17.02.2004
Сергей Дюпин //
Коммерсантъ, 17.02.2004
"Трансвааль" не выдержала земля. Появилась главная версия о причинах катастрофы в аквапарке
Вчера было установлено, что трагедии в московском "Трансвааль-парке" предшествовало разрушение одной из колонн, поддерживающих крышу сооружения. Опора могла переломиться из-за деформации лежащего под ней фундамента или воздействия точечного заряда: за секунду до катастрофы видеокамера наружного наблюдения зарегистрировала появление облака пыли у основания колонны. С подробностями – Сергей Ъ-Дюпин.
Версии застройщиков
Напомним, что в начале расследования большинство экспертов считали причиной обрушения крыши аквапарка дефекты самой крыши, построенной по проекту известного конструктора Нодара Канчели. Высказывались, в частности, мнения о том, что при проектировании этой конструкции, ее строительстве и эксплуатации были допущены ошибки. Но ни одна из версий подтверждения пока не нашла.
"Крыша 'Трансвааль-парка' – уникальное сооружение,– объяснили Ъ сотрудники господина Канчели из его строительно-конструкторского бюро ЗАО К.– Крыши из железобетонного каркаса и стекла, спроектированные Нодаром Вахтанговичем, установлены на многих сооружениях, в частности, над храмом Христа Спасителя, над подземным торговым центром на Манежной, над стадионом 'Сатурн'. Но все они имеют форму полной сферы с основанием в виде круга, квадрата или прямоугольника. Над 'Трансваалем' была установлена как бы часть сферы – треугольный сегмент с углом 90°, который поддерживался зданием в центральной части и колоннами по дуге круга".
За проект уникальной крыши-оболочки конструктор Канчели и его коллеги взялись, по их словам, скорее из научного интереса; во всяком случае, за работу они получили от генподрядчика – ООО "Сергей Киселев и партнеры" – всего $20 тыс. Зато проблем возникло много. Главная из них заключалась в том, что ни сотрудники ЗАО К, ни их коллеги из других бюро не могли провести независимую экспертизу расчетов: их просто не с чем было сравнивать.
"Однако мы все равно проверяли себя сами,– утверждают конструкторы сферы.– Например, еще на этапе проектирования мы теоретически заложили прогиб оболочки в 9 см, а когда после монтажа сняли технологические подпорки из-под крыши, она прогнулась точно на такую величину. Это косвенно свидетельствовало о правильности конструкторских расчетов, качестве стройматериалов и добросовестности строителей. Если бы оказалось не соблюденным хотя бы одно из этих трех условий, крыша провисла бы на большую величину".
Уже после трагедии конструкторы ЗАО К проверили свои расчеты: двое сотрудников на двух компьютерах независимо друг от друга пересчитали весь проект и получили результаты, идентичные тем, которые были выданы перед строительством.
Не было серьезных замечаний у проектировщиков и к строителям – турецкой фирме Kocak Insaat. "Мы осуществляли авторский надзор во время всего периода строительства крыши,– говорят конструкторы.– Небольшие проблемы появились только раз, когда из-за поломки насоса возник восьмичасовой перерыв в доставке бетона. Дело в том, что ответственные монолитно-бетонные конструкции заливаются непрерывно, иначе в места стыка может попасть грязь и они потеряют прочность. Мы очень переживали из-за этого инцидента, взяли участок крыши, на котором произошел технологический сбой, под особый контроль, но ни одной трещинки на нем не появилось".
Конструкторы опровергают и предположения о том, что причиной обрушения стал неправильный расчет воздействия снеговой нагрузки. "Расчет прочности на снег – это азы проектирования,– утверждают специалисты.– Обвинять 66-летнего Нодара Канчелию, который занимается проектированием полвека, в том, что он 'забыл' про снег,– нелепо. Наша крыша была рассчитана на самый сильный снегопад, когда-либо зарегистрированный в средней полосе. Кстати, аквапарк благополучно простоял уже три зимних сезона, включая этот. А ведь прошлой зимой снега было гораздо больше".
На вопрос, почему развалился "Трансвааль-парк", не могут пока ответить и строители. Руководитель и владелец турецкой строительной корпорации Kocak Insaat Исмаил Кочак объяснил Ъ, что ни к строительным материалам, ни к технологии монтажа у него претензий не было. "Говорить о том, что турки в целях экономии разбавили бетонный раствор песком, и вовсе глупо,– объяснил господин Кочак.– Ведь на стройке постоянно работают эксперты НИИ железобетона. Марка и прочность бетона определяется элементарно: из конструкции вырезается кубик размером 1х1 см, его кладут под пресс, постепенно увеличивая нагрузку. Так же делали и на строительстве аквапарка. По проекту в конструкциях крыши должен был использоваться бетон марки В-35. Его прочность должна быть не ниже 350 кг/кв. см. Образцы из наших конструкций выдерживали нагрузку не ниже чем 408 кг/см. То есть был заложен бетон, прочность которого на 20% превышала расчетную".
Говорить о вредном воздействии влаги, вызвавшей коррозию и разрушение арматуры в конструкциях, по мнению господина Кочака, тоже неправильно. "Крыша была надежно защищена и от дождя, и от поднимающегося из бассейнов пара,– объяснил Ъ строитель.– Снаружи железобетонные конструкции были покрыты титаново-цинковыми пластинами, а изнутри – силиконовой краской. Это одна из самых эффективных на сегодня систем защиты зданий от вредного воздействия влаги".
Не выдерживает никакой критики, по мнению специалиста, и версия о том, что аквапарк разрушился из-за плохой вентиляции – хлор, восходящий вместе с паром от бассейна, якобы разъел прутья арматуры. "Внутри комплекса была установлена самая совершенная система вентиляции американской фирмы Honeywell,– продолжает господин Кочак.– Эта система имеет сотни датчиков по всему зданию, которые следят за уровнем влажности. Если где-то он возрастает, компьютеры автоматически сообщают об аварии диспетчеру, наблюдающему за системой круглые сутки. И сразу включаются дополнительные насосы".
Исмаил Кочак объяснил также, что в строительстве аквапарка его фирма выступила не только подрядчиком, но и инвестором – Kocak Insaat вложила в развлекательный комплекс $16 млн, получив взамен 47% акций аквапарка. "Отбить" вложенные средства господин Кочак рассчитывал только в 2015 году, поэтому, утверждает бизнесмен, ему не было никакого смысла "экономить на материалах или технологии". "Я каждую субботу проводил в 'Трансвааль-парке' вместе со своим маленьким сыном",– заявил глава Kocak Insaat.
Версии следствия
Расследованием причин катастрофы занимаются сотрудники Госстроя, следователи Моспрокуратуры и независимые эксперты немецкой строительной фирмы, которых привлек господин Кочак. Официальные результаты расследования, как говорят чиновники, появятся не раньше чем через неделю. Пока последовало лишь заявление главы Госстроя Николая Кошмана. "Субъективно причиной разрушения крыши аквапарка могли быть нарушения жесткости и надежности конструкций железобетона, который при малейших нарушениях ведет себя как домино – плиты складываются одна за другой",– объяснил чиновник. По его словам, еще в субботу распоряжением Госстроя были приостановлены лицензии компаний, участвовавших в строительстве аквапарка – проектных организаций ООО "Сергей Киселев и партнеры" и ЗАО К, а также строительной фирмы Kocak Insaat, в связи с возбуждением уголовного дела по факту катастрофы в Ясеневе. Эти распоряжения будут действовать до момента окончания выяснения причин происшествия. Однако никаких конкретных претензий у Госстроя к фирмам, участвовавшим в строительстве аквапарка, пока нет.
Между тем первые результаты расследования уже появились. Как стало известно Ъ из источников в Моспрокуратуре, эксперты сегодня изучают даже не конструкцию крыши, а фундамент здания и почву под ним. В частности, уже удалось установить, что аквапарк построили в довольно неблагоприятном с точки зрения геологии месте – раньше здесь было несколько мощных подземных ключей и оврагов, и их пришлось засыпать толстым слоем земли. Таким образом, добротный во всех отношениях строительный объект мог быть установлен на хлипкое основание – насыпной, насыщенный водой грунт, который постепенно проваливался и расплывался под нагрузкой. Исмаил Кочак с такой точкой зрения не согласен. Он объяснил, что проблемы с грунтом при строительстве действительно были, но его полностью срезали, выкопав восьмиметровый котлован и залив яму бетоном. "На такой фундамент можно было установить даже восьмиэтажный дом",– утверждает строитель. Однако эти его слова опровергают представители следствия, уже заявившие о том, что подземные деформации имели место. "Откопав фундамент, мы обнаружили на нем огромные трещины практически по всему периметру,– объяснили Ъ в прокуратуре.– Причем хорошо видно, что трещины эти появились не вчера, а несколько месяцев назад".
"Подземную" версию косвенно подтверждает и видеозапись камер наружного наблюдения, установленных по периметру здания аквапарка. На видеозаписи, которую сейчас разбили по кадрам и изучают эксперты, хорошо видно, как развивались события. Проблемы начались с одной из колонн, на которые опирается наружная часть купола,– возле опоры, примерно в метре от поверхности земли появилось темное облако. Следующий кадр – колонна надламывается в этом месте и валится наружу. Пролет, откуда только что выпала опора, тут же увеличивается вдвое – с 6 м до 12. Не выдержав нагрузки, валятся наружу соседние колонны. Что происходит дальше, видеокамера не зафиксировала, но это уже известно со слов уцелевших посетителей аквапарка. Край крыши в том месте, где упала колонна, треснул, трещина быстро поползла вверх, а когда она достигла геометрического центра сегмента, огромный купол "раскрылся" вниз подобно двустворчатым дверям.
Таким образом, установлено, что катастрофа началась именно с появления пылевого облака, однако из-за чего появилось само облако, специалисты пока не знают. "Теоретически колонна могла надломиться из-за сдвижки фундамента,– говорят ведущие расследование.– А облако из цементной крошки и пыли появилось после того, как колонна переломилась. Однако выброс пыли мог произойти и в результате взрыва заложенного возле колонны небольшого так называемого точечного заряда. После недавнего взрыва в метро мы получили оперативную информацию о том, что террористы планируют провести еще несколько масштабных акций. Поэтому и террористическую версию, на наш взгляд, отвергать пока рано".
Три лицензии приостановлены: архитекторов, конструкторов и строителей
Официально проектная документация по "Трансвааль-парку" представлялась фирмой Сергея Киселева "Киселев и партнеры", а в портфолио архитектора конструктором комплекса назван Игорь Шварцман. Именно в таком виде проект публиковался в ряде изданий. Однако вчера на сайте фирмы появилось специальное заявление: "Компания 'Сергей Киселев и партнеры' является генеральным проектировщиком здания аквапарка. Проект железобетонного купола был выполнен высококвалифицированными специалистами, работающими в другой компании, нанятой напрямую генеральным подрядчиком".
По словам одного из владельцев фирмы "Сергей Киселев и партнеры", потребовавшего не называть его имени в печати, на купол "Трансвааля" было сделано отдельное проектное задание и произведена отдельная экспертиза. Причины обрушения конструкции до окончания следствия архитекторы комментировать отказались. Представитель фирмы также подчеркнул, что Сергей Киселев не является подозреваемым по уголовному делу об обрушении купола и, напротив, входит в число членов комиссии по расследованию причин катастрофы.
Не названные в заявлении "высококвалифицированные проектировщики" – это ЗАО "К" из ЗАО "Курортпроект", генеральным конструктором которого является Нодар Вахтангович Канчели. По сложившейся в "Курортпроекте" (как и в большинстве проектных организаций) традиции проекты ведут мастерские с собственным юридическим лицом. И проектировщик купола ЗАО "К" (отдельная творческая мастерская господина Канчели) уже названо председателем Госстроя Николаем Кошманом наряду со строительной компанией "Кочак иншаат" и ООО "Архитектурная мастерская 'Сергей Киселев и партнеры'" в числе организаций, лицензия которых приостановлена.
Следует отметить, что Нодар Канчели – это самый знаменитый и самый опытный в Москве конструктор, разрабатывавший наиболее сложные узлы сегодняшних московских строек. Среди его последних работ – светопрозрачное покрытие Гостиного двора, купол храма Христа Спасителя, перекрытия подземного комплекса на Манежной площади, гостиницы "Белград" и "Белград-1", оболочка Бауманского рынка, пансионат "Дружба" в Ялте. Только что он в соавторстве с архитектором Михаилом Хазановым выиграл конкурс на проектирование московского Сити.
Как мы уже писали, в случае с "Трансвааль-парком" речь идет о тривиальной типовой конструкции, которую прекрасно умеют делать в России и которая доказала свою надежность на десятках объектов. Вчера весь день в институте "Курортпроект" шли совещания, а инженеры под руководством Нодара Канчели пересчитывали конструкцию. Источник в "Курортпроекте" утверждает, что по всем проверенным расчетам (ветровая нагрузка, снег, влажностный режим и т. д.) падение купола невозможно и запасы прочности многократно превышают требуемые. У инженеров нет никакой версии, почему все-таки купол упал. Его собственная конструкция, по их словам, безопасна. Наиболее вероятны ошибки при строительстве и при эксплуатации комплекса, однако до завершения экспертизы даже строить предположения опасно.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Напомним, что в начале расследования большинство экспертов считали причиной обрушения крыши аквапарка дефекты самой крыши, построенной по проекту известного конструктора Нодара Канчели. Высказывались, в частности, мнения о том, что при проектировании этой конструкции, ее строительстве и эксплуатации были допущены ошибки. Но ни одна из версий подтверждения пока не нашла.
"Крыша 'Трансвааль-парка' – уникальное сооружение,– объяснили Ъ сотрудники господина Канчели из его строительно-конструкторского бюро ЗАО К.– Крыши из железобетонного каркаса и стекла, спроектированные Нодаром Вахтанговичем, установлены на многих сооружениях, в частности, над храмом Христа Спасителя, над подземным торговым центром на Манежной, над стадионом 'Сатурн'. Но все они имеют форму полной сферы с основанием в виде круга, квадрата или прямоугольника. Над 'Трансваалем' была установлена как бы часть сферы – треугольный сегмент с углом 90°, который поддерживался зданием в центральной части и колоннами по дуге круга".
За проект уникальной крыши-оболочки конструктор Канчели и его коллеги взялись, по их словам, скорее из научного интереса; во всяком случае, за работу они получили от генподрядчика – ООО "Сергей Киселев и партнеры" – всего $20 тыс. Зато проблем возникло много. Главная из них заключалась в том, что ни сотрудники ЗАО К, ни их коллеги из других бюро не могли провести независимую экспертизу расчетов: их просто не с чем было сравнивать.
"Однако мы все равно проверяли себя сами,– утверждают конструкторы сферы.– Например, еще на этапе проектирования мы теоретически заложили прогиб оболочки в 9 см, а когда после монтажа сняли технологические подпорки из-под крыши, она прогнулась точно на такую величину. Это косвенно свидетельствовало о правильности конструкторских расчетов, качестве стройматериалов и добросовестности строителей. Если бы оказалось не соблюденным хотя бы одно из этих трех условий, крыша провисла бы на большую величину".
Уже после трагедии конструкторы ЗАО К проверили свои расчеты: двое сотрудников на двух компьютерах независимо друг от друга пересчитали весь проект и получили результаты, идентичные тем, которые были выданы перед строительством.
Не было серьезных замечаний у проектировщиков и к строителям – турецкой фирме Kocak Insaat. "Мы осуществляли авторский надзор во время всего периода строительства крыши,– говорят конструкторы.– Небольшие проблемы появились только раз, когда из-за поломки насоса возник восьмичасовой перерыв в доставке бетона. Дело в том, что ответственные монолитно-бетонные конструкции заливаются непрерывно, иначе в места стыка может попасть грязь и они потеряют прочность. Мы очень переживали из-за этого инцидента, взяли участок крыши, на котором произошел технологический сбой, под особый контроль, но ни одной трещинки на нем не появилось".
Конструкторы опровергают и предположения о том, что причиной обрушения стал неправильный расчет воздействия снеговой нагрузки. "Расчет прочности на снег – это азы проектирования,– утверждают специалисты.– Обвинять 66-летнего Нодара Канчелию, который занимается проектированием полвека, в том, что он 'забыл' про снег,– нелепо. Наша крыша была рассчитана на самый сильный снегопад, когда-либо зарегистрированный в средней полосе. Кстати, аквапарк благополучно простоял уже три зимних сезона, включая этот. А ведь прошлой зимой снега было гораздо больше".
На вопрос, почему развалился "Трансвааль-парк", не могут пока ответить и строители. Руководитель и владелец турецкой строительной корпорации Kocak Insaat Исмаил Кочак объяснил Ъ, что ни к строительным материалам, ни к технологии монтажа у него претензий не было. "Говорить о том, что турки в целях экономии разбавили бетонный раствор песком, и вовсе глупо,– объяснил господин Кочак.– Ведь на стройке постоянно работают эксперты НИИ железобетона. Марка и прочность бетона определяется элементарно: из конструкции вырезается кубик размером 1х1 см, его кладут под пресс, постепенно увеличивая нагрузку. Так же делали и на строительстве аквапарка. По проекту в конструкциях крыши должен был использоваться бетон марки В-35. Его прочность должна быть не ниже 350 кг/кв. см. Образцы из наших конструкций выдерживали нагрузку не ниже чем 408 кг/см. То есть был заложен бетон, прочность которого на 20% превышала расчетную".
Говорить о вредном воздействии влаги, вызвавшей коррозию и разрушение арматуры в конструкциях, по мнению господина Кочака, тоже неправильно. "Крыша была надежно защищена и от дождя, и от поднимающегося из бассейнов пара,– объяснил Ъ строитель.– Снаружи железобетонные конструкции были покрыты титаново-цинковыми пластинами, а изнутри – силиконовой краской. Это одна из самых эффективных на сегодня систем защиты зданий от вредного воздействия влаги".
Не выдерживает никакой критики, по мнению специалиста, и версия о том, что аквапарк разрушился из-за плохой вентиляции – хлор, восходящий вместе с паром от бассейна, якобы разъел прутья арматуры. "Внутри комплекса была установлена самая совершенная система вентиляции американской фирмы Honeywell,– продолжает господин Кочак.– Эта система имеет сотни датчиков по всему зданию, которые следят за уровнем влажности. Если где-то он возрастает, компьютеры автоматически сообщают об аварии диспетчеру, наблюдающему за системой круглые сутки. И сразу включаются дополнительные насосы".
Исмаил Кочак объяснил также, что в строительстве аквапарка его фирма выступила не только подрядчиком, но и инвестором – Kocak Insaat вложила в развлекательный комплекс $16 млн, получив взамен 47% акций аквапарка. "Отбить" вложенные средства господин Кочак рассчитывал только в 2015 году, поэтому, утверждает бизнесмен, ему не было никакого смысла "экономить на материалах или технологии". "Я каждую субботу проводил в 'Трансвааль-парке' вместе со своим маленьким сыном",– заявил глава Kocak Insaat.
Версии следствия
Расследованием причин катастрофы занимаются сотрудники Госстроя, следователи Моспрокуратуры и независимые эксперты немецкой строительной фирмы, которых привлек господин Кочак. Официальные результаты расследования, как говорят чиновники, появятся не раньше чем через неделю. Пока последовало лишь заявление главы Госстроя Николая Кошмана. "Субъективно причиной разрушения крыши аквапарка могли быть нарушения жесткости и надежности конструкций железобетона, который при малейших нарушениях ведет себя как домино – плиты складываются одна за другой",– объяснил чиновник. По его словам, еще в субботу распоряжением Госстроя были приостановлены лицензии компаний, участвовавших в строительстве аквапарка – проектных организаций ООО "Сергей Киселев и партнеры" и ЗАО К, а также строительной фирмы Kocak Insaat, в связи с возбуждением уголовного дела по факту катастрофы в Ясеневе. Эти распоряжения будут действовать до момента окончания выяснения причин происшествия. Однако никаких конкретных претензий у Госстроя к фирмам, участвовавшим в строительстве аквапарка, пока нет.
Между тем первые результаты расследования уже появились. Как стало известно Ъ из источников в Моспрокуратуре, эксперты сегодня изучают даже не конструкцию крыши, а фундамент здания и почву под ним. В частности, уже удалось установить, что аквапарк построили в довольно неблагоприятном с точки зрения геологии месте – раньше здесь было несколько мощных подземных ключей и оврагов, и их пришлось засыпать толстым слоем земли. Таким образом, добротный во всех отношениях строительный объект мог быть установлен на хлипкое основание – насыпной, насыщенный водой грунт, который постепенно проваливался и расплывался под нагрузкой. Исмаил Кочак с такой точкой зрения не согласен. Он объяснил, что проблемы с грунтом при строительстве действительно были, но его полностью срезали, выкопав восьмиметровый котлован и залив яму бетоном. "На такой фундамент можно было установить даже восьмиэтажный дом",– утверждает строитель. Однако эти его слова опровергают представители следствия, уже заявившие о том, что подземные деформации имели место. "Откопав фундамент, мы обнаружили на нем огромные трещины практически по всему периметру,– объяснили Ъ в прокуратуре.– Причем хорошо видно, что трещины эти появились не вчера, а несколько месяцев назад".
"Подземную" версию косвенно подтверждает и видеозапись камер наружного наблюдения, установленных по периметру здания аквапарка. На видеозаписи, которую сейчас разбили по кадрам и изучают эксперты, хорошо видно, как развивались события. Проблемы начались с одной из колонн, на которые опирается наружная часть купола,– возле опоры, примерно в метре от поверхности земли появилось темное облако. Следующий кадр – колонна надламывается в этом месте и валится наружу. Пролет, откуда только что выпала опора, тут же увеличивается вдвое – с 6 м до 12. Не выдержав нагрузки, валятся наружу соседние колонны. Что происходит дальше, видеокамера не зафиксировала, но это уже известно со слов уцелевших посетителей аквапарка. Край крыши в том месте, где упала колонна, треснул, трещина быстро поползла вверх, а когда она достигла геометрического центра сегмента, огромный купол "раскрылся" вниз подобно двустворчатым дверям.
Таким образом, установлено, что катастрофа началась именно с появления пылевого облака, однако из-за чего появилось само облако, специалисты пока не знают. "Теоретически колонна могла надломиться из-за сдвижки фундамента,– говорят ведущие расследование.– А облако из цементной крошки и пыли появилось после того, как колонна переломилась. Однако выброс пыли мог произойти и в результате взрыва заложенного возле колонны небольшого так называемого точечного заряда. После недавнего взрыва в метро мы получили оперативную информацию о том, что террористы планируют провести еще несколько масштабных акций. Поэтому и террористическую версию, на наш взгляд, отвергать пока рано".
Три лицензии приостановлены: архитекторов, конструкторов и строителей
Официально проектная документация по "Трансвааль-парку" представлялась фирмой Сергея Киселева "Киселев и партнеры", а в портфолио архитектора конструктором комплекса назван Игорь Шварцман. Именно в таком виде проект публиковался в ряде изданий. Однако вчера на сайте фирмы появилось специальное заявление: "Компания 'Сергей Киселев и партнеры' является генеральным проектировщиком здания аквапарка. Проект железобетонного купола был выполнен высококвалифицированными специалистами, работающими в другой компании, нанятой напрямую генеральным подрядчиком".
По словам одного из владельцев фирмы "Сергей Киселев и партнеры", потребовавшего не называть его имени в печати, на купол "Трансвааля" было сделано отдельное проектное задание и произведена отдельная экспертиза. Причины обрушения конструкции до окончания следствия архитекторы комментировать отказались. Представитель фирмы также подчеркнул, что Сергей Киселев не является подозреваемым по уголовному делу об обрушении купола и, напротив, входит в число членов комиссии по расследованию причин катастрофы.
Не названные в заявлении "высококвалифицированные проектировщики" – это ЗАО "К" из ЗАО "Курортпроект", генеральным конструктором которого является Нодар Вахтангович Канчели. По сложившейся в "Курортпроекте" (как и в большинстве проектных организаций) традиции проекты ведут мастерские с собственным юридическим лицом. И проектировщик купола ЗАО "К" (отдельная творческая мастерская господина Канчели) уже названо председателем Госстроя Николаем Кошманом наряду со строительной компанией "Кочак иншаат" и ООО "Архитектурная мастерская 'Сергей Киселев и партнеры'" в числе организаций, лицензия которых приостановлена.
Следует отметить, что Нодар Канчели – это самый знаменитый и самый опытный в Москве конструктор, разрабатывавший наиболее сложные узлы сегодняшних московских строек. Среди его последних работ – светопрозрачное покрытие Гостиного двора, купол храма Христа Спасителя, перекрытия подземного комплекса на Манежной площади, гостиницы "Белград" и "Белград-1", оболочка Бауманского рынка, пансионат "Дружба" в Ялте. Только что он в соавторстве с архитектором Михаилом Хазановым выиграл конкурс на проектирование московского Сити.
Как мы уже писали, в случае с "Трансвааль-парком" речь идет о тривиальной типовой конструкции, которую прекрасно умеют делать в России и которая доказала свою надежность на десятках объектов. Вчера весь день в институте "Курортпроект" шли совещания, а инженеры под руководством Нодара Канчели пересчитывали конструкцию. Источник в "Курортпроекте" утверждает, что по всем проверенным расчетам (ветровая нагрузка, снег, влажностный режим и т. д.) падение купола невозможно и запасы прочности многократно превышают требуемые. У инженеров нет никакой версии, почему все-таки купол упал. Его собственная конструкция, по их словам, безопасна. Наиболее вероятны ошибки при строительстве и при эксплуатации комплекса, однако до завершения экспертизы даже строить предположения опасно.