объектов планируется построить с нуля, но так, чтобы новое строительство максимально деликатно вписывалось в структуру Петровского парка и не нарушало сложившегося ландшафта. Сам парк, окружающий стадион, также планируется восстановить, расширить и воссоздать в нем исторические элементы садового дизайна. Вся эта территория должна стать общественно доступным местом отдыха и развлечений, не только для спортсменов и зрителей, но и для всех жителей Москвы и гостей столицы.
Для решения столь сложного комплекса задач, а также в целях выработки наиболее современного проектного предложения, в конце 2009 года руководство банка ВТБ предложило достаточно смелое решение – провести заказной международный конкурс. Смелость его заключается в том, что за последние несколько лет в России те немногие архитектурные конкурсы (преимущественно в Санкт-Петербурге) с участием иностранных проектировщиков, что все-таки проводились, заканчивались не самым оптимистичным образом. Чтобы не повторять чужие ошибки, организаторы конкурса с самого начала привлекли к участию в нем не отдельные бюро, а тандемы из западных фирм и отечественных проектных организаций. В результате предварительного отбора к участию в конкурсе были приглашены следующие команды: «ABD» с Perkins Eastman International (США), ГУП МНИИП «Моспроект-4» с POPULOUS (Великобритания), ГУП Москвы «Моспроект-2» имени М.В. Посохина с Erick van Egeraat B.V. (Нидерланды), ООО Архитектурная мастерская «SPeeCH» с GMP International GmbH (Германия), ООО «СТД ДЕВЕЛОПМЕНТ ПРОЕКТ» с Interstudio s.r.l. (Италия).
Старт конкурсу был дан 12 марта 2010 года, а уже в мае конкурсанты представили на суд жюри, состоявшего из представителей Правительства Москвы, Москомархитектуры, банка ВТБ и УК «Динамо», 5 вариантов архитектурного и градостроительного развития и реконструкции территории спортивного комплекса «Динамо».
Точный ответ
Совместный российско-итальянский проект, представленный на конкурс командой проектировщиков «СТД ДЕВЕЛОПМЕНТ ПРОЕКТ» (ГАП - Жук В.И., инженерные решения - Сапунов А.Н.) и INTERSTUDIO SRL (архитекторы: Д. Моретти, П. Моретти, Ф. Галлинаро, конструктор: Б. Колле, инженеры: Ф. Боцциколонна, С. Галюсси), по сути можно считать эталонным образцом европейского подхода к решению аналогичных задач. На первый план выдвинуты практические соображения, такие как стоимость реконструкции и сроки реализации, а также педантичное следование основным постулатам конкурсного задания. Эстетика дизайнерского решения соответствует самым актуальным тенденциям в мировой спортивной архитектуре, но при этом не довлеет над задачами технического и инженерного свойства.
Прежде всего, авторы не стали принципиально менять градостроительную схему территории. Основные элементы проекта: ВТБ Арена, ВТБ Холл и Торгово-развлекательный комплекс разнесены по территории. Большая футбольная арена оставлена на своем месте (ориентация поля сохранена), универсальный зал располагается на месте нынешнего открытого тренировочного поля и примыкающего к нему крытого манежа «Динамо» (оба сооружения по концепции будут снесены), а мега-молл пристроен с внутренней стороны к фрагменту стены и портику прежнего стадиона. Последний момент, можно считать одной их самых ярких отличительных черт проекта. Поскольку конкурсное задание четко обозначает необходимость сохранить памятник архитектуры (наружную стену), авторы вырезают эту часть стадиона «Динамо», укрепляют ее и включают в проект. Все остальное (!) сноситься до основания, а на освободившейся площадке, точно внутри периметра старых стен, но с небольшим отступом в глубь парка, возводится новый стадион. Отступ используется для размещения между сохраненной стеной и периметром «ВТБ Арена» торгово-развлекательного комплекса, по плану, напоминающему «восьмерку» или знак бесконечности. Такая необычная конфигурация позволила авторам сформировать большую открытую площадь сразу за портиком, чтобы избежать скопления зрителей и гостей, направляющихся в разные части парка. Дизайн торгово-развлекательного комплекса, со сплошным остеклением и плоской кровлей, можно трактовать как нейтральный, призванный не отвлекать на себя внимание от расположенного рядом главного объекта - «ВТБ Арены».
Конструктивное решение нового стадиона, сделанное без необходимости каким-то образом взаимодействовать или реагировать на историческое здание, представляет собой элегантную и рациональную систему из металлических ребер в форме бумеранга, образующих обтекаемую криволинейную поверхность кровли. В центральной части покрытия устроена раздвижная кровля из двух расходящихся створок для обеспечения естественного освещения поля во время матчей в хорошую погоду. Также, по бокам раздвижных панелей в кровлю инсталлированы светопрозрачные вставки. Соответственно, для покрытия здания «ВТБ Холла» авторы используется аналогичное решение, но без раздвижных и светопрозрачных элементов.
В итоге авторы предлагают возвести в Петровском парке два сходных по конфигурации объекта (с поправкой на разницу масштабов). Основным выразительным элементом которых являются криволинейное покрытие, с отделкой эффектными ярко-синими панелями и чем-то неуловимо напоминающее не то современные высокотехнологичные гаджеты, не то лучшие образцы итальянского автомобильного дизайна. Включение в эту двухчастную композицию сохраненного фрагмента исторического стадиона «Динамо», хоть и выглядит несколько неестественно, но, с формальной точки зрения абсолютно точно отвечает условиям конкурса.
Контрастная пара
Тандем из двух именитых бюро ООО Архитектурная мастерская «SPeeCH» и GMP International GmbH (Германия) провел серьезную аналитическую работу по оценке вариантов размещения на отведенной территории трех базовых объектов: «ВТБ Арены», «ВТБ Холла» и торгово-развлекательного комплекса. Изучив международный опыт, а также требования к сооружениям подобного рода, предъявляемым ФИФА, интернациональная команда пришла к выводу, что наиболее целесообразно разделить футбольный стадион и универсальный зал, а торгово-развлекательную зону превратить в связующее звено между ними. Таким образом, потоки зрителей, идущие на различные мероприятия, разделяются, но коммуникационная связь между двумя основными блоками сохраняется.
По проекту «ВТБ Арена» располагается на месте стадиона «Динамо», точно внутри старых стен, которые полностью реставрируются и включаются в новое здание, как круговой акцент, обозначающий историческую преемственность двух арен. За счет разницы в размерах (изначально стадион «Динамо» строился как легкоатлетический, т.е. его габариты существенно превосходили размеры современных футбольных стадионов) внутри сохраняемого периметра свободно располагаются все сопутствующие помещения, предназначенные как для использования зрителями, так и для обслуживания спортсменов, технического персонала и, конечно, VIP-гостей матча. Планировочное решение стадиона отвечает всем современным требованиям.
Необычно и весьма экспрессивное решение архитекторы предложили для покрытия ВТБ Арена. Можно сказать, что ничего похожего никто еще не делал для футбольных стадионов. Огромное полотнище двоякой кривизны, чем-то напоминающее седло для верховой езды, перекинуто через стадион при помощи огромных арочных ферм (пролет ~120 метров, подъем стрелы 35 метров). Вдоль длинных сторон стадиона опоры арок отнесены не некоторое расстояние, так что под ними могут разместиться либо общественные пространства, либо дополнительные торговые галереи. Часть покрытия выполнена из металлических панелей, часть из стекла, для дополнительного естественного освещения поля и вестибюлей. Авторы предусмотрели два варианта устройства кровли: с открытым проемом над полем, в соответствии с требованиями ФИФА и УЕФА, либо с закрытой остекленной кровлей для использования после чемпионата в различных целях. Приподнятые торцы покрытия оставляют над главными фасадами стадиона полукруглые фронтоны, на которых могут размещаться рекламные баннеры или экраны для проецирования рекламных роликов.
С использованием тех же строительных и отделочных материалов, для сохранения ансамблевости, спроектировано здание, предназначенное для универсального зала. Единству материалов противопоставляется контраст форм и размеров. Меньший объем так же покрыт сложной по конфигурации поверхностью, но не вогнутой, а выпуклой.
В качестве связующего композиционного элемента между ними протянулся торгово-развлекательный комплекс, также практически полностью остекленный. Таким образом, территория парка сокращается, превращаясь в составную часть комплекса, но для наших климатических условий, этот обмен весьма логичен. За счет расположения торгово-развлекательного центра между стадионом и залом, посетители того и другого спокойно могут провести здесь часть времени до или после матча или концерта, что превращает создаваемый комплекс в полномасштабный центр спорта, культуры и отдыха, постоянно действующий и доступный для всех.
Взвешенный подход
Полномасштабным анализом контекста предварила свой проект и сборная команда из российского бюро «ABD Architects» (архитекторы: Б. Левянт, Б. Стучебрюков, А. Феоктистова, С. Джабраилов, С. Крючков, Д. Спивак, О. Рутковский, Е. Левянт, И. Левянт) и американской компании «Perkins Eastman Architects» (архитекторы: T. Liebman, D. Karp). Они приняли в расчет не только потребности будущих посетителей «ВТБ Арены» и «ВТБ Холла», но и интересы обитателей прилегающих к Петровскому парку жилых кварталов, а также включили в свой анализ проектируемых офисно-гостиничный квартал на участке, между Петровским парком и Третьим Транспортным кольцом. Каждая из перечисленных зон распространяет свое влияние на реконструируемую территорию. К спортивным объектам должен быть обеспечен подъезд и возможность парковки автомобильного транспорта. Своя собственная транспортная система будет создана для обслуживания коммерческого квартала. Парковая зона словно зажимается в тиски из проездов и парковок. Жителям, привыкшим ходить к станции метрополитена через парк это создаст дополнительные сложности. Создавать еще одну преграду на пути пешеходных потоков и возводить «ВТБ Холл» на месте сносимых тренировочного поля и крытого манежа «Динамо», авторы сочли нецелесообразным. Они предложили нестандартный ход – отодвинуть торгово-развлекательный комплекс вглубь территории, превратив его в своеобразную буферную зону, отделяющую жилые кварталы и будущий деловой центр от парка. Таким образом, потоки пешеходов, спешащих к метро или на работу, будут проходить через торговый комплекс, автоматически увеличивая его рентабельность. А для того, что бы подчеркнуть его связующую роль между парком и деловым кварталом, авторы предложили превратить торговый комплекс в подобие зеленого холма, поднимающегося к офисным башням пологими «языками», чередующихся зеленых, бетонных (выполняющих роли пешеходных мостов, переброшенных через проезд вокруг офисного центра) и остекленных кровель.
Такое необычное решение стало возможным благодаря габаритам старого стадиона «Динамо», о которых уже упоминалось выше. Внутри исторического периметра авторы смогли разместить оба новых зала: полномасштабный футбольный стадион на 40 тысяч зрителей (его отодвинули вглубь от Ленинградского проспекта, но сохранили прежнюю ориентацию главной оси) и многофункциональный зал на 10 тысяч зрителей (его развернули параллельно Ленинградскому проспекту и придвинули к фасаду, выходящему к метро). Неизбежные планировочные проблемы (каждый зал требует строго определенного набора сопутствующих помещений с расчетными, в зависимости от вместимости, показателями по площадям) авторы решили при помощи заглубления нижних уровней до отметки -6.000, и расположения на подземных уровнях не только парковочных мест, но и помещений для спортсменов, а также фойе «ВТБ Холла». Под последнее пришлось задействовать пространство под площадью, разделяющей стадион и павильоны входов в метро. Кроме подземных уровней, для совмещения в одном периметре двух залов, авторам пришлось сделать чаши трибун несимметричными.
В результате серьезной работы с планами, авторам удалось полностью вписать все новые помещения в старый периметр, полностью сохранив внешнюю линию стен стадиона «Динамо». С той же корректностью и пиететом к его историческому облику выполнено решение холодного покрытия с отверстием эллиптической формы над футбольным полем. Пластичная округлая оболочка накрывает стадион, выходя за периметр стен лишь по бокам, образуя небольшие консольные выступы. Со стороны Ленинградского проспекта, оболочка максимально понижена. Так, что начало конструкций скрывается за парапетом знаменитого динамовского портика. По мере удаления от проспекта, кровля подымается, обрываясь с противоположной стороны эффектным карнизом, приоткрывающим над открытой обходной галереей несущие конструкции из мощных бетонных ребер.
В итоге, проект российско-американской команды отличает два принципиальных момента: подчеркнутое уважительное отношение к историческому облику стадиона, ради сохранения которого, архитектором пришлось приложить немало усилий; и грамотное планирование транспортных и пешеходных потоков в пределах парковой и прилегающих к нему территорий.
Медийный формат
Идеей максимально бережного отношения к парковой зон, а также стремлением освободить ее от ненужных строений и превратить в огромную рекреационное пространство, пронизана концепция, предложенная тандемом из команды ГУП МНИИП «Моспроекта-4» - безусловного лидера российской спортивной архитектуры и английского бюро POPULOUS (архитекторы: N. Reynolds, J. Barrow).
Авторы предложил не распылять по территории Петровского парка три объекта, а сосредоточить их в одном месте, создав грандиозный комплекс, объединяющий и футбольный стадион, и многофункциональный зал, и торгово-развлекательный центр. Внутри и вокруг старого стадиона «Динамо», по их замыслу, должен был вырасти целый город, живущий, функционирующий, но не от случая к случаю, во время проведения матчей или концертов, а постоянно, привлекая людей со всей Москвы и предлагая им самые различные способы времяпрепровождения. В дополнение к конкурсному заданию, авторы существенно расширили список функциональных компонентов, включив в него многозальный кинотеатр, ресторанный дворик, досуговый центр со спортивными площадками и бассейном. Разумеется, такая обширная программа не могла бы вместиться внутрь старого периметра, поэтому площадь пятна застройки пришлось существенно увеличить, включив в нее территорию, окружавшую стадион с северо-запада и северо-востока. Планировочное решение комплекса сводится к тому, чтобы вписать новый футбольный стадион и многофункциональный зал внутрь старого периметра. Стадион сдвигается на север, а зал приподнимается на несколько уровней над землей. Все сопутствующие помещения и дополнительные функциональные зоны распределяются по периметру комплекса. Одновременно, активно используется подземное и подтрибунное пространство, и даже, частично, задействуется крыша комплекса, точнее, та ее часть, которая не оснащена раздвигающимися конструкциями.
При таком сложном планировочном устройстве комплекса, авторы сознательно упрощают внешнюю конфигурацию здания до формы прямоугольного ангара, словно гигантской коробкой (простой каркас + перекрытие из продольных и поперечных ферм) накрывая старый стадион. Но эта внешняя простота обманчива. Для этой оболочки авторы предусмотрели несколько интригующих качеств, способных не только гармонично инсталлировать здание в городской и парковый пейзаж, но и превратить его в уникальный для Москвы медийный арт-объект.
Новая оболочка оторвана от земли. Ее изломанный край образует по всему периметру обходную галерею, служащую своеобразным буфером между городским пространством и внутренним интерьером комплекса. Здесь в закрытой от непогоды зоне, вздымающиеся вверх грани открывают в глубине галереи фрагменты исторического фасада стадиона «Динамо», обозначая преемственность старого и нового. Авторы не ставят перед собой задачу полностью сохранить фасады, но являющиеся памятником архитектуры портики и прилегающие к ним участки стен, включены в проект при помощи весьма оригинального приема, как бы открывающего из-под новых конструкций старый облик здания.
Внешняя оболочка «коробки» представляет собой двухслойную систему, в качестве покрытия использующую чередующиеся прозрачные и матовые стекла. Часть панелей вынесена за общий периметр, образуя на фасаде вертикальные объемные членения. Их неравномерный ритм и игра светотеней на стеклянных плоскостях создает эффект растворения весьма объемного здания в воздухе и, отчасти, перекликается с вертикалями стволов деревьев в окружающем парке.
Конструкция двойного фасада позволяет ему трансформироваться, адаптируясь к смене дня и ночи, времени года, а также специфике мероприятий, проходящих в данный момент внутри комплекса. В устройства фасада авторы заложили самые новейшие достижения в области мультимедийных технологий, позволяющие превращать стены в огромные экраны, на которые могут транслироваться различные изображения: от рекламы спортивных состязаний, до трансляции матчей или концертов в прямом эфире. Авторы не исключили даже возможность проекции на новый фасад облика старого стадиона «Динамо» или архивных материалов из истории клуба. Таким образом, жизнь внутри и снаружи здания объединится в одно целое.
Светоч «Динамо»
Пятый проект на конкурс представила сборная, объединившая команду из старейшего проектного института России Моспроект-2 им. М.В.Посохина (архитекторы: М. Посохин, А. Асадов, И. Гелета, Е. Вдовин, К. Сапричян, А.А. Асадов; инженер: А. Небытов, технолог: А. Шабайдаш), голландское бюро Erick Van Egeraat B.V. (архитекторы: E. van Egeraat, R. Pierick, Z. Balajti, W. van Genugten; менеджер: T. Bek) и одно из сильнейших в мире конструкторских бюро Bollinger+Grohmann (Германия). Сочетание достаточно неожиданное, но как показал результат их совместной работы, более чем продуктивное.
С самого начала авторы очень четко расставили приоритеты в разработке проекта: рентабельность (быстрая окупаемость) комплекса; сохранение всех исторических объектов, включая территорию Петровского парка и периметр старого стадиона «Динамо»; многофункциональность, как в части насыщения комплекса дополнительными функциями, так и в плане решения общегородской проблемы с перехватывающими парковками. Основной акцент в работе был сделан на поиск яркого, современного и запоминающегося облика нового здания.
Территорию, отведенную под реконструкцию, авторы разделили на две зоны: многофункциональную спортивно-торгово-развлекательную зону вокруг стадиона и зеленую общественную зону, включающую парк и дополнительный участок на месте сносимых сооружений. Последний авторы превратили в часть парка, использовав в качестве покрытия над новыми тренировочными площадками и теннисными кортами «зеленые кровли», сведя видимость архитектурного вторжения в эту часть территории к минимуму. Подземное пространство под тренировочными площадками, а также под стадионом и площадью, отделяющей его от станций метрополитена, авторы отдали под паркинги и, частично, под размещение торгово-развлекательного комплекса. Этот ход позволил существенно увеличить общую площадь комплекса и при этом, полностью сохранить весь периметр стен старого стадиона «Динамо».
При этом внутренняя часть стадиона должна полностью измениться. Изменения, в первую очередь, затронули футбольный стадион. Только в этом проекте авторы отважились выполнить одно из, пусть и необязательных, но немаловажных, условий конкурса – они развернули футбольное поле, причем сделали это, оставив его внутри старого периметра. Сдвинутое, как и в других вариантах, к северному фасаду, футбольное поле приподнимается на высоту +14.000 (нижние уровни внутри старого периметра используются под торговый комплекс, помещения для спортсменов, размещение технических служб и т.д.), и разворачивается приблизительно на 30 градусов против часовой стрелки. При этом чаша трибун поднимается (макс. отм. +48.000) и раскрывается уже за пределами старого периметра. Универсальный зал, приподнятый еще выше (уровень игрового поля +18.000), с трудом, но вписывается в пространство между южными трибунами «ВТБ Арены» и историческим фасадом с знаменитым портиком. В самом узком месте, конструкции трибун «ВТБ Арены» и «ВТБ Холла» разделяет всего 6 метров.
Чаши двух залов накрыты единой оболочкой, необычной как по форме, так и по конструктивному решению. Эта удивительная крыша – новый шедевр инженеров из компании Bollinger+Grohmann. По форме она напоминает медленно стекающую каплю. В данном случае, наивысшая точка «капли» находится над центром футбольного поля. В направлении главного портика, к Ленинскому проспекту, идет плавное понижение. На краях, там, где оболочке приходится обходить выступающие чаши трибун, она мягко закругляется, образуя консольные свесы. Сама оболочка представляет собой структуру из двух стальных «сеток», состоящих из шестигранных ячеек и жестко связанных между собой. Над футбольным полем сетки стянуты в кольцо диаметром 134 метра, над которым устроена система раздвигающихся створок, позволяющих в зависимости от погодных условий закрывать или открывать отверстие в кровле.
В качестве покрытия на всей площади оболочки используется современный полимерный материал ETFE, дополнительно армированный стальными тросами. Этот полупрозрачный материал, широко используемый в модных мембранных конструкциях, позволяет добиться уникального эффекта: днем, создается иллюзия игры под открытым небом, а вечером, с включенной подсветкой, покрытие стадиона сияет как огромный дизайнерский светильник, превращая здание в световой аттракцион. В качестве штриха, завершающего общую феерическую картину, авторы предложили смонтировать прямо на оболочке огромное светодиодное табло для анонсов игр, концертов и других мероприятий.
Многовариантность
На первый взгляд кажется достаточно странным, что различные команды, проводя анализ градостроительной ситуации, в которой необходимо было разместить футбольную арену, многофункциональную площадку и торгово-развлекательный комплекс, и при этом сохранить, а в идеале и развить, потенциал парковой зоны, пришли к прямо противоположным выводам. Казалось бы, высокий профессионализм всех участников должен был подтолкнуть их к принятию одинаковых градостроительных и планировочных схем, на основе которых, каждый мог бы искать индивидуальное объемно-пространственное решение. Но представленные конкурсные проекты демонстрируют несколько принципиально различных схем и их вариаций. Первый: разделение футбольного стадиона и универсального зала и создание ансамбля, где эти два объекта выполняют главные роли, а торгово-развлекательный комплекс лишь оттеняет их. Второй метод основан на объединении двух залов (ВТБ Арена и ВТБ Холл) в один объем, с различными вариациями на эту тему. В каждом из этих методов есть существенные плюсы и не менее значимые минусы. Универсального, единственно правильного решения, в полной мере отвечающего на все поставленные условия, как оказалось, просто не существует.
Каждая из команд определяла для себя наиболее важные составляющие конкурсного задания, в соответствии с которыми выбирала принципиальную схему и базовый метод проектирования, пытаясь акцентировать его преимущества и скомпенсировать заложенные в нем недостатки. Кто-то пытался нащупать «золотую середину», сократив до минимума ущерб по всем позициям, кто-то сознательно, опираясь на международный опыт и свое понимание конъюнктуры, делал ставку на одно из условий, надеясь, что именно превосходство в данной позиции «вытянет» весь проект.
В этой ситуации, определение победителя конкурса не сводилось к оценке качества и выразительности архитектурного решения, оригинальности и надежности конструкций, развитости и комфортности сопутствующих функций, сохранению исторических и природных составляющих, экономических показателей. Членам жюри и организаторам конкурса нужно было определить собственные приоритеты и выбрать тот проект, который отвечал бы им в наибольшей степени.
Ориентация на будущее
Жюри понадобилось около месяца, чтобы всесторонне рассмотреть представленные конкурсные материалы. И уже 28 июня в здании Центрального Совета «Динамо» были подведены итоги международного архитектурного конкурса на проект архитектурного и градостроительного развития и реконструкции территории спортивного комплекса «Динамо». Победителем был назван проект российско-голландской команды, объединившей специалистов из «Моспроекта-2» и бюро Erick van Egeraat B.V. Причины такого решения были озвучены некоторыми членами жюри на специальной пресс-конференции. Например, для Министра культуры Александра Авдеева решающим был факт сохранения в данном проекте всего периметра стен старого стадиона «Динамо», символизирующий уважительное отношение к истории Москвы со стороны современных архитекторов. Для Председателя правления банка ВТБ Андрея Костина приоритетным был эффектный, супер-современый облик здания стадиона, который сохранит свою актуальность и через 20-30 лет, и, тем самым, оправдает значительный объем инвестиций (~300-400 млн. евро), которые потребуются для реализации столь сложного с архитектурной и конструктивной точек зрения проекта. Мнение мэра Москвы оказалось более разносторонним. Он отдал должное корректности проекта по отношению к примыкающему парку и многочисленности функций, ориентированных не столько на потребностей любителей спорта, игроков и болельщиков, сколько предназначенных для отдыха и развлечений обычных горожан и гостей столицы. Но при этом, Юрий Лужков нашел в проекте существенный недостаток, который авторов обязали исправить в кратчайшие сроки. Огромные размеры нового стадиона, по мнению мэра могут нарушить иерархию зданий, выстроившихся на территории Петровского парка вдоль Ленинградского проспекта. «Пальма» идеологического первенства здесь принадлежит Петровскому Путевому дворцу, памятнику архитектуры, построенному в конце 18 века по проекту М. Казакова и отреставрированному совсем недавно. Не смотря на разделяющие исторический ансамбль и новый стадион 500 метров парковой территории, и несопоставимые масштабы двух этих сооружений, победителям конкурса было предложено скорректировать свой проект и сократить максимальную отметку «ВТБ Арены» так, чтобы она не превышала высоту Дворца.
На момент сдачи этого номера, откорректированный проект прошел предварительное согласование и уже начаты следующие этапы его разработки. Будем надеяться, что тактика внесения изменений в конкурсный проект, по сути погубившая Маринку-II, в данном случае ограничится уже высказанными требованиями по сокращению высоты комплекса. А проект-победитель международного архитектурного конкурса, беспрецедентного для Москвы по уровню участников и качеству представленных концепций, будет благополучно построен к 2016 году и украсит вечернюю панораму города своим сиянием.
Комментарии
comments powered by HyperComments
За долгую историю своего существования стадион «Динамо» пережил не одну реконструкцию Построенное в 1928 году, по проекту архитекторов Александра Лангмана и Леонида Чериковера здание, уже в 1936 году было перестроено. Демонтирован мото- и велотрек, возведена восточная трибуна, углублено на 3 метра поле. Вместимость стадиона увеличилась с 20 до 60-70 тыс. зрителей (включая стоячие места на верхней обходной площадке). В последующие годы стадион дополнительно оснащался различными техническими средствами, призванными сделать матчи более зрелищными и захватывающими. Последняя капитальная реконструкция была проведена в 1977-1979 годах в рамках подготовки московской Олимпиаде 1980 года. Были построены башни с прожекторами для вечерней подсветки игр, подновлены трибуны и переоборудованы служебные помещения. После Олимпиады стало очевидно, что для современного стадиона требуются более основательные изменения. Но общеполитическая ситуация в стране и финансовое положение Всероссийского физкультурно-спортивного общества (ВФСО) «Динамо» не позволили перейти к конструктивным шагам в течение еще, по крайней мере, 15 лет. Со второй половины 90-х годов руководство клуба «Динамо» искало способы начать реконструкцию. Но неоформленные земельные отношения с городскими властями, мешали привлечению к проекту сторонних инвесторов, без которых поднять столь масштабный проект спортивный клуб не мог. Только в 2003 году, специально созданной для этой цели компании ЗАО «Управляющая компания «Динамо» удалось заключить арендный договор сроком на 49 лет на всю территорию спорткомплекса «Динамо», включая большую часть Петровского парка, с Правительством Москвы, с правом искать соинвесторов, которые получили бы в собственность часть площадей, возведенных в этом престижном районе города Москвы. Проект начал развиваться более активно. Одно время в качестве соинвестора выступала компания «СТ-девелопмент», затем в 2008 в проект вошел банк ВТБ, который на пике экономического кризиса приобрел контроль над активами проекта. Фиксацией сделки стало создание ЗАО «ВТБ Арена» (75% минус 1 акция принадлежит ВТБ, остальное – Спортивное общество «Динамо»), которое и выступило в качестве нового инвестора. А сам проект реконструкции получил рабочее название «ВТБ Арена Парк».
В основе реализуемого банком ВТБ и УК «Динамо» в настоящее время проекта, было положено предложение, разработанное в 2006-2007 годах ГУП НИИПИ Генплана г. Москвы и утвержденное на Общественном градостроительном совете при мэре Москвы. Это предложение было зафиксировано в Постановлении Правительства Москвы от 23.10.2007 N 921-ПП (ред. от 22.07.2008) "О комплексной реконструкции территории Центрального стадиона "Динамо" по адресу: Ленинградский просп., вл. 36 (Северный административный округ)". В ходе последующих доработок, с учетом возросших требований к составу, оснащению и архитектурно-градостроительному решению комплекса оно претерпело некоторые изменения. Например, первоначально не планировалось перекрывать стадион, речь шла только о возведении козырьков над трибунами.
Но, как и в исходной концепции, в актуальном проекте главным элементом будущего спортивного и развлекательного центра станет реконструированное здание стадиона «Динамо». Оно должно превратиться в один из наиболее совершенных, с технической и архитектурной точки зрения, спорткомплексов России. За последние годы требования к футбольным стадионам, предъявляемым к ним международной организацией ФИФА существенно ужесточились. Новая площадка, рассчитанная на 45 тыс. зрителей, будет полностью им удовлетворять, что позволит «Динамо», а точнее «ВТБ Арене Центральный стадион «Динамо» (именно такое официальное название получит новый стадион), стать местом проведения матчей самого высокого уровня. А, если Россия получит право проведения чемпионата мира по футболу 2018 или 2022 годов, новый футбольный стадион сможет претендовать на включение в число официальных площадок для проведения игр мундиаля.
Выполнение жестких требований к стадионам мирового уровня, предъявляемым со стороны ФИФА, существенно затруднялось двумя факторами. Прежде всего, неправильной ориентацией существующего футбольного поля (большая ось проходит с юго-запада на северо-восток). Не меньше сложностей для будущих проектировщиков представляет статус архитектурного памятника федерального значения, присвоенный фасаду стадиона, выходящему на Ленинградский проспект. Правительство Москвы, включило сохранение и даже акцентирование исторического фасада и центрального портика, ставшего символом стадиона «Динамо», в число ряда обязательных условий передачи в аренду территории спорткомплекса и Петровского парка, а также получения разрешения на проведение полномасштабной реконструкции.
Программа реконструкции включала не только модернизацию футбольного стадиона, но и возведение в составе единого комплекса нового универсального зала на 10-12 тысяч зрителей («ВТБ Арена Холл»), на котором, за счет использования современных технологий, можно будет менять покрытие и проводить не только баскетбольные и хоккейные матчи, но и концерты. Помимо этих двух базовых составляющих, концепция реконструкции предполагала формирование развитого торгово-развлекательного комплекса и возведение вместительных паркингов, большая часть которых должна быть подземными (~9 тыс. м/мест).
Дополнительно, концепция развития и реконструкции спорткомплекса «Динамо» предусматривает ревизию строений различного назначения, разбросанных по территории Петровского парка. Некоторая их часть будет снесена (порядка 15 сооружений площадью более 50 тысяч кв. м.), часть реконструирована и еще несколько объектов планируется построить с нуля, но так, чтобы новое строительство максимально деликатно вписывалось в структуру Петровского парка и не нарушало сложившегося ландшафта. Сам парк, окружающий стадион, также планируется восстановить, расширить и воссоздать в нем исторические элементы садового дизайна. Вся эта территория должна стать общественно доступным местом отдыха и развлечений, не только для спортсменов и зрителей, но и для всех жителей Москвы и гостей столицы.
Для решения столь сложного комплекса задач, а также в целях выработки наиболее современного проектного предложения, в конце 2009 года руководство банка ВТБ предложило достаточно смелое решение – провести заказной международный конкурс. Смелость его заключается в том, что за последние несколько лет в России те немногие архитектурные конкурсы (преимущественно в Санкт-Петербурге) с участием иностранных проектировщиков, что все-таки проводились, заканчивались не самым оптимистичным образом. Чтобы не повторять чужие ошибки, организаторы конкурса с самого начала привлекли к участию в нем не отдельные бюро, а тандемы из западных фирм и отечественных проектных организаций. В результате предварительного отбора к участию в конкурсе были приглашены следующие команды: «ABD» с Perkins Eastman International (США), ГУП МНИИП «Моспроект-4» с POPULOUS (Великобритания), ГУП Москвы «Моспроект-2» имени М.В. Посохина с Erick van Egeraat B.V. (Нидерланды), ООО Архитектурная мастерская «SPeeCH» с GMP International GmbH (Германия), ООО «СТД ДЕВЕЛОПМЕНТ ПРОЕКТ» с Interstudio s.r.l. (Италия).
Старт конкурсу был дан 12 марта 2010 года, а уже в мае конкурсанты представили на суд жюри, состоявшего из представителей Правительства Москвы, Москомархитектуры, банка ВТБ и УК «Динамо», 5 вариантов архитектурного и градостроительного развития и реконструкции территории спортивного комплекса «Динамо».
Точный ответ
Совместный российско-итальянский проект, представленный на конкурс командой проектировщиков «СТД ДЕВЕЛОПМЕНТ ПРОЕКТ» (ГАП - Жук В.И., инженерные решения - Сапунов А.Н.) и INTERSTUDIO SRL (архитекторы: Д. Моретти, П. Моретти, Ф. Галлинаро, конструктор: Б. Колле, инженеры: Ф. Боцциколонна, С. Галюсси), по сути можно считать эталонным образцом европейского подхода к решению аналогичных задач. На первый план выдвинуты практические соображения, такие как стоимость реконструкции и сроки реализации, а также педантичное следование основным постулатам конкурсного задания. Эстетика дизайнерского решения соответствует самым актуальным тенденциям в мировой спортивной архитектуре, но при этом не довлеет над задачами технического и инженерного свойства.
Прежде всего, авторы не стали принципиально менять градостроительную схему территории. Основные элементы проекта: ВТБ Арена, ВТБ Холл и Торгово-развлекательный комплекс разнесены по территории. Большая футбольная арена оставлена на своем месте (ориентация поля сохранена), универсальный зал располагается на месте нынешнего открытого тренировочного поля и примыкающего к нему крытого манежа «Динамо» (оба сооружения по концепции будут снесены), а мега-молл пристроен с внутренней стороны к фрагменту стены и портику прежнего стадиона. Последний момент, можно считать одной их самых ярких отличительных черт проекта. Поскольку конкурсное задание четко обозначает необходимость сохранить памятник архитектуры (наружную стену), авторы вырезают эту часть стадиона «Динамо», укрепляют ее и включают в проект. Все остальное (!) сноситься до основания, а на освободившейся площадке, точно внутри периметра старых стен, но с небольшим отступом в глубь парка, возводится новый стадион. Отступ используется для размещения между сохраненной стеной и периметром «ВТБ Арена» торгово-развлекательного комплекса, по плану, напоминающему «восьмерку» или знак бесконечности. Такая необычная конфигурация позволила авторам сформировать большую открытую площадь сразу за портиком, чтобы избежать скопления зрителей и гостей, направляющихся в разные части парка. Дизайн торгово-развлекательного комплекса, со сплошным остеклением и плоской кровлей, можно трактовать как нейтральный, призванный не отвлекать на себя внимание от расположенного рядом главного объекта - «ВТБ Арены».
Конструктивное решение нового стадиона, сделанное без необходимости каким-то образом взаимодействовать или реагировать на историческое здание, представляет собой элегантную и рациональную систему из металлических ребер в форме бумеранга, образующих обтекаемую криволинейную поверхность кровли. В центральной части покрытия устроена раздвижная кровля из двух расходящихся створок для обеспечения естественного освещения поля во время матчей в хорошую погоду. Также, по бокам раздвижных панелей в кровлю инсталлированы светопрозрачные вставки. Соответственно, для покрытия здания «ВТБ Холла» авторы используется аналогичное решение, но без раздвижных и светопрозрачных элементов.
В итоге авторы предлагают возвести в Петровском парке два сходных по конфигурации объекта (с поправкой на разницу масштабов). Основным выразительным элементом которых являются криволинейное покрытие, с отделкой эффектными ярко-синими панелями и чем-то неуловимо напоминающее не то современные высокотехнологичные гаджеты, не то лучшие образцы итальянского автомобильного дизайна. Включение в эту двухчастную композицию сохраненного фрагмента исторического стадиона «Динамо», хоть и выглядит несколько неестественно, но, с формальной точки зрения абсолютно точно отвечает условиям конкурса.
Контрастная пара
Тандем из двух именитых бюро ООО Архитектурная мастерская «SPeeCH» и GMP International GmbH (Германия) провел серьезную аналитическую работу по оценке вариантов размещения на отведенной территории трех базовых объектов: «ВТБ Арены», «ВТБ Холла» и торгово-развлекательного комплекса. Изучив международный опыт, а также требования к сооружениям подобного рода, предъявляемым ФИФА, интернациональная команда пришла к выводу, что наиболее целесообразно разделить футбольный стадион и универсальный зал, а торгово-развлекательную зону превратить в связующее звено между ними. Таким образом, потоки зрителей, идущие на различные мероприятия, разделяются, но коммуникационная связь между двумя основными блоками сохраняется.
По проекту «ВТБ Арена» располагается на месте стадиона «Динамо», точно внутри старых стен, которые полностью реставрируются и включаются в новое здание, как круговой акцент, обозначающий историческую преемственность двух арен. За счет разницы в размерах (изначально стадион «Динамо» строился как легкоатлетический, т.е. его габариты существенно превосходили размеры современных футбольных стадионов) внутри сохраняемого периметра свободно располагаются все сопутствующие помещения, предназначенные как для использования зрителями, так и для обслуживания спортсменов, технического персонала и, конечно, VIP-гостей матча. Планировочное решение стадиона отвечает всем современным требованиям.
Необычно и весьма экспрессивное решение архитекторы предложили для покрытия ВТБ Арена. Можно сказать, что ничего похожего никто еще не делал для футбольных стадионов. Огромное полотнище двоякой кривизны, чем-то напоминающее седло для верховой езды, перекинуто через стадион при помощи огромных арочных ферм (пролет ~120 метров, подъем стрелы 35 метров). Вдоль длинных сторон стадиона опоры арок отнесены не некоторое расстояние, так что под ними могут разместиться либо общественные пространства, либо дополнительные торговые галереи. Часть покрытия выполнена из металлических панелей, часть из стекла, для дополнительного естественного освещения поля и вестибюлей. Авторы предусмотрели два варианта устройства кровли: с открытым проемом над полем, в соответствии с требованиями ФИФА и УЕФА, либо с закрытой остекленной кровлей для использования после чемпионата в различных целях. Приподнятые торцы покрытия оставляют над главными фасадами стадиона полукруглые фронтоны, на которых могут размещаться рекламные баннеры или экраны для проецирования рекламных роликов.
С использованием тех же строительных и отделочных материалов, для сохранения ансамблевости, спроектировано здание, предназначенное для универсального зала. Единству материалов противопоставляется контраст форм и размеров. Меньший объем так же покрыт сложной по конфигурации поверхностью, но не вогнутой, а выпуклой.
В качестве связующего композиционного элемента между ними протянулся торгово-развлекательный комплекс, также практически полностью остекленный. Таким образом, территория парка сокращается, превращаясь в составную часть комплекса, но для наших климатических условий, этот обмен весьма логичен. За счет расположения торгово-развлекательного центра между стадионом и залом, посетители того и другого спокойно могут провести здесь часть времени до или после матча или концерта, что превращает создаваемый комплекс в полномасштабный центр спорта, культуры и отдыха, постоянно действующий и доступный для всех.
Взвешенный подход
Полномасштабным анализом контекста предварила свой проект и сборная команда из российского бюро «ABD Architects» (архитекторы: Б. Левянт, Б. Стучебрюков, А. Феоктистова, С. Джабраилов, С. Крючков, Д. Спивак, О. Рутковский, Е. Левянт, И. Левянт) и американской компании «Perkins Eastman Architects» (архитекторы: T. Liebman, D. Karp). Они приняли в расчет не только потребности будущих посетителей «ВТБ Арены» и «ВТБ Холла», но и интересы обитателей прилегающих к Петровскому парку жилых кварталов, а также включили в свой анализ проектируемых офисно-гостиничный квартал на участке, между Петровским парком и Третьим Транспортным кольцом. Каждая из перечисленных зон распространяет свое влияние на реконструируемую территорию. К спортивным объектам должен быть обеспечен подъезд и возможность парковки автомобильного транспорта. Своя собственная транспортная система будет создана для обслуживания коммерческого квартала. Парковая зона словно зажимается в тиски из проездов и парковок. Жителям, привыкшим ходить к станции метрополитена через парк это создаст дополнительные сложности. Создавать еще одну преграду на пути пешеходных потоков и возводить «ВТБ Холл» на месте сносимых тренировочного поля и крытого манежа «Динамо», авторы сочли нецелесообразным. Они предложили нестандартный ход – отодвинуть торгово-развлекательный комплекс вглубь территории, превратив его в своеобразную буферную зону, отделяющую жилые кварталы и будущий деловой центр от парка. Таким образом, потоки пешеходов, спешащих к метро или на работу, будут проходить через торговый комплекс, автоматически увеличивая его рентабельность. А для того, что бы подчеркнуть его связующую роль между парком и деловым кварталом, авторы предложили превратить торговый комплекс в подобие зеленого холма, поднимающегося к офисным башням пологими «языками», чередующихся зеленых, бетонных (выполняющих роли пешеходных мостов, переброшенных через проезд вокруг офисного центра) и остекленных кровель.
Такое необычное решение стало возможным благодаря габаритам старого стадиона «Динамо», о которых уже упоминалось выше. Внутри исторического периметра авторы смогли разместить оба новых зала: полномасштабный футбольный стадион на 40 тысяч зрителей (его отодвинули вглубь от Ленинградского проспекта, но сохранили прежнюю ориентацию главной оси) и многофункциональный зал на 10 тысяч зрителей (его развернули параллельно Ленинградскому проспекту и придвинули к фасаду, выходящему к метро). Неизбежные планировочные проблемы (каждый зал требует строго определенного набора сопутствующих помещений с расчетными, в зависимости от вместимости, показателями по площадям) авторы решили при помощи заглубления нижних уровней до отметки -6.000, и расположения на подземных уровнях не только парковочных мест, но и помещений для спортсменов, а также фойе «ВТБ Холла». Под последнее пришлось задействовать пространство под площадью, разделяющей стадион и павильоны входов в метро. Кроме подземных уровней, для совмещения в одном периметре двух залов, авторам пришлось сделать чаши трибун несимметричными.
В результате серьезной работы с планами, авторам удалось полностью вписать все новые помещения в старый периметр, полностью сохранив внешнюю линию стен стадиона «Динамо». С той же корректностью и пиететом к его историческому облику выполнено решение холодного покрытия с отверстием эллиптической формы над футбольным полем. Пластичная округлая оболочка накрывает стадион, выходя за периметр стен лишь по бокам, образуя небольшие консольные выступы. Со стороны Ленинградского проспекта, оболочка максимально понижена. Так, что начало конструкций скрывается за парапетом знаменитого динамовского портика. По мере удаления от проспекта, кровля подымается, обрываясь с противоположной стороны эффектным карнизом, приоткрывающим над открытой обходной галереей несущие конструкции из мощных бетонных ребер.
В итоге, проект российско-американской команды отличает два принципиальных момента: подчеркнутое уважительное отношение к историческому облику стадиона, ради сохранения которого, архитектором пришлось приложить немало усилий; и грамотное планирование транспортных и пешеходных потоков в пределах парковой и прилегающих к нему территорий.
Медийный формат
Идеей максимально бережного отношения к парковой зон, а также стремлением освободить ее от ненужных строений и превратить в огромную рекреационное пространство, пронизана концепция, предложенная тандемом из команды ГУП МНИИП «Моспроекта-4» - безусловного лидера российской спортивной архитектуры и английского бюро POPULOUS (архитекторы: N. Reynolds, J. Barrow).
Авторы предложил не распылять по территории Петровского парка три объекта, а сосредоточить их в одном месте, создав грандиозный комплекс, объединяющий и футбольный стадион, и многофункциональный зал, и торгово-развлекательный центр. Внутри и вокруг старого стадиона «Динамо», по их замыслу, должен был вырасти целый город, живущий, функционирующий, но не от случая к случаю, во время проведения матчей или концертов, а постоянно, привлекая людей со всей Москвы и предлагая им самые различные способы времяпрепровождения. В дополнение к конкурсному заданию, авторы существенно расширили список функциональных компонентов, включив в него многозальный кинотеатр, ресторанный дворик, досуговый центр со спортивными площадками и бассейном. Разумеется, такая обширная программа не могла бы вместиться внутрь старого периметра, поэтому площадь пятна застройки пришлось существенно увеличить, включив в нее территорию, окружавшую стадион с северо-запада и северо-востока. Планировочное решение комплекса сводится к тому, чтобы вписать новый футбольный стадион и многофункциональный зал внутрь старого периметра. Стадион сдвигается на север, а зал приподнимается на несколько уровней над землей. Все сопутствующие помещения и дополнительные функциональные зоны распределяются по периметру комплекса. Одновременно, активно используется подземное и подтрибунное пространство, и даже, частично, задействуется крыша комплекса, точнее, та ее часть, которая не оснащена раздвигающимися конструкциями.
При таком сложном планировочном устройстве комплекса, авторы сознательно упрощают внешнюю конфигурацию здания до формы прямоугольного ангара, словно гигантской коробкой (простой каркас + перекрытие из продольных и поперечных ферм) накрывая старый стадион. Но эта внешняя простота обманчива. Для этой оболочки авторы предусмотрели несколько интригующих качеств, способных не только гармонично инсталлировать здание в городской и парковый пейзаж, но и превратить его в уникальный для Москвы медийный арт-объект.
Новая оболочка оторвана от земли. Ее изломанный край образует по всему периметру обходную галерею, служащую своеобразным буфером между городским пространством и внутренним интерьером комплекса. Здесь в закрытой от непогоды зоне, вздымающиеся вверх грани открывают в глубине галереи фрагменты исторического фасада стадиона «Динамо», обозначая преемственность старого и нового. Авторы не ставят перед собой задачу полностью сохранить фасады, но являющиеся памятником архитектуры портики и прилегающие к ним участки стен, включены в проект при помощи весьма оригинального приема, как бы открывающего из-под новых конструкций старый облик здания.
Внешняя оболочка «коробки» представляет собой двухслойную систему, в качестве покрытия использующую чередующиеся прозрачные и матовые стекла. Часть панелей вынесена за общий периметр, образуя на фасаде вертикальные объемные членения. Их неравномерный ритм и игра светотеней на стеклянных плоскостях создает эффект растворения весьма объемного здания в воздухе и, отчасти, перекликается с вертикалями стволов деревьев в окружающем парке.
Конструкция двойного фасада позволяет ему трансформироваться, адаптируясь к смене дня и ночи, времени года, а также специфике мероприятий, проходящих в данный момент внутри комплекса. В устройства фасада авторы заложили самые новейшие достижения в области мультимедийных технологий, позволяющие превращать стены в огромные экраны, на которые могут транслироваться различные изображения: от рекламы спортивных состязаний, до трансляции матчей или концертов в прямом эфире. Авторы не исключили даже возможность проекции на новый фасад облика старого стадиона «Динамо» или архивных материалов из истории клуба. Таким образом, жизнь внутри и снаружи здания объединится в одно целое.
Светоч «Динамо»
Пятый проект на конкурс представила сборная, объединившая команду из старейшего проектного института России Моспроект-2 им. М.В.Посохина (архитекторы: М. Посохин, А. Асадов, И. Гелета, Е. Вдовин, К. Сапричян, А.А. Асадов; инженер: А. Небытов, технолог: А. Шабайдаш), голландское бюро Erick Van Egeraat B.V. (архитекторы: E. van Egeraat, R. Pierick, Z. Balajti, W. van Genugten; менеджер: T. Bek) и одно из сильнейших в мире конструкторских бюро Bollinger+Grohmann (Германия). Сочетание достаточно неожиданное, но как показал результат их совместной работы, более чем продуктивное.
С самого начала авторы очень четко расставили приоритеты в разработке проекта: рентабельность (быстрая окупаемость) комплекса; сохранение всех исторических объектов, включая территорию Петровского парка и периметр старого стадиона «Динамо»; многофункциональность, как в части насыщения комплекса дополнительными функциями, так и в плане решения общегородской проблемы с перехватывающими парковками. Основной акцент в работе был сделан на поиск яркого, современного и запоминающегося облика нового здания.
Территорию, отведенную под реконструкцию, авторы разделили на две зоны: многофункциональную спортивно-торгово-развлекательную зону вокруг стадиона и зеленую общественную зону, включающую парк и дополнительный участок на месте сносимых сооружений. Последний авторы превратили в часть парка, использовав в качестве покрытия над новыми тренировочными площадками и теннисными кортами «зеленые кровли», сведя видимость архитектурного вторжения в эту часть территории к минимуму. Подземное пространство под тренировочными площадками, а также под стадионом и площадью, отделяющей его от станций метрополитена, авторы отдали под паркинги и, частично, под размещение торгово-развлекательного комплекса. Этот ход позволил существенно увеличить общую площадь комплекса и при этом, полностью сохранить весь периметр стен старого стадиона «Динамо».
При этом внутренняя часть стадиона должна полностью измениться. Изменения, в первую очередь, затронули футбольный стадион. Только в этом проекте авторы отважились выполнить одно из, пусть и необязательных, но немаловажных, условий конкурса – они развернули футбольное поле, причем сделали это, оставив его внутри старого периметра. Сдвинутое, как и в других вариантах, к северному фасаду, футбольное поле приподнимается на высоту +14.000 (нижние уровни внутри старого периметра используются под торговый комплекс, помещения для спортсменов, размещение технических служб и т.д.), и разворачивается приблизительно на 30 градусов против часовой стрелки. При этом чаша трибун поднимается (макс. отм. +48.000) и раскрывается уже за пределами старого периметра. Универсальный зал, приподнятый еще выше (уровень игрового поля +18.000), с трудом, но вписывается в пространство между южными трибунами «ВТБ Арены» и историческим фасадом с знаменитым портиком. В самом узком месте, конструкции трибун «ВТБ Арены» и «ВТБ Холла» разделяет всего 6 метров.
Чаши двух залов накрыты единой оболочкой, необычной как по форме, так и по конструктивному решению. Эта удивительная крыша – новый шедевр инженеров из компании Bollinger+Grohmann. По форме она напоминает медленно стекающую каплю. В данном случае, наивысшая точка «капли» находится над центром футбольного поля. В направлении главного портика, к Ленинскому проспекту, идет плавное понижение. На краях, там, где оболочке приходится обходить выступающие чаши трибун, она мягко закругляется, образуя консольные свесы. Сама оболочка представляет собой структуру из двух стальных «сеток», состоящих из шестигранных ячеек и жестко связанных между собой. Над футбольным полем сетки стянуты в кольцо диаметром 134 метра, над которым устроена система раздвигающихся створок, позволяющих в зависимости от погодных условий закрывать или открывать отверстие в кровле.
В качестве покрытия на всей площади оболочки используется современный полимерный материал ETFE, дополнительно армированный стальными тросами. Этот полупрозрачный материал, широко используемый в модных мембранных конструкциях, позволяет добиться уникального эффекта: днем, создается иллюзия игры под открытым небом, а вечером, с включенной подсветкой, покрытие стадиона сияет как огромный дизайнерский светильник, превращая здание в световой аттракцион. В качестве штриха, завершающего общую феерическую картину, авторы предложили смонтировать прямо на оболочке огромное светодиодное табло для анонсов игр, концертов и других мероприятий.
Многовариантность
На первый взгляд кажется достаточно странным, что различные команды, проводя анализ градостроительной ситуации, в которой необходимо было разместить футбольную арену, многофункциональную площадку и торгово-развлекательный комплекс, и при этом сохранить, а в идеале и развить, потенциал парковой зоны, пришли к прямо противоположным выводам. Казалось бы, высокий профессионализм всех участников должен был подтолкнуть их к принятию одинаковых градостроительных и планировочных схем, на основе которых, каждый мог бы искать индивидуальное объемно-пространственное решение. Но представленные конкурсные проекты демонстрируют несколько принципиально различных схем и их вариаций. Первый: разделение футбольного стадиона и универсального зала и создание ансамбля, где эти два объекта выполняют главные роли, а торгово-развлекательный комплекс лишь оттеняет их. Второй метод основан на объединении двух залов (ВТБ Арена и ВТБ Холл) в один объем, с различными вариациями на эту тему. В каждом из этих методов есть существенные плюсы и не менее значимые минусы. Универсального, единственно правильного решения, в полной мере отвечающего на все поставленные условия, как оказалось, просто не существует.
Каждая из команд определяла для себя наиболее важные составляющие конкурсного задания, в соответствии с которыми выбирала принципиальную схему и базовый метод проектирования, пытаясь акцентировать его преимущества и скомпенсировать заложенные в нем недостатки. Кто-то пытался нащупать «золотую середину», сократив до минимума ущерб по всем позициям, кто-то сознательно, опираясь на международный опыт и свое понимание конъюнктуры, делал ставку на одно из условий, надеясь, что именно превосходство в данной позиции «вытянет» весь проект.
В этой ситуации, определение победителя конкурса не сводилось к оценке качества и выразительности архитектурного решения, оригинальности и надежности конструкций, развитости и комфортности сопутствующих функций, сохранению исторических и природных составляющих, экономических показателей. Членам жюри и организаторам конкурса нужно было определить собственные приоритеты и выбрать тот проект, который отвечал бы им в наибольшей степени.
Ориентация на будущее
Жюри понадобилось около месяца, чтобы всесторонне рассмотреть представленные конкурсные материалы. И уже 28 июня в здании Центрального Совета «Динамо» были подведены итоги международного архитектурного конкурса на проект архитектурного и градостроительного развития и реконструкции территории спортивного комплекса «Динамо». Победителем был назван проект российско-голландской команды, объединившей специалистов из «Моспроекта-2» и бюро Erick van Egeraat B.V. Причины такого решения были озвучены некоторыми членами жюри на специальной пресс-конференции. Например, для Министра культуры Александра Авдеева решающим был факт сохранения в данном проекте всего периметра стен старого стадиона «Динамо», символизирующий уважительное отношение к истории Москвы со стороны современных архитекторов. Для Председателя правления банка ВТБ Андрея Костина приоритетным был эффектный, супер-современый облик здания стадиона, который сохранит свою актуальность и через 20-30 лет, и, тем самым, оправдает значительный объем инвестиций (~300-400 млн. евро), которые потребуются для реализации столь сложного с архитектурной и конструктивной точек зрения проекта. Мнение мэра Москвы оказалось более разносторонним. Он отдал должное корректности проекта по отношению к примыкающему парку и многочисленности функций, ориентированных не столько на потребностей любителей спорта, игроков и болельщиков, сколько предназначенных для отдыха и развлечений обычных горожан и гостей столицы. Но при этом, Юрий Лужков нашел в проекте существенный недостаток, который авторов обязали исправить в кратчайшие сроки. Огромные размеры нового стадиона, по мнению мэра могут нарушить иерархию зданий, выстроившихся на территории Петровского парка вдоль Ленинградского проспекта. «Пальма» идеологического первенства здесь принадлежит Петровскому Путевому дворцу, памятнику архитектуры, построенному в конце 18 века по проекту М. Казакова и отреставрированному совсем недавно. Не смотря на разделяющие исторический ансамбль и новый стадион 500 метров парковой территории, и несопоставимые масштабы двух этих сооружений, победителям конкурса было предложено скорректировать свой проект и сократить максимальную отметку «ВТБ Арены» так, чтобы она не превышала высоту Дворца.
На момент сдачи этого номера, откорректированный проект прошел предварительное согласование и уже начаты следующие этапы его разработки. Будем надеяться, что тактика внесения изменений в конкурсный проект, по сути погубившая Маринку-II, в данном случае ограничится уже высказанными требованиями по сокращению высоты комплекса. А проект-победитель международного архитектурного конкурса, беспрецедентного для Москвы по уровню участников и качеству представленных концепций, будет благополучно построен к 2016 году и украсит вечернюю панораму города своим сиянием.