RSS
22.10.2010

"Зодчество -2010"

  • Репортаж
  • фестиваль
фото Архи.ру фото Архи.ру

информация:

С 15 по 17 октября в Москве проходил 18-й Международный фестиваль "Зодчество-2010" - событие национального масштаба, дающее уникальную возможность получить представление о современном состоянии архитектуры и градостроительства в России.

Пожалуй, этот фестиваль сегодня является единственной и самой крупной выставочной площадкой, на которой можно одновременно увидеть результаты архитектурной и градостроительной деятельности многих городов и регионов России, творческих архитектурных коллективов, проектных институтов, мастерских и бюро, молодых архитекторов, студентов архитектурных вузов и факультетов, детских архитектурно-художественных коллективов.

Тема нынешнего фестиваля заимствована из наследия авангардиста Владимира Татлина, 125-летие которого исполняется в этом году. Фраза Татлина, ставшая девизом фестиваля, была сформулирована в революционное для мировой культуры время и звучит так: "Не к новому, не к старому, а к нужному". Нужное, по словам организаторов, следует понимать как необходимое, без чего нельзя в жизни обойтись. Это самое "нужное" в архитектуре - как необходимое и достаточное в логике, На снимках: обладатели главного приза фестиваля - "Хрустального Дедала" - авторский коллектив Иркутскгражданпроекта. Слева направо: Андрей Макаров, Елена Григорьева, Сергей Муллояров, Марк Меерович; так, по версии победителей, будет выглядеть исторический квартал Иркутска.

В торжественной церемонии открытия главного национального праздника архитектуры приняли участие президент Союза архитекторов России Андрей Боков, почетный президент союза Юрий Гнедовский, заместитель министра Минрегионразвития Константин Королевский, сенатор Олег Толкачев, заместитель генерального директора Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства Андрей Шишкин, президент Союза художников Андрей Ковальчук, первый вице-президент РААСН Вячеслав Ильичев, член руководящего Совета МСА Андрей Кафтанов, генеральный координатор Оргкомитета Всемирного конгресса МСА "Токио-2011" Джордж Кунихиро, президент МААМ в Москве Юрий Платонов, председатель СА Республики Таджикистан Бахрам Юсупов. Свои приветствия участникам фестиваля "Зодчество" направили Президент РФ Дмитрий Медведев и министр Минрегионразвития Виктор Басаргин.

Большая часть экспозиции фестиваля размещалась внутри больших белых кубов - павильонов, выстроенных в два ряда. На внешней стороне каждого красовалось по гигантской красной букве, составляющих с одной стороны слово "нужное", а с другой - "Татлин". Хочется отметить, что новый формат павильонов, предложенных для фестиваля в прошлом году Юрием Аввакумовым, позволил интерьеру "Манежа" раскрыться и заиграть, в нем стало много дневного света, а экспозиции, размещенные внутри, стали более изысканно оформлены.

Так, павильон Петербурга, демонстрирующий стратегию развития города, раскрыл смысл благодаря декоративному приему, натянув между схематичной картой города и стенами множество черных бечевок, которые, вероятно, призваны были символизировать множественные и перекрестные связи между понятиями и реальностью: концы веревок крепятся на стенах к различным терминам - "экологическая культура", "регулирование", "доступность" и другим. В противовес этому чисто дизайнерскому подходу павильон Москвы был оформлен вполне традиционно: его стены украшали проекты, в полной мере отвечающие требованиям "нужности". На стендах павильона "Москва" были представлены материалы Генерального плана города Москвы до 2025 года (ГУП "НИиПИ Генплана города Москвы"), комплексное благоустройство территории Марфо-Мариинской обители (ГУП "Моспроект-3"), проекты "Народных гаражей" (ОАО "Моспроект") и ряд других объектов.

Павильон " Россия " был занят экспозицией Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Его посетители могли ознакомиться с работами участников Второго открытого публичного конкурса на лучший архитектурный проект малоэтажного энергоэффективного жилища экономического класса "Дом XXI века", а также с проектами-победителями первого конкурса, прошедшего в 2009 году.

В павильоне Краснодарского края были представлены макеты инвестиционного потенциала Черноморского побережья, архитектурно-планировочной концепции развития территории агрофирмы "Кавказ" вблизи Анапы, а также схема территориальной планировки края. В павильоне "Регионы" разместились экспозиции Хабаровского края, НП ГАП (СРО), Карачаево-Черкесской Республики, Самары, Самарской и Челябинской областей. В павильоне "Градоустройство" были собраны вместе планы больших территорий с малопонятными для непосвященных обозначениями. Для того, чтобы донести их значение до членов жюри и всех присутствующих, в павильоне был размещен конференц-зал для представления проектов, которые претендуют на новую, учрежденную в этом году градостроительную премию фестиваля.

Международный опыт на нынешнем "Зодчестве" представлял павильон United States - результат сотрудничества САР и AIA. Профессиональное общение обеспечивал павильон под названием " Прессцентр СА " , где выступали авторы проектов-претендентов на высшую награду фестиваля - "Хрустальный Дедал".

Интересная экспозиция красовалась на стенде производственно строительной фирмы "Грантстрой" (генеральный директор - Гамлет Аракелян), которую Европейская ассоциация промышленности и строительства в Париже наградила золотой медалью SPI за разработку технологии "Экобетон". В столице "Грантстрой" принял участие в реконструкции Большого театра, где были выполнены работы по устройству железобетонной наклонной тонкостенной крыши театра с применением технологии "Экобетон", а также сводов из фибробетона на имитирующей опалубке. На объекте многофункционального делового комплекса "Федерация Москва-Сити" проведено усиление центрального ядра железобетонной конструкции с применением модифицированного бетона марки В-80.

Актуальность (а как еще следует воспринимать термин " нужное " ? ) фестиваля выразилась и в его тематической направленности. Вопреки многим заявленным темам все вопросы так или иначе касались проблем Москвы и плодов деятельности московских архитекторов и градостроителей, зачастую весьма горьких. А могло ли быть иначе - ведь именно в дни фестиваля произошло выдвижение на пост мэра столицы кандидатуры Сергея Собянина, именно в дни фестиваля на градостроительную политику столицы обрушился шквал критики.

Открывая фестиваль, Андрей Боков отметил, что фестиваль проходит в непростое время, однако расхожее мнение, что время перемен - это печальное время, не всегда верно. "Это прежде всего время надежд, и мы с надеждой смотрим в будущее, - заявил Боков. - Мы надеемся, что события, свидетелями которых мы являемся, связаны с изменением положения архитектора в обществе, повышением внимания властей к тому, чем мы занимаемся, связаны с тем, что наш город, наша страна, окружающий нас мир станут более благоустроенными, красивыми и радостными".

Значился в программе фестиваля и традиционный День Москвы. Первые " официальные лица " города на торжественной церемонии его открытия отсутствовали. Не было и главного архитектора города, председателя Москомархитектуры Александра Кузьмина. Участие в нем приняли президент СМА Виктор Логвинов, первый заместитель главного архитектора Москвы Юрий Григорьев, президент САР Андрей Боков. В ходе последующей конференции они затронули наиболее волнующие архитекторов и москвичей вопросы. Одной из главных проблем остается отлучение от градостроительного развития столицы квалифицированных специалистов. Впрочем, эту проблему вряд ли можно назвать московской. У нее поистине всероссийский масштаб. Виктор Логвинов с грустью констатировал, что действительность доказывает правоту предсказанной кем-то еще в годы перестройки альтернативы " Будущее России зависит от того, кто кого победит - бюрократ профессионала или наоборот " и что развитие страны свидетельствует о полной победе бюрократии. " Архитектор в значительной степени влияет на происходящее на пространстве Отечества, - вместе с тем отметил Боков. - Мы ответственны за то, каким город видится миру. Последние дни показали, что профессиональное сообщество в полной мере делит ответственность за все, что происходит. Самой актуальной становится задача превращения Москвы из города для инвесторов в город для людей, которые в нем живут. Вместе с изменением мировоззрения изменятся и подходы к городу". Григорьев напомнил об идеологической роли архитектуры, воплощать которую призван строительный комплекс страны. А также о том, что конечной целью всех профессиональных дискуссий должна быть прежде всего забота о москвичах, а не о профессиональном цехе.

