30.11.2010
Ирина Ирбитская //
Газета Союза архитекторов России (СА), № 11–12 (15) 2010
Мнение: Несколько идей, как сделать архитектурное образование адекватным запросу сегодняшнего дня
Ирина Ирбитская, архитектор, советник Союза архитекторов России
информация:
-
где:
Россия -
тема:
Архитектурное образование
Одна из причин появления у нас эффектных, но неудобных и, наоборот, домов – отсталое образование.
Прежняя программа архитектурного института больше ориентировалась на теорию. Обучение ремеслу институт перекладывал на проектные организации, куда студент попадал по распределению. Там выпускник, отработав чертежником минимум пять лет, становится архитектором.
Современный студент свободолюбив. Он не хочет вычерчивать чужие, перпендикулярные ему идеи. Он хочет быть архитектором сразу – согласно указанной в дипломе специальности, предпочитая частную практику ученичеству. Дать образование, адекватное и времени, и запросам студентов, стесненный в средствах институт все-таки может – переложив на зрелых архитекторов бремя практических занятий с молодыми людьми не после института, а в ту пору, когда ученичество естественно для студента. Ведь институт и практикующие архитекторы испытывают взаимное притяжение: известные и опытные специалисты объективно нужны архитектурной школе, а практикующему архитектору иметь учеников престижно (деньги за преподавание его интересуют в последнюю очередь). Экспериментальная площадка идеально реализовала бы интересы института и архитекторов – практиков и студентов. Практикующие архитекторы, наконец, получат возможность преподавать: делать это регулярно у них времени нет, а неделю – две в семестр с пользой для себя потратить могут. Для студента – это единственная возможность неформально общаться с известными архитекторами. Только работая с масштабным человеком, студент понимает, каких знаний ему не хватает. Результат – уже в институте студент определяет свое место в архитектурном процессе, а не тратит с дипломом в руках драгоценное время на поиски себя.
Выйдя из института, студент знает, кем ему работать. Архитектор, занимаясь со студентами, не только разгружает штатных сотрудников, но и готовит себе кадры. Он распространяет свой опыт среди молодежи – и тем исподволь влияет на архитектурный процесс.
Введение практики отразится и на теоретической подготовке – студент перестанет учиться бессознательно. Обязательными должна стать только часть предметов, зато факультативов нужно больше.
Опыт публичного обсуждения и защиты своих проектов студент получает только на последней стадии образования – на защите дипломного проекта. Слишком мало, слишком поздно. Услышать мнение о своей работе от разных архитекторов, а не только от руководителя группы, хочет любой студент, если он не ошибся в выборе профессии. Семинары независимого обсуждения не требуют никаких затрат. Организовывать их могут сами студенты, приглашая архитекторов, с кем хотели бы познакомиться, чье мнение важно, чьи взгляды они уважают. Одновременно студент научается публично говорить, формулируя свои идеи, анализируя работы соучеников, и выдерживать критику со стороны. Главное – приобретает уверенность в себе – осознает, что точки зрения бывают разные и он вправе иметь свою.
Изучение зарубежного опыта входит в образовательную программу всех архитектурных институтов. Лекция хороша для изучения истории и теории архитектуры прошлого и совсем неэффективна для изучения того, что происходит в архитектуре сегодня. В мировой практике принят обмен студентами. Участвовать может любой. У нас эта возможность лишь теоретически для всех. Из-за ограниченных фондов институту приходится выбирать, кого послать. Как правило, едут те, кто уже проявил способности. А важно, чтобы и те, кто себя еще не проявил, но очень хочет поехать (желание просто так не бывает), получили бы эту возможность. Для некоторых студентов – это единственный способ найти наиболее благоприятную среду для самореализации, его способности могут проявиться именно в этой, другой среде. Если у института нет своих фондов для обмена, он обязан помочь студенту: сделать доступной информацию о других фондах, где можно получить грант на учебу или стажировку за рубежом, поддержать такого студента рекомендательными письмами.
В условиях нашего рынка ремесленный институт имеет больше шансов на выживание и развитие, чем любой гуманитарный – у него есть готовая производственная база. Преподаватели – инженеры, конструкторы, архитекторы, вместе со студентами, жаждущими практики, могут зарабатывать для института средства, выполняя заказы и от частных лиц, и от крупных фирм, попутно модернизируя систему образования, а выпускник, работавший напрямую с заказчиком еще в институте, избежит многих ошибок в самостоятельной практике.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Современный студент свободолюбив. Он не хочет вычерчивать чужие, перпендикулярные ему идеи. Он хочет быть архитектором сразу – согласно указанной в дипломе специальности, предпочитая частную практику ученичеству. Дать образование, адекватное и времени, и запросам студентов, стесненный в средствах институт все-таки может – переложив на зрелых архитекторов бремя практических занятий с молодыми людьми не после института, а в ту пору, когда ученичество естественно для студента. Ведь институт и практикующие архитекторы испытывают взаимное притяжение: известные и опытные специалисты объективно нужны архитектурной школе, а практикующему архитектору иметь учеников престижно (деньги за преподавание его интересуют в последнюю очередь). Экспериментальная площадка идеально реализовала бы интересы института и архитекторов – практиков и студентов. Практикующие архитекторы, наконец, получат возможность преподавать: делать это регулярно у них времени нет, а неделю – две в семестр с пользой для себя потратить могут. Для студента – это единственная возможность неформально общаться с известными архитекторами. Только работая с масштабным человеком, студент понимает, каких знаний ему не хватает. Результат – уже в институте студент определяет свое место в архитектурном процессе, а не тратит с дипломом в руках драгоценное время на поиски себя.
Выйдя из института, студент знает, кем ему работать. Архитектор, занимаясь со студентами, не только разгружает штатных сотрудников, но и готовит себе кадры. Он распространяет свой опыт среди молодежи – и тем исподволь влияет на архитектурный процесс.
Введение практики отразится и на теоретической подготовке – студент перестанет учиться бессознательно. Обязательными должна стать только часть предметов, зато факультативов нужно больше.
Опыт публичного обсуждения и защиты своих проектов студент получает только на последней стадии образования – на защите дипломного проекта. Слишком мало, слишком поздно. Услышать мнение о своей работе от разных архитекторов, а не только от руководителя группы, хочет любой студент, если он не ошибся в выборе профессии. Семинары независимого обсуждения не требуют никаких затрат. Организовывать их могут сами студенты, приглашая архитекторов, с кем хотели бы познакомиться, чье мнение важно, чьи взгляды они уважают. Одновременно студент научается публично говорить, формулируя свои идеи, анализируя работы соучеников, и выдерживать критику со стороны. Главное – приобретает уверенность в себе – осознает, что точки зрения бывают разные и он вправе иметь свою.
Изучение зарубежного опыта входит в образовательную программу всех архитектурных институтов. Лекция хороша для изучения истории и теории архитектуры прошлого и совсем неэффективна для изучения того, что происходит в архитектуре сегодня. В мировой практике принят обмен студентами. Участвовать может любой. У нас эта возможность лишь теоретически для всех. Из-за ограниченных фондов институту приходится выбирать, кого послать. Как правило, едут те, кто уже проявил способности. А важно, чтобы и те, кто себя еще не проявил, но очень хочет поехать (желание просто так не бывает), получили бы эту возможность. Для некоторых студентов – это единственный способ найти наиболее благоприятную среду для самореализации, его способности могут проявиться именно в этой, другой среде. Если у института нет своих фондов для обмена, он обязан помочь студенту: сделать доступной информацию о других фондах, где можно получить грант на учебу или стажировку за рубежом, поддержать такого студента рекомендательными письмами.
В условиях нашего рынка ремесленный институт имеет больше шансов на выживание и развитие, чем любой гуманитарный – у него есть готовая производственная база. Преподаватели – инженеры, конструкторы, архитекторы, вместе со студентами, жаждущими практики, могут зарабатывать для института средства, выполняя заказы и от частных лиц, и от крупных фирм, попутно модернизируя систему образования, а выпускник, работавший напрямую с заказчиком еще в институте, избежит многих ошибок в самостоятельной практике.
другие тексты:
23.12.2010
Вышел из печати новый выпуск газеты «СА»
статьи на эту тему:
03.05.2023
Нина Фролова. Дом-диплом // Архи.ру
07.07.2020
Нина Фролова. Все о Эве // Архи.ру