Город наших надежд. В Саратове пока строят больше «квадратных метров», чем красивых зданий
- Архитектура
- Объект
информация:
-
где:
Россия. Саратов -
тема:
SOS. Архитектурное наследие
Очередной День города Саратов встретил с ярким архитектурным прошлым, интересным, но мутным настоящим и туманным будущим. Как город может совершенствовать свой облик, чтобы сохранить все лучшее и при этом быть современным, обращая себе на пользу все модные и актуальные тенденции?
Как уже писала наша газета, основываясь на мнениях местных экспертов, архитектурный стиль сегодняшнего Саратова, новостроек последнего десятилетия пока слабо поддается идентификации. Ярко выраженного стиля нет или он таков, что пока не может быть как-то классифицирован или назван. Одна из причин - отсутствие у создателей понимания (или, что еще хуже, игнорирование) простого факта: каждое здание создает облик того города, в котором мы живем.
Оглянитесь назад: предприниматели дореволюционной поры, удовлетворяя свои банальные коммерческие («шкурные», как сказали бы некоторые) интересы, тем не менее, выстроили здания, которые не только до сих пор востребованы, но и создают то самое «лицо города». Особняки саратовских купцов до сих пор не стыдно использовать под представительские нужды. Дом П. П. Шмидта на Радищева до последнего времени был Домом работников просвещения, особняк Ивана Шмидта на Волжской - ныне Дом официальных делегаций правительства, особняк И. Э. Бореля - городской ЗАГС. Здание бывшего торгового дома Борелей на улице Горького, где также располагался Северный банк, с отделанным глазурованным кирпичом фасадом, служит корпусом Академии права. В торговом доме А.И. Бендера не посчитали зазорным разместить администрацию города. В бывшем коммерческом училище, в здании на Советской, по-прежнему учат студентов. В отделении государственного банка, открывшемся еще в июле 1864 года, до сих пор работает областное управление Центрального банка РФ.
А что создано и строится саратовскими предпринимателями сегодня? Каким город станет завтра? В планах и проектах можно увидеть высотки и иные здания некоего обобщенно «современного» стиля. Особого полета фантазии и архитектурных изысков не много. Зато хватает жилых прямоугольных коробок, украшенных, в лучшем случае, приевшимися арками, разными конфигурациями застекленных лоджий и неизбежными, похоже, для наших мест «башенками». При взгляде на такие проекты возникает только одно ощущение: скукота.
По проектам будущих офисных и торговых комплексов тоже немало вопросов. Высокий атриум из алюминиевых витражных конструкций, возможно, и хорош сам по себе. Но насколько органично планируемое семиэтажное здание группы WDB будет смотреться в самом центре города? На фоне такого большого строения может потеряться даже здание почтамта, не говоря уже про небольшие особняки. Наличие же в двух шагах здания нового ТЮЗа и уже построенного делового центра «Столыпин» может создать в итоге такую мешанину, что не видно толком будет ничего. «Беда наших архитекторов - это плохая реакция на окружение», - считают эксперты. И как с ними не согласиться, глядя на строящийся торговый центр за цирком, на фоне которого купол последнего уже потерялся? Подобных примеров, увы, немало.
«ЗЕЛЕНЫЕ» СОКРОВИЩА
Некоторые специалисты убеждены, что город уже утратил свой исторический центр. Что делать, чтобы не растратить то немногое, что еще осталось? Один из путей - это снос, а затем воссоздание старых зданий в прежнем облике, но с применением новых материалов и технологий, как это было сделано в случае с галереей «Каштан». Пока это, увы, не распространенная ситуация в нашем городе. И она характеризует местный строительный бизнес и власть (которая таким проектам должна бы, по идее, всячески способствовать) не лучшим образом.
Между тем, в современных условиях такая практика имеет для Саратова большое количество плюсов. Во-первых, в городе масса зданий, которые необходимо сберечь для потомков. Во-вторых, это направление в последние годы становится все более модным и актуальным во всем мире. Речь идет об «экологическом мышлении», которое уже считается в развитых странах хорошим тоном. Суть его заключается в том, что старые сооружения разбираются вручную, чтобы по возможности сохранить материал, из которого они сделаны. Посмотрите русские версии ведущих архитектурных журналов мира. Обязательно встретите пример вроде того, как некая семья купила развалюху на Манхэттене в Нью-Йорке, к которой до этого мало кто и подходил. Дом был разобран «до основанья», а затем владельцы с большим удовольствием оставили все, что сохранилось в приличном состоянии. К примеру, старинные дубовые полы и девять каминов восемнадцатого века. В других случаях можно встретить бетон с добавлением золы, обивку из красного дерева от старых винных бочонков, дерево, срубленное с учетом экологических требований, и многое другое.
Эксперты указывают, что очень немногие из принципов, заложенных в основу экологического строительства, являются действительно новыми. Рекомендации специалистов могут показаться банальными: улучшайте жилища вместо того, чтобы их сносить; максимально используйте вторичные материалы; стройте с использованием местных материалов. Могут быть использованы эти принципы в Саратове? Конечно, да.
Разумеется, подобное восстановление старых зданий недешево. И востребовано за рубежом в первую очередь среди состоятельных и успешных людей. Но кому как не им и в нашем городе продавать бережно реконструированные дома, особенно в историческом центре?! Кроме сохранения облика города, Саратов в этом случае получает еще и возможность стать не провинциальным областным центром, постоянно пытающимся «догнать» столицы, а современным городом, существующим в духе общемировых тенденций.
Да и вообще, не стоит пытаться «изобретать велосипед». В мире полно опробованных успешных идей и способов создания современной городской среды, которая не будет вызывать отторжения у жителей и позволит избежать критики тех, кто ратует за сохранение старого. Строителям и власти нужно как можно шире «открывать глаза» и пытаться брать все лучшее у окружающего мира. К примеру, в Европе регулярно проходит конкурс Europan-8. Причем ориентирован он не на отвлеченные творческие идеи, а на реальное масштабное строительство. В качестве конкурсного задания участники получают пустыри, бывшие промзоны или просто давно заброшенные жилые районы. То есть конкретные проблемные территории, которые нуждаются в срочной архитектурно-планировочной реабилитации. Каждый проект-победитель гарантированно реализуется, причем при самом непосредственном участии авторов. В итоге архитекторам - слава, радость и заказ, а подопытному городу или поселку - готовое градостроительное решение высокого качества. В конкурсе Europan-8 начали участвовать и российские архитекторы. В Саратове таких «проблемных территорий» не счесть. Почему бы не начать с самого малого и не попытаться хотя бы одну из них привести в порядок сходным образом? Кто мешает привлечь творческие силы города, хотя бы «по принципу Тома Сойера», чтобы как-то оживить пригороды и «спальные районы», где у нас, как и во всем мире, сконцентрирован самый тоскливый архитектурный дизайн?
ТРУДНО БЫТЬ ГОРОДОМ
Как показывает мировая практика, в деле преображения городов не так уж много невозможного. Целые районы в разных точках земного шара в короткое время становятся модными и получают новую жизнь после того, как там создаются условия для массового претворения в жизнь идей творческих личностей.
Если те, от кого зависит облик будущего Саратова, хотят, чтобы город имел современное лицо, то они не могут позволить себе кого-то копировать. Философия бизнеса в наше время проста: ты или особенный, или никакой. Стань неповторимым и уникальным или умри. Тот же принцип становится актуальным и для больших систем, включая города и целые регионы. В развивающийся город, где ценят прошлое и создают неповторимое настоящее, придут и инвестиции, и люди. Из безликого «населенного пункта» убегают и деньги, и люди, и идеи. Наш город - все еще особенный. Сохранить его таким - общая задача.
Слава Богу, многие из тех, что живут в Саратове, несмотря на оголтелые призывы «Сделаем Саратов столицей...» давно и отчетливо осознали, что даже столицей Приволжского округа стать для нашего города теперь - сверхзадача. Да, заказчики, строители и большинство земляков пока не готовы к куполам из золотой сетки и закрученным вокруг своей оси небоскребам. В наших краях долгая и нудная зима, много снега и жадные чиновники. И потребности у Саратова все еще простые и очень банальные, нам нужно много жилья и просто нормальных «контор» - современных офисов.
Но все это, однако, не означает, что в Саратове нужно тупо строить «квадратные метры». Каждый строитель, архитектор, проектировщик, владелец строительной компании должен осознать, что в результате его деятельности получаются здания, которые будут определять облик города, его лицо многие, многие десятилетия. И всем им, возможно, следует почаще вспоминать известное латинское изречение, которое счел нужным процитировать в своей речи первый лауреат Притцкеровской премии - самой престижной архитектурной премии мира - Филипп Джонсон в 1979 году. Ars longa, vita brevis - жизнь коротка, искусство вечно. Оно актуально и для нас. Даже если здания строятся «не навечно», и речь идет о провинциальном городе, которому не стать столицей Поволжья.