Почетной награды Москомархитектуры - "Архитектурной совы" - был удостоен проект дошкольного образовательного учреждения на Самаркандском бульваре, разработанный МНИИТЭП.

Как всегда, красочно и громогласно прошло представление Молодежным объединением СМА в рамках Дня Москвы международных молодежных архитектурных фестивалей " Города " и " АрхКузница " . Целью фестиваля " АрхКузница " , который прошел в Ульяновске в августе, было выполнение кузнечными мастерами арт-объектов, разработанных архитекторами городов России и других стран. Основная задача - создание и продвижение общими усилиями металлической скульптуры в духе мастеров ХХ века. Итогом совместного творчества стали 12 работ, выполненных в содружестве архитекторов и кузнецов, открывших новые грани своей профессии.

Прошедший фестиваль по сравнению с предшествующими, пожалуй, можно считать наиболее насыщенным различными мероприятиями, которые одновременно проходили на разных площадках - в Манеже, Центральном Доме архитектора, Союзе архитекторов России, Московском архитектурном институте.

Более того, расширились и временные рамки фестиваля. Так, уже 14 октября, накануне официального открытия, состоялись конференция "Города и системы", организованная РААСН, и заседание жюри смотра конкурса "Градоустройство". В дни работы фестиваля также проходили заседание Совета главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований, фестиваль ландшафтной архитектуры и Международная выставка конкурс Международной ассоциации Союзов архитекторов стран СНГ.

Состоялось несколько мастер-классов, в ходе которых опытом своей деятельности поделились Сергей Шамарин (Пермь), Сергей Скуратов (Москва), Николай Туманин (Нижний Новгород) и Николай Лызлов (Москва). Большой интерес вызвала презентация архитектурного проекта "Фабрика Россия", созданного под эгидой Министерства культуры специально для экспозиции павильона России на XII Архитектурной биеннале в Венеции. В его основе лежит оригинальная архитектурноградостроительная методика возрождения пришедших в упадок небольших российских городов, обладающих историческим, культурным и промышленным наследием, при помощи трансформации старых индустриальных построек в городе Вышний Волочек в городскую среду. Свои работы в рамках проекта представили ведущие российские архитекторы Сергей Скуратов, Никита Явейн, Владимир Плоткин, Евгений Герасимов, Сергей Кузнецов.

Участники и гости фестиваля могли ознакомиться с итогами архитектурного конкурса " Нанотехнологии в строительстве - архитектурный заказ " . По мнению организаторов конкурса, применяемые сегодня в строительстве нанотехнологии в большинстве своем не являются прорывными. Перед участниками конкурса стояла задача сформулировать архитектурный заказ нанотехнологической отрасли на новые стройматериалы.

Шли заседания за "круглым столом" по самым разным темам: "Социальное жилье " , " Архитектура и природа", "Реновация территории Зарядья" и ряд других. В день открытия, в частности, собравшиеся обсуждали будущее Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева. Какова должна быть роль музея в развитии отечественной культуры? Каким должен быть идеальный музей архитектуры XXI века? На эти и другие вопросы пытались найти ответ архитекторы, музейщики, журналисты, художники и писатели.

 Юрий Григорян впервые продемонстрировал проект реконструкции музея, который, в частности, предполагает строительство нового здания депозитария в соседнем дворе по Староваганьковскому переулку.

Большой интерес участники и гости фестиваля проявили к заседанию Совета СА России по архитектуре, градостроительству и территориальному планированию, наследию на тему " Проблемы центров исторических в развивающихся городах". В ходе заседания под председательством Юрия Гнедовского, в котором приняли участие Александр Стрельников, Ирина Маркина, Максим Перов, Никита Шангин, Сергей Скуратов, Владилен Красильников, Михаил Момошин и многие другие, поднимались вопросы совершенствования транспортной инфраструктуры, необходимости перехода от сохранения отдельных памятников к закреплению статуса охраняемых памятников за целыми кварталами.

Но самым острым было обсуждение проблем взаимоотношений профессиональных архитекторов и власти. Звучали крайне резкие оценки деятельности руководства Москомархитектуры. Присутствующие вдруг озаботились тем, что Совет по архитектуре и ЭКОС существуют " при " мэре и главном архитекторе Москвы, хотя должны бы были им оппонировать. Конечно, это ненормальное положение, когда главный архитектор города связан по рукам и ногам и ничего не может возразить. "Мы слишком углубились в московскую проблематику на фестивале, - отметил Юрий Гнедовский, - хотя, конечно, Союз московских архитекторов объединяет почти половину архитекторов России. Наша цель - изменить формы взаимоотношений профессионалов и общественности, тех, кто пытается защищать старую Москву, и тех, кто строит и проектирует. Слава богу, что наступило время, когда мы можем надеяться на то, что предложения, исходящие от общественных организаций, будут услышаны." Активно участвовали в работе фестиваля зарубежные гости. Так, презентацию всемирного конгресса МСА " Токио-2011 " провел генеральный координатор Оргкомитета конгресса Джордж Кунихиро (Япония). С лекцией "Архитектура времени" выступил генеральный директор, архитектор компании Nikken Sekkei в Объединенных Арабских Эмиратах Фади Джабри, который поделился последними достижениями устойчивой архитектуры в Японии, включая уникальную технологию Bioskin, примененную для фасада нового здания головного офиса Sony, а также примерами редевелопмента околостационарных пространств в Токио. Но наибольший интерес гостей фестиваля привлекла лекция " Архитектура Питера Прана и NBBJ " , прочитанная Праном (США). Конференц-зал был забит до предела желающими ознакомиться с последними тенденциями развития американской архитектуры.

Фестиваль " Зодчество " традиционно становится площадкой для плодотворного общения архитекторов стран СНГ. В дни фестиваля состоялась торжественная церемония подписания договора между Союзами архитекторов России и Таджикистана, в соответствии с которым в практику их работы войдут проведение Дней архитектуры, регулярный обмен информацией, признание членства в Союзе архитекторов при переезде в республику, право на работу и другое. Осталось немногое - дополнить письменные договоренности реальным содержанием.

Но, конечно, самой насыщенной была конкурсная программа фестиваля, итоги которой подводились в день его закрытия. В торжественной обстановке, на подиуме основного зала Манежа, первыми были награждены лауреаты Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре и садово-парковому искусству. Состоялось вручение дипломов Российской академии художеств, Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, МААМ в Москве, МАСА. Были подведены итоги конкурса выставочных экспозиций СРО, конкурса кураторов, итоги работы выставки строительных и коммерческих фирм.

Но наибольшее внимание, конечно, было приковано к лауреатам традиционных смотров-конкурсов фестиваля "Зодчество".

В конкурсе молодых архитекторов стран СНГ на тему "Локальная утопия в глобальной дистопии" победу одержал Максим Батаев. В конкурсе "Творчество студентов архитектурных вузов и колледжей " победителем стал В. Шевелев, представляющий Воронежский государственный архитектурно-строительный университет. Лучшей статьей об архитектуре и архитекторах стала серия статей "Архитектурное наследие юга России" О. С. Субботина. Лучшим фильмом об архитектуре и архитекторах был признан фильм "Владикавказ", представленный Северо-Осетинской общественной организацией САР. В смотре-конкурсе "Детское архитектурно-художественное творчество" особо была отмечена композиция "Стрекоза", созданная учениками студии из Казани, - она получила награду Фонда Якова Чернихова. Впервые в этом конкурсе участвовали юные кровельщики из Воронежа, самостоятельно покрывшие несколько храмовых куполов.

В смотре конкурсе " Архитектура и градостроительство регионов и городов России " победу одержал Хабаровский край. Как отмечали члены жюри конкурса, несмотря на то, что число участников значительно снизилось, общий уровень работ и желание их авторов следовать девизу фестиваля не могли не радовать.

 В Хабаровском крае, где растут инвестиции, градостроителям удалось вычленить самое необходимое, поставив первоочередные задачи для гармонизации среды.

Среди творческих архитектурных коллективов и мастерских (в конкурсе участвовали 22 мастерские и 20 институтов) золото завоевали Моспроект-4 и СРО НП ГАРХИ.

Из числа архитектурных произведений 2008-2010 годов в разделе " Проекты " победил проект второй очереди ФГУК " Государственный музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского" (Калуга), представленный "ВоронежПроектом". В разделе "Постройки" победителями стали несколько проектов: Центр международной торговли, 1-я очередь строительства (Нижний Новгород) - "Архстрой", гостиничный комплекс "Новый Петергоф" - "Студия 44" ( СанктПетербург) и Центр особо охраняемых природных территорий Экоцентр " НувиАт " ( Белоярский, ХМАО) - "Сити-Арх".

С именем Сергея Киселева была связана премия для архитектурных мастерских " за репутацию " , впервые врученная на "Зодчестве" бюро "Остоженка".

На конкурсе " Градоустройство " победители определились по пяти номинациям. Но это был конкурс не выставленных работ, а презентаций. Впервые квалифицированное жюри в течение трех дней выслушивало презентации авторов, которые рассказали о своих работах в области схем территориального планирования, генпланов, проектов планировки территорий, правилах землепользования и застройки, публикаций. Это был очень интересный опыт, и на него откликнулись многие.

В числе золотых призеров - Гипрогор, разработавший стратегию территориального планирования и градостроительного развития Забайкальского края с учетом условий особого периода 2009-2012, АПМ В. М. Кипчатовой, выполнившая генплан муниципального образования города Новороссийска, авторский коллектив Иркутскгражданпроекта под руководством Андрея Макарова за работу " Регенерация исторического квартала "№" 130 в Иркутске", а также другие.

Главный приз фестиваля - Российская национальная премия "Хрустальный Дедал " - в этом году впервые вручался в области градоустройства. Обладателем премии стал авторский коллектив Иркутскгражданпроекта.

Этот квартал состоит почти целиком из деревянных домов - памятников архитектуры, часть из которых будет реконструирована, а часть сложена из бревен заново "в прежних формах". При этом квартал предполагается дополнить амфитеатром, множеством общественных зон и надземными переходами.

Проблемы Иркутска типичны для многих городов. Прежде всего это большое количество аварийного деревянного жилища, практически трущобы без воды и канализации, точечная застройка последних лет, резкое сокращение общественных пространств в результате вакханалии землеотводов, историческая среда, не являющаяся объектом заботы и восстановления.

 - Над этим проектом мы работали около года, - рассказала член авторского коллектива Елена Григорьева. - Сначала у нас была просто идея, потом она превратилась в концепцию, затем - в проект планировки. Сейчас уже идет разработка конкретных фрагментов конкретных домов, мы готовим рабочую документацию.

Честно признаюсь, что за деревянное наследие города мы боролись много лет. Но политическая воля к сохранению исторических кварталов проявилась только летом прошлого года, и исходила она от нового губернатора Дмитрия Мезенцева. Именно поэтому он включен в наш авторский коллектив как автор идеи. Конечно, без нас, архитекторов, этот проект бы не состоялся, но без политической воли на месте этих домиков, скорее всего, уже был бы плац, все было бы снесено. С финансированием проекта существует определенная ясность.

Гораздо более серьезные проблемы намечаются в плане организационном. И все же мы очень верим в победу. Мы надеемся, что такая высокая оценка, как Российская национальная премия, поможет нам довести то, что мы начали, до конца и воплотить этот проект в реальность.

Российскую национальную премию в области архитектуры большое жюри фестиваля в этом году решило не присуждать. Видимо, достойных архитектурных произведений 2008-2010 годов не было обнаружено. Вторым Гран-при фестиваля "Зодчество" следует считать новую премию "Татлин", учрежденную в этом году для награждения лучшего проекта. Этот приз в виде стилизованной башни III Интернационала был вручен мастерской "Сергей Киселев и партнеры" за проект торгового пассажа в Севастополе.

Очень хотелось бы верить, что фестиваль "Зодчество" на поверку окажется не только достоверной картиной отечественного архитектурного поля, но и своеобразной стартовой площадкой для его дальнейшего развития.
Комментарии
comments powered by HyperComments