RSS
22.09.2010

Зодчество-2010. Кураторский манифест

  • Репортаж
  • фестиваль

информация:

Лозунг Владимира Татлина 1923 года «Не к новому, не к старому, а к нужному» – девиз фестиваля «Зодчество-2010».

У татлинской «Группы объединения новых течений в искусстве» был и другой лозунг: «Не к левому, не к правому, а к нужному». Если оппозиция старого и нового определяла местонахождение нужного в вертикальной оси координат, то правого и левого – в горизонтальной. В революционное для мировой
культуры время в этой точке естественным образом скрещивались искусство и жизнь. Нужное – необходимое, потребное, то без чего нельзя в жизни обойтись. Татлин проектировал одежду, сани, стулья, посуду и летательный аппарат. Каждая вещь из перечисленного несла в себе отпечаток тела человека.
Нужное отличается от полезного, потому что в первом отсутствует прибавочная стоимость второго. В триаде «польза–прочность–красота» нужное – квинтэссенция утилитарного, определяющая параметры конструктивного и очертания образного.

Нужное отличается от полезного, потому что в первом отсутствует прибавочная стоимость второго. В триаде «польза–прочность - красота» нужное – квинтэссенция утилитарного, определяющая параметры конструктивного и очертания образного. Нужное – персональная категория – одному нужна яхта, а другому лодка, хотя понятно, что тот, кому нужна яхта, не испытывает нужды. То же относится к виллам и малогабаритному жилью, закрытым оранжереям и публичным паркам, музеям и детским площадкам. Нужное – категория общественная – спартанское резко отличается от сибаритского как на государственном, так и на культурном уровнях. Государственный заказ на модернизацию, поддержанный гражданским обществом, способен стать явлением национальной культуры. Нужное в архитектуре – как необходимое и достаточное в логике, обусловливается желанием заказчика и возможностью архитектора. У заказчика есть свои границы возможностей, как и у архитекторов – пределы амбиций.

28 декабря 2010 года (16 декабря по старому стилю) исполняется 125 лет со дня рождения великого русского художника Владимира Евграфовича Татлина, автора одного из самых известных модернистских проектов XX века – Памятника III Интернационалу, архитектурной спирали, устремленной в небо.
Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты: