30.11.2010

Нужное. С 15 по 17 октября 2010 года в Центральном выставочном зале «Манеж» прошел XVIII международный фестиваль «Зодчество»

Выставка робот участников молодежного фестиваля «Архкузница», Фото: Павел Колесов Выставка робот участников молодежного фестиваля «Архкузница», Фото: Павел Колесов

информация:

«Зодчество-2010» – итог второго года кураторства Юрия Аввакумова: строгая, лаконичная экспозиционная концепция предыдущего фестиваля была полностью перенесена на нынешний, и огромное пространство «Манежа» заняли 12 выгороженных белой баннерной тканью павильонов, вместивших 11 разделов конкурсных и выставочных программ.

Поменялась тема фестиваля. Юрий Аввакумов взял известный лозунг Владимира Татлина «не к старому, не к новому, а к нужному» и сделал из него девиз фестиваля, предлагая и архитекторам, и обществу понять, что сегодня действительно НУЖНОЕ.

Пожалуй, лучше всего на этот вопрос ответила выставка «Социально-ответственная среда» Нью-Йоркского отделения Американского института архитекторов, представившая в Москве здания музеев, больниц, библиотек и школ. Здесь же в павильоне United States располагалась еще одна экспозиция – «Современная североамериканская архитектура», куратором которой выступил Брайан Спенсер.

Так же хорошо с темой предложенной фестивалем, справился и Фонд РЖС, подготовивший выставку «Дом XXI века», где были представлены работы участников второго открытого конкурса на лучший архитектурный проект малоэтажного энергоэффективного жилища эконом-класса. Вместе с проектами домов на стенде Фонда были также представлены эскизы архитектурно-планировочного решения застройки земельного участка в подмосковной Истре, ставшие победителями первого градостроительного конкурса.

Главная интрига каждого фестиваля «Зодчества» – как распределятся награды среди номинантов. Каждый раз это становится известно перед самым закрытием фестиваля, во время церемонии награждения. В этом смысле нынешний фестиваль не стал исключением. Неожиданностью для всех оказалось то, что не была присуждена Национальная премия в области архитектуры. По мнению Большого жюри под председательством Александра Скокана, среди представленных на конкурс работ не было той, что могла бы стать флагом российской архитектуры на ближайший год, как это произошло с проектом школы №1414 в Москве мастерской «АРСТ», завоевавшим «Хрустального Дедала» на «Зодчестве» в 2009 году.

Оставшиеся пять главных наград фестиваля своих обладателей нашли. Гран-при – Российскую национальную премию в области градоустройства «Хрустальный Дедал» за работу «Регенерация исторического квартала №130 в границах улиц 3-го июля, Седова, Кожова в Иркутске» получил авторский коллектив в составе Д.Ф. Мезенцева, Е.И. Григорьевой, А.Ю. Макарова, М.Г. Мееровича, Н.Н. Красной, С.В. Муллаярова, А.И. Козака, Л.А. Крыловой, Е.Н. Холодной, Л.Б. Ежовой, К.Л. Лидина и Е.Р. Ладейщиковой. Гран-при – премией Владимира Татлина за лучший проект года – был награжден авторский коллектив из «Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» за Торговый пассаж с офисными помещениями в Севастополе. Выполненная в виде знаменитой башни III Интернационала награда была учреждена в начале
2010 года и вручалась впервые. Впервые же была вручена и Премия имени Сергея Киселева «Репутация». Теперь каждый раз на «Зодчестве» будет отмечаться творческий коллектив, завоевавший в профессиональной среде безупречную репутацию. Первую Премию по праву получило архитектурное бюро «Остоженка» под руководством Александра Скокана.

Молодые архитекторы тоже получили свои награды. Гран-при и Специальным призом – поездкой на Всемирный конгресс МСА «Токио-2011» – награжден Максим Батаев, чья работа названа лучшей среди 32 других, участвовавших в фестивальном конкурсе молодых архитекторов стран СНГ. Национальную премию «Эхо Леонидова» за оригинальные интерпретации и развитие идей Ивана Леонидова, получил студент Ижевского Государственного технического университета Роман Нургалиев.

Рамочная программа фестиваля была насыщена презентациями, круглыми столами, лекциями и мастер-классами российских архитекторов и зарубежных гостей. Джордж Кунихиро представил посетителям «Зодчества» Всемирный конгресс Международного союза архитекторов (IAA) «Токио-2011». Провели мастер-классы Сергей Шамарин (Пермь), Сергей Скуратов (Москва), Николай Лызлов (Москва), Сергей Туманин (Нижний Новгород) и Юрис Пога (Латвия). Огромные аудитории слушателей собрали лекции Essenial Archtecure Шона Клифтона (США), «Архитектура времени» Фади Джабри (ОАЭ), «Архитектура NBBJ» Питера Прана (США) и «Архитектура и глобализация» Гаэтана Сью (Маврикий).

Молодые архитекторы представили свои проекты – «Города», «Архкузница», «Архитектура и природа», «Артерия», «Архдесант», выставки конкурсных работ на лучшие архитектурные проекты для Яхт-клубов типа Wharf-Boat-Плавучая пристань, на лучшую идею аэростатической архитектуры для Олимпиады «Сочи-2014» и концептуальный архитектурный конкурс «Нанотехнологии – архитектурный заказ».

Пресс-клуб «СА»
Площадка редакции периодических изданий Союза архитекторов России служила местом встреч, выступлений номинантов фестивальных конкурсов и круглых столов, посвященных актуальным темам современной архитектуры. В первый день фестиваля в пресс-клубе «СА» состоялся совместный брифинг Союза архитекторов России и Фонда РЖС по итогам конкурсов «Дом XXI века» 2009–2010 годов. В брифинге приняли участие заместитель генерального директора Фонда Андрей Шишкин, вице-президенты САР Алексей Буйнов и Алексей Бавыкин. Главными вопросами представителей СМИ оказались те, что волнуют большинство городских жителей: когда мы перейдем к строительству малоэтажного жилья, как будет происходить этот переход, как планируется обеспечивать инфраструктуру и ценовую доступность такого жилья. В субботу 16 октября на площадке прошли три творческие встречи – с Александром Дехтяром и Василием Бандаковым (Нижний Новгород), Валерием Лукомским (Москва) и Никитой Явейном (Санкт-Петербург). На следующий день, во время церемонии награждения, эти архитекторы получили золотые дипломы «Зодчества» в разделе «Постройки».

В последний день фестиваля пресс-клуб «СА» стал площадкой для участников круглого стола «Зеленая архитектура: когда она войдет в российскую строительную практику?» с участием председателя Совета САР по экоустойчивой архитектуре Александра Ремизова и члена Совета МСА и Правления САР Андрея Кафтанова. Участники дискуссии рассмотрели примеры уже реализованных экоустойчивых зданий, коснулись вопросов «зеленой» сертификации, экологичных материалов и эстетики экоархитектуры, в которой эксперты видят будущее российских городов. Внедрение «зеленых» стандартов в российскую строительную практику невозможно без поддержки государства, считает председатель Совета по экоустойчивой архитектуре Александр Ремизов. Объединить усилия всех заинтересованных лиц призван созданный по инициативе САР «Российский Совет по «зеленому» строительству». В его задачи входит разработка отечественной системы сертификации «зеленого» строительства, материалов и технологий, создание системы профессионального обучения и аттестации проектных, девелоперских, строительных компаний и т.д. Особое значение Алексей Ремизов также придает формированию нового экологического мировоззрения у архитекторов, в том числе студентов архитектурных вузов.
Татьяна Колесникова, Марина Новикова

Детское творчество
Организаторы детского конкурса предложили участникам тему «Архитектура и природа» и три номинации: «Культурное наследие в руках молодых», «Будущее начинается сегодня» и «Методика».

Если бы в Положении о смотре-конкурсе была предусмотрена награда Gran prix, ее следовало бы отдать Камилю Калимуллину, Виталию Комлеву, Айназу Ибрагимову, Арине Игнатьевой и Веронике Рыцыной из школы «ДАШКА» Казанского государственного архитектурно-строительного университета – их «Стрекоза», представленная в акции «Вторая жизнь стула», не оставила равнодушным ни одного посетителя выставки. Жюри фестиваля единодушно отметило эту работу золотым дипломом, а Фонд Якова Чернихова – своим специальным дипломом. Интересно, что преподаватель молодых авторов А.Н. Москалев сам еще студент.

Школа также представила очень интересный методический материал по обучению младших школьников. Как и в московской Детской школе искусств «СТАРТ», и в пензенском Лицее архитектуры и дизайна № 3, здесь архитектуру и дизайн не разделяют. В номинации «Методика» преподаватели школы «ДАШКА» О.В. Каракулов,
С.А. Маряхин, А.Н. Москалев, Э.И. Нугманова, Д.Н. Себельдина, Р.Х. Хабибуллина и ее директор М.Ю. Забрускова награждены серебряным дипломом фестиваля.

Золотой диплом в номинации «Методика» жюри по праву присудило Детской школе искусств «СТАРТ» (Москва). Вокруг директора школы И.М. Абаевой сложился увлеченный коллектив преподавателей, разработавший программу для общеобразовательных школ, основанную на познании и использовании законов природы при изучении школьных предметов. По мнению «стартовцев», природа – неисчерпаемый источник для творчества. Это убедительно доказали учащиеся пензенского Лицея архитектуры и дизайна № 3, получившие Серебряные дипломы: Елена Дианова за работу «В живых сетях природы», Юля Антропова и Яна Тужилова за «Рождение города» и Татьяна Федотова за «Проект выставочного павильона». Не случайно преподаватели Лицея отмечены в номинации «Методика» Бронзовым дипломом.

Яркое лицо у детской школы искусств № 6 «ДА-ДА» из Набережных Челнов. В этом году школе исполнилось 20 лет, и все эти годы ее возглавляет неутомимая Т.А. Хайман. В номинации «Будущее начинается сегодня» Золотой диплом присужден ученице школы Ольге Хураскиной за работу «Пойдем!» и коллективу учащихся за оформление интерьера строящегося детского сада № 98 «Планета детства» с использованием работ 7–9-летних учащихся школы. Жюри конкурса с большим интересом рассматривало детские работы, связанные с практической реализацией их идей. В номинации «Планета детства» cеребряный диплом получили учащиеся детской студии архитектуры и дизайна «АрхиМодус» Центра молодежного творчества Тольятти за коллективную работу «Реализованный проект оформления больницы». Шесть учеников этой студии Фонд Якова Чернихова наградил своим специальным дипломом: Дарью Шевченко за работу «Архилайн», Екатерину Аверьянову за «Я не волшебник, я только учусь», Оксану Пец за «Мотивы Я. Чернихова», Елизавету Загребину за «Биофэнтэзи», шестилетнего Леонида Левченко за «Время во времени» и Марину Маркину за «Мотивы ЯЧ».

В номинации «Культурное наследие в руках молодых» большого успеха добился коллектив учащихся изостудии «Зебра» из Твери благодаря прекрасной работе «Изразцы Старицкого Борисоглебского собора». Студия не первый год представляет свои работы на смотр, но золотой диплом фестиваля – это ее первый и заслуженный успех высокого ранга. Коллективную работу «Тверской модерн», представленную Детской художественной школой им. В. А. Серова, тоже из Твери, и в этой же номинации, наградили серебряным дипломом.

Немного не дотянула до этого уровня (бронзовый диплом) работа Артемия Чистякова из Тюмени «Сравнительный анализ пропильной и накладной объемной резьбы», учащегося Центра подготовки и переподготовки кадров в области архитектуры и градостроительства Тюменской государственной архитектурно-строительной академии. Центр постоянно в тройке лучших студий и школ страны. Вот и на этот раз в номинации «Методика» жюри отметило его коллектив бронзовым дипломом фестиваля. С самого первого появления на смотре несколько лет назад авторская дизайн-студия Игоря Клюшкина «Яблоко+» из деревни Старое Ленинградской области оставляет незабываемое впечатление. В номинации «Методика» она получила серебряный диплом фестиваля и специальный диплом Фонда Якова Чернихова. Фонд уже второй год подряд отмечает своим специальным дипломом Игоря Клюшкина и его студию.

Неподдельный интерес у многих посетителей выставки вызвала коллективная работа «Не черное, не белое, а вечное» студии «Абрис» московской гимназии № 1530 «Школа Ломоносова». Жюри затруднилось сразу определить, в какой номинации оценивать эту работу – с одинаковым успехом она могла быть отнесена к любой. После дискуссии работа была награждена бронзовым дипломом в номинации «Будущее начинается сегодня».

В этой же номинации «бронзой» оценен удачный дебют Архитектурного отделения Московского академического художественного лицея Российской академии художеств и успех учащихся из гимназии №89 города Тольятти Тани Сорокиной («Город-радуга»), Саши Мутарашкина («Пиранозавроград») и Ани Караваевой («Палеонтологический сад»).

За рамками этой короткой статьи осталось еще много работ, о которых можно рассказать много интересного, коллективов и преподавателей, заслуживающих признание за верность детскому архитектурно-художественному творчеству. Низкий им всем поклон и благодарность!
Эдуард Товмасьян

Про наше кино
В нынешнем году в номинации «Кино об архитектуре и архитекторах» было представлено всего 5 фильмов – налицо явная тенденция к уменьшению год от года количества конкурсных лент. К тому же с позиции кинематографического мастерства большинство из них не выдерживает профессиональной критики. И все же компетентному жюри, состоявшему из известных архитекторов и усиленному режиссером телеканала «Культура», удалось распределить награды фестиваля. Золотой диплом был присужден фильму «Владикавказ» Сослана Цаллагова – пожалуй, единственной ленте с блестящей работой оператора. Это не первая победа С. Цаллагова на «Зодчестве», в прежние годы были отмечены другие его фильмы, снятые с огромной любовью к родному городу. Второе место и серебряный диплом жюри отдало фильму, посвященному 75-летию Иркутской организации Союза архитекторов России. Несмотря на довольно короткий (35 минут) формат этой ленты, авторам удалось проследить весь путь архитектурного сообщества, рассказать о творчестве лидеров иркутского архитектурного цеха, о вкладе в развитие региона. Фильм интересен как документ, освещающий жизнь и творчество большого и талантливого архитектурного коллектива.

Бронзовый диплом фестиваля также присужден авторам Иркутска за фильм «Где город – сад» (авторы М.Г. Меерович и Е.Ю. Багина). Это умный и серьезный рассказ о том, как авторы работают в области архитектурно-градостроительной науки, размышления о попытках воплотить в нашей стране идею создания цветущих и экологически чистых поселений. Фильм получился грустный, но он выявляет причины того, почему мы живем так, как живем.

Дипломом Союза архитекторов России был награжден фильм «Федор Шехтель» (автор К.Е. Романюк), сделанный в формате 3D. Жюри приняло такое решение именно за смелость и попытку создать новое современное кинозрелище. Фильм «Атаманъ» о строительстве в Краснодарском крае казачьей станицы из сборных железобетонных и стальных конструкций заводского изготовления под этнографический музей под открытым небом, имитирующий прежнюю жизнь кубанского казачества, вызвал у жюри недоумение. По мнению жюри, бессмысленно расходовать средства на подобный наивный «Диснейленд».
Юрий Мурзин


Комментарий
Александр Скокан, архитектор, председатель Большого жюри фестиваля «Зодчество-2010»

Мне уже приходилось участвовать в жюри фестиваля, а вот возглавить Большое пришлось впервые. По моим ощущениям, конкурс в этом году был достаточно скромным –
как по количеству работ, и так и по инновационности. Прорывных работ мы не увидели. Возможно, действует некий профессиональный снобизм – модные московские архитекторы, как правило, не выставляют на «Зодчестве» свои работы, считая его больше ориентированным на регионы. И в общем, это правда – на «Зодчество» привозят работы со всей страны, это та архитектура, которая у нас есть на самом деле, и в этом смысле фестиваль – ее зеркало. Можно говорить о причинах того, почему наша архитектура не находится на острие мирового процесса. Наверное, по тем же причинам, что и высокотехнологичные отрасли – отсутствие реальных стимулов развития. Мы все живем в открытом информационном пространстве, получаем множество архитектурных журналов и видим, что проектируется и строится в мире.

Поэтому мы знаем то, что может считаться верхней планкой в профессии и не хотелось бы, опускаясь на провинциальный уровень, занижать критерии для нашей главной архитектурной премии. Поэтому члены Большого жюри, отдавая должное архитектурным достоинствам трех лучших работ в номинации «постройки», решило не присуждать главной премии. Возможно, что не все согласятся c этим, т. к. существует точка зрения, что первая премия должна даваться всегда за относительно лучшее произведение. Тем не менее, может быть такое решение скорее послужит стимулом для дальнейшего развития нашей архитектуры.
Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты: