05.04.2010
Анастасия Петракова //
Рабочий путь, 31.03.2010
Храм духа в Талашкине взывает о помощи
- Наследие
15 апреля мировая общественность отметит 75-летие Пакта "О защите культурных ценностей на случай военных конфликтов", ратифицированный 19 странами мира в 1935 году. Его автором является Н.К. Рерих, с чьим именем связаны многие начинания княгини Тенишевой в Талашкине.
Николай Константинович Рерих выражал активный гражданский протест по поводу разрушения сталинским режимом православных храмов в 30-х годах – Храма Христа Спасителя, Симонова монастыря, Спаса на Бору.
27 декабря 1931 года во всех храмах Нью-Йорка, а затем и в других церквях Европы, Америки и Азии было прочитано его обращение, призывающее к спасению гибнущего культурного наследия.
Велико было бы удивление Рериха, узнай он, что вовсе не заморскими врагами и войнами, а в мирное время попустительством и равнодушием наследников культурного богатства совершается тот вандализм, который мы наблюдаем на примере Церкви Сошествия Святого Духа, уникального памятника архитектуры и искусства, имеющего всемирную известность…
Весь мир озабочен спасением «Спаса»
В конце прошлого года представители общественности Смоленской области в очередной раз подняли вопрос о реставрации разрушающегося памятника культуры в поселке Талашкино – Церкви Сошествия Святого Духа (1902-1905 г.г.), возведенного по проекту художника С.В. Малютина, археолога, собирателя народного искусства И.Ф. Барщевского и княгини М.К. Тенишевой.
К смолянам, обеспокоенным судьбой храма, подключился весь мир. Катализатором, взорвавшим мировую общественность, стало письмо неравнодушного человека, представителя смоленской интеллигенции Михаила Позднякова, адресованное Президенту России Дмитрию Медведеву и председателю Правительства РФ Владимиру Путину. Письмо – крик о помощи, попытка привлечь внимание к необходимости принятия экстренных мер по спасению Церкви Сошествия Святого Духа. 27 января письмо с подписями в защиту храма и фотографиями, свидетельствующими о крайне плачевном состоянии памятника архитектуры, было размещено на сайтах в Интернете. В результате – огромный общественный резонанс!
Активистами из разных городов России и зарубежья было собрано более 2 тысяч подписей в поддержку Талашкинской жемчужины. Люди разных профессий: служащие, рабочие, врачи, педагоги, творческая интеллигенция, ученые (Новосибирская Академия наук), кинодеятели, космонавты (А.Н. Баландин), спортсмены (заслуженный тренер России Вячеслав Фетисов), - их всех объединила идея возрождения Храма Духа. Письма пришли не только из России, но и из-за рубежа – Америки (Нью-Йорк), Германии (Вольфсбург), Литвы (Рига, Юрмала), Казахстана (Степаногорск), Украины (Львов, Симферополь, Керчь), что говорит о большом интересе к Храму Духа и глубокой обеспокоенностью его состоянием. В защиту Храма Духа выступили все музейные работники Одессы!
Стоит ли еще раз напоминать о том, насколько высока художественная ценность этого историко-культурного памятника русской старины? Несмотря на то, что Храм Духа в Талашкине не единственный в своем роде культовый объект, к которому приложил свое мастерство Н.К. Рерих (ему довелось украшать шесть храмов), но своей неканоничностью исполнения храм в Талашкине занимает особое место.
Вот как пишет об этом сам Николай Константинович: «…Приходилось представлять на благословение Иерархов и эскизы стенописи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, и иконостас Пермского монастыря, и мозаики для Шлиссельбурга, и роспись во Пскове… Когда задумывался храм Святого Духа в Талашкине, на алтарной апсиде предположилось изображение Владычицы Небесной. Помню, как произошли некоторые возражения, но именно доказательство Киевской «Нерушимой Стены» прекратило ненужные словопрения».
Справка «РП»
Роспись внутренних стен храма и мозаика «Спаса Нерукотворного» на его портале в 1910-1912 годах принадлежит великому русскому художнику, мыслителю, общественному деятелю - Н.К. Рериху. По его эскизам над созданием «Спаса нерукотворного» работал и выдающийся мозаичист В.А. Фролов. Образ «Спаса Нерукотворного» - одно из самых ярких и значительных религиозных творений того времени, единственная работа из мозаичных произведений Рериха в России.
Центральное место храма, алтарь, венчало изображение Царицы Небесной - единственный в своем роде образ, созданный Рерихом в Храме Святого Духа. «Характер внутренней росписи композиции «Царица небесная» отличался сложной философской глубиной, - утверждает директор Одесского дома-музея имени Н.К. Рериха Елена Петренко. – Подобная художественная интерпретация не встречалась ни в одном (!) из православных храмов мира».
Руины былого величия
К сожалению, уникальные фрески Рериха уже можно считать погибшими из-за небрежного к ним отношения. Храм производит удручающее впечатление.
Еще в 1984 году Святослав Николаевич, младший сын Н.К. Рериха, на встрече с представителями интеллигенции в Москве говорил, что «потеря фресок в церкви Талашкино – это страшная трагедия», и просил найти оригинальные эскизы, чтобы восстановить роспись. Ни эскизы, ни средства, необходимые для реставрации, так и не были найдены.
Современные технологии, профессиональные реставраторы смогли бы исправить ошибки прошлого и восстановить храм в его первозданном виде, сделав его местом паломничества не только российских, но и иностранных туристов, что, в конечном итоге, может принести и финансовую прибыль. Многие туристы проявляют к храму большой интерес и хотят заглянуть внутрь, чтобы посмотреть на всемирно известные росписи. Сейчас, если бы они смогли это сделать, любопытных туристов ждало бы величайшее разочарование.
От былого величия остались руины, да горькие слова из статьи Николая Константиновича «Берегите старину». Как будто о нашем времени он написал в ней: «И так понемногу, в тишине, громится духовное богатство Руси. Незаметно разгромляется то, что было когда-то нужно, все то, что составляло действительно богатство народа».
До духовных высот храма реставраторы не добрались?
Два года назад, в интервью журналисту «РП» директор Смоленского государственного музея-заповедника Надежда Волосенкова рассказала о планах подготовки имения к празднованию юбилея княгини Тенишевой и предполагаемой реконструкции в связи с этой значимой вехой истории. Упоминалось и планируемое выделение средств из областного бюджета.
Прошло два года, но, если судить по состоянию храма, то до его духовных высот запланированные работы так и не дошли. Совсем не в праздничном обличии храм готов встретить столетие: поливная черепица на крыше расколота и разбита, зияющие провалы окон, амбарный замок на дверях, осыпающаяся мозаика снаружи храма. О его внутреннем состоянии можно только догадываться, и вряд ли Храм может служить сегодня обителью Святого Духа. А ведь он должен был стать венцом всех Тенишевских культурных замыслов и построений в Талашкине! Как писала сама Мария Клавдиевна, «хотелось дело любви – школу - увенчать неугасимой лампадой – церковью, хотелось, чтобы десница Господня с вершины этой горы из века в век благословляла создание любви – народную школу».
Смоляне и общественные организации неоднократно обращались к руководству Смоленского государственного музея-заповедника с просьбой спасти главную жемчужину Тенишевской коллекции, но всегда получали один и тот же ответ: «Денег нет!»
Справедливости ради следует отметить, что государство уже затевало мероприятия по спасению Храма Духа. В 80-90-е годы была начата работа по комплексной реставрации объекта культурного наследия, разработана концепция использования храма как музейно-мемориального здания с установкой в крипте храма кенотафа Тенишевых. Специалисты института «Спецпроектреставрация» обмерили и обследовали здание и даже разработали эскизный проект реставрации.
Из официального ответа департамента по культуре Смоленской области: «Министерство культуры РФ выделило средства на восстановление мозаики «Спаса Нерукотворного» силами межобластного научно-реставрационного художественного управления (г.Москва)». Правда, нынешнее состояние мозаики «Спаса» красноречивей слов свидетельствует об обратном. Неужели за «реставрацию» сошло замазывание цементом тех участков панно, которые уже были утеряны?
- Из средств областного бюджета были профинансированы противоаварийные работы по крыльцам здания, - утверждает начальник департамента по культуре Смоленской области Ольга Чернова. – Благодаря волонтерам удалось очистить цоколь храма от лишайников и убрать внутренние помещения. Также были застеклены окна сложной конфигурации (Недолго же продержались стекла в оконных проемах, наверное, «бережливые» потомки-вандалы постарались, - Авт.). В дальнейшем предполагается создание экспозиции, рассказывающей об истории возникновения этого уникального объекта, а также контурное воссоздание утраченных росписей Рериха.
Кто в храме хозяин?
7 марта Михаил Поздняков получил копию ответа из Министерства культуры РФ на запрос из Новосибирска, в котором говорится: «В соответствии со ст. 9.1 ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» осуществление полномочий в области сохранения, использования и государственной охраны памятников истории и культуры федерального значения передано органам государственной власти субъектов РФ за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утвержден распоряжением Правительства России № 759-Р от 1 июня 2009 года. Указанный объект культурного наследия в данный перечень не входит».
Как и Смоленская крепостная стена и Гнездовские курганы, которые тоже почему-то в «Перечень отдельных объектов культурного наследия народов РФ федерального значения», размещенный на официальном сайте Росохранкультуры, … не вошли.
Так в чьей же собственности находится уникальный храм? Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области, возможно, окончательно развеяло все сомнения, подтвердив запрос общественных организаций, - «в федеральной». А это значит, что государственные люди – чиновники, в том числе и смоленские, призваны сохранять и приумножать народное достояние. Это дело их чести.
В том же ответе Минкультуры указывает, что Управление государственной охраны памятников истории и культуры Росохранкультуры уже обратилось в департамент по культуре Смоленской области с предложением принять меры к обеспечению законодательства об охране культурного наследия в отношении вышеуказанного памятника истории и культуры.
- Сегодня область не в состоянии выделить необходимые средства на восстановление столь сложного инженерно-строительного объекта, - признается Ольга Чернова. - Но мы делаем все возможное: так, в 2011 в целях сохранения Церкви Сошествия Святого Духа Смоленский государственный музей-заповедник направит заявки в Министерство культуры РФ на финансирование ремонтно-восстановительных работ в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011г.г.)». Как хочется верить, что эта заявка будет рассмотрена и профинансирована!
Защитники Храма Святого Духа убеждены:
- Огромный вклад, который внесла княгиня Тенишева в культурную сокровищницу, составляет лучшие страницы в истории Смоленска. Ведь именно благодаря Талашкину, наш город в начале прошлого века стяжал славу культурного центра. Памятник, чьей судьбой сегодня обеспокоен весь мир, расположен всего в восемнадцати километрах от областного центра. Нельзя проводить географическую границу между бесценными объектами культурного наследия!
Интеллигенция Смоленска, мировая общественность призывают губернатора Смоленской области Сергея Антуфьева, а также Министерство культуры РФ сделать все от них зависящее по реставрации Храма Духа и рассмотреть возможность включения данного памятника архитектуры в число объектов, подлежащих финансированию в преддверии празднования 1150-летия Смоленска. Значимость восстановления Церкви Сошествия Святого Духа будет по достоинству оценена современниками и последующими поколениями.
Сохраним и преумножим?
На Съезде народных депутатов в 1989 году академик Дмитрий Лихачев сокрушенно заметил: «… о крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствует состояние памятников культуры и истории». Может быть, у новой России хватит сил на Воскресение Духа? Тем более что лозунг партии «Единая Россия» на последнем съезде прозвучал именно так: «сохраним и преумножим!» По мнению смолян, спасение этого храма является реальной возможностью воплотить красивые слова в жизнь. Н.К. Рерих утверждал, что все эпохи расцвета начинались с ренессанса культуры. История всех времен и народов служит тому подтверждением. Только обращение к истинной культуре способно вывести нашу страну из духовно-нравственного кризиса и вновь сделать Россию великой державой.
P.S. 16 апреля в Центральном выставочном зале «Манеж» (Санкт-Петербург) в рамках Международного выставочного проекта откроется экспозиция «Рериховский век», на которой впервые наследие семьи Рерихов будет представлено как целостное явление российской и мировой культуры силами свыше 60 музеев и научных учреждений России и зарубежья.
Комментарии
comments powered by HyperComments
27 декабря 1931 года во всех храмах Нью-Йорка, а затем и в других церквях Европы, Америки и Азии было прочитано его обращение, призывающее к спасению гибнущего культурного наследия.
Велико было бы удивление Рериха, узнай он, что вовсе не заморскими врагами и войнами, а в мирное время попустительством и равнодушием наследников культурного богатства совершается тот вандализм, который мы наблюдаем на примере Церкви Сошествия Святого Духа, уникального памятника архитектуры и искусства, имеющего всемирную известность…
Весь мир озабочен спасением «Спаса»
В конце прошлого года представители общественности Смоленской области в очередной раз подняли вопрос о реставрации разрушающегося памятника культуры в поселке Талашкино – Церкви Сошествия Святого Духа (1902-1905 г.г.), возведенного по проекту художника С.В. Малютина, археолога, собирателя народного искусства И.Ф. Барщевского и княгини М.К. Тенишевой.
К смолянам, обеспокоенным судьбой храма, подключился весь мир. Катализатором, взорвавшим мировую общественность, стало письмо неравнодушного человека, представителя смоленской интеллигенции Михаила Позднякова, адресованное Президенту России Дмитрию Медведеву и председателю Правительства РФ Владимиру Путину. Письмо – крик о помощи, попытка привлечь внимание к необходимости принятия экстренных мер по спасению Церкви Сошествия Святого Духа. 27 января письмо с подписями в защиту храма и фотографиями, свидетельствующими о крайне плачевном состоянии памятника архитектуры, было размещено на сайтах в Интернете. В результате – огромный общественный резонанс!
Активистами из разных городов России и зарубежья было собрано более 2 тысяч подписей в поддержку Талашкинской жемчужины. Люди разных профессий: служащие, рабочие, врачи, педагоги, творческая интеллигенция, ученые (Новосибирская Академия наук), кинодеятели, космонавты (А.Н. Баландин), спортсмены (заслуженный тренер России Вячеслав Фетисов), - их всех объединила идея возрождения Храма Духа. Письма пришли не только из России, но и из-за рубежа – Америки (Нью-Йорк), Германии (Вольфсбург), Литвы (Рига, Юрмала), Казахстана (Степаногорск), Украины (Львов, Симферополь, Керчь), что говорит о большом интересе к Храму Духа и глубокой обеспокоенностью его состоянием. В защиту Храма Духа выступили все музейные работники Одессы!
Стоит ли еще раз напоминать о том, насколько высока художественная ценность этого историко-культурного памятника русской старины? Несмотря на то, что Храм Духа в Талашкине не единственный в своем роде культовый объект, к которому приложил свое мастерство Н.К. Рерих (ему довелось украшать шесть храмов), но своей неканоничностью исполнения храм в Талашкине занимает особое место.
Вот как пишет об этом сам Николай Константинович: «…Приходилось представлять на благословение Иерархов и эскизы стенописи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, и иконостас Пермского монастыря, и мозаики для Шлиссельбурга, и роспись во Пскове… Когда задумывался храм Святого Духа в Талашкине, на алтарной апсиде предположилось изображение Владычицы Небесной. Помню, как произошли некоторые возражения, но именно доказательство Киевской «Нерушимой Стены» прекратило ненужные словопрения».
Справка «РП»
Роспись внутренних стен храма и мозаика «Спаса Нерукотворного» на его портале в 1910-1912 годах принадлежит великому русскому художнику, мыслителю, общественному деятелю - Н.К. Рериху. По его эскизам над созданием «Спаса нерукотворного» работал и выдающийся мозаичист В.А. Фролов. Образ «Спаса Нерукотворного» - одно из самых ярких и значительных религиозных творений того времени, единственная работа из мозаичных произведений Рериха в России.
Центральное место храма, алтарь, венчало изображение Царицы Небесной - единственный в своем роде образ, созданный Рерихом в Храме Святого Духа. «Характер внутренней росписи композиции «Царица небесная» отличался сложной философской глубиной, - утверждает директор Одесского дома-музея имени Н.К. Рериха Елена Петренко. – Подобная художественная интерпретация не встречалась ни в одном (!) из православных храмов мира».
Руины былого величия
К сожалению, уникальные фрески Рериха уже можно считать погибшими из-за небрежного к ним отношения. Храм производит удручающее впечатление.
Еще в 1984 году Святослав Николаевич, младший сын Н.К. Рериха, на встрече с представителями интеллигенции в Москве говорил, что «потеря фресок в церкви Талашкино – это страшная трагедия», и просил найти оригинальные эскизы, чтобы восстановить роспись. Ни эскизы, ни средства, необходимые для реставрации, так и не были найдены.
Современные технологии, профессиональные реставраторы смогли бы исправить ошибки прошлого и восстановить храм в его первозданном виде, сделав его местом паломничества не только российских, но и иностранных туристов, что, в конечном итоге, может принести и финансовую прибыль. Многие туристы проявляют к храму большой интерес и хотят заглянуть внутрь, чтобы посмотреть на всемирно известные росписи. Сейчас, если бы они смогли это сделать, любопытных туристов ждало бы величайшее разочарование.
От былого величия остались руины, да горькие слова из статьи Николая Константиновича «Берегите старину». Как будто о нашем времени он написал в ней: «И так понемногу, в тишине, громится духовное богатство Руси. Незаметно разгромляется то, что было когда-то нужно, все то, что составляло действительно богатство народа».
До духовных высот храма реставраторы не добрались?
Два года назад, в интервью журналисту «РП» директор Смоленского государственного музея-заповедника Надежда Волосенкова рассказала о планах подготовки имения к празднованию юбилея княгини Тенишевой и предполагаемой реконструкции в связи с этой значимой вехой истории. Упоминалось и планируемое выделение средств из областного бюджета.
Прошло два года, но, если судить по состоянию храма, то до его духовных высот запланированные работы так и не дошли. Совсем не в праздничном обличии храм готов встретить столетие: поливная черепица на крыше расколота и разбита, зияющие провалы окон, амбарный замок на дверях, осыпающаяся мозаика снаружи храма. О его внутреннем состоянии можно только догадываться, и вряд ли Храм может служить сегодня обителью Святого Духа. А ведь он должен был стать венцом всех Тенишевских культурных замыслов и построений в Талашкине! Как писала сама Мария Клавдиевна, «хотелось дело любви – школу - увенчать неугасимой лампадой – церковью, хотелось, чтобы десница Господня с вершины этой горы из века в век благословляла создание любви – народную школу».
Смоляне и общественные организации неоднократно обращались к руководству Смоленского государственного музея-заповедника с просьбой спасти главную жемчужину Тенишевской коллекции, но всегда получали один и тот же ответ: «Денег нет!»
Справедливости ради следует отметить, что государство уже затевало мероприятия по спасению Храма Духа. В 80-90-е годы была начата работа по комплексной реставрации объекта культурного наследия, разработана концепция использования храма как музейно-мемориального здания с установкой в крипте храма кенотафа Тенишевых. Специалисты института «Спецпроектреставрация» обмерили и обследовали здание и даже разработали эскизный проект реставрации.
Из официального ответа департамента по культуре Смоленской области: «Министерство культуры РФ выделило средства на восстановление мозаики «Спаса Нерукотворного» силами межобластного научно-реставрационного художественного управления (г.Москва)». Правда, нынешнее состояние мозаики «Спаса» красноречивей слов свидетельствует об обратном. Неужели за «реставрацию» сошло замазывание цементом тех участков панно, которые уже были утеряны?
- Из средств областного бюджета были профинансированы противоаварийные работы по крыльцам здания, - утверждает начальник департамента по культуре Смоленской области Ольга Чернова. – Благодаря волонтерам удалось очистить цоколь храма от лишайников и убрать внутренние помещения. Также были застеклены окна сложной конфигурации (Недолго же продержались стекла в оконных проемах, наверное, «бережливые» потомки-вандалы постарались, - Авт.). В дальнейшем предполагается создание экспозиции, рассказывающей об истории возникновения этого уникального объекта, а также контурное воссоздание утраченных росписей Рериха.
Кто в храме хозяин?
7 марта Михаил Поздняков получил копию ответа из Министерства культуры РФ на запрос из Новосибирска, в котором говорится: «В соответствии со ст. 9.1 ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» осуществление полномочий в области сохранения, использования и государственной охраны памятников истории и культуры федерального значения передано органам государственной власти субъектов РФ за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утвержден распоряжением Правительства России № 759-Р от 1 июня 2009 года. Указанный объект культурного наследия в данный перечень не входит».
Как и Смоленская крепостная стена и Гнездовские курганы, которые тоже почему-то в «Перечень отдельных объектов культурного наследия народов РФ федерального значения», размещенный на официальном сайте Росохранкультуры, … не вошли.
Так в чьей же собственности находится уникальный храм? Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области, возможно, окончательно развеяло все сомнения, подтвердив запрос общественных организаций, - «в федеральной». А это значит, что государственные люди – чиновники, в том числе и смоленские, призваны сохранять и приумножать народное достояние. Это дело их чести.
В том же ответе Минкультуры указывает, что Управление государственной охраны памятников истории и культуры Росохранкультуры уже обратилось в департамент по культуре Смоленской области с предложением принять меры к обеспечению законодательства об охране культурного наследия в отношении вышеуказанного памятника истории и культуры.
- Сегодня область не в состоянии выделить необходимые средства на восстановление столь сложного инженерно-строительного объекта, - признается Ольга Чернова. - Но мы делаем все возможное: так, в 2011 в целях сохранения Церкви Сошествия Святого Духа Смоленский государственный музей-заповедник направит заявки в Министерство культуры РФ на финансирование ремонтно-восстановительных работ в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011г.г.)». Как хочется верить, что эта заявка будет рассмотрена и профинансирована!
Защитники Храма Святого Духа убеждены:
- Огромный вклад, который внесла княгиня Тенишева в культурную сокровищницу, составляет лучшие страницы в истории Смоленска. Ведь именно благодаря Талашкину, наш город в начале прошлого века стяжал славу культурного центра. Памятник, чьей судьбой сегодня обеспокоен весь мир, расположен всего в восемнадцати километрах от областного центра. Нельзя проводить географическую границу между бесценными объектами культурного наследия!
Интеллигенция Смоленска, мировая общественность призывают губернатора Смоленской области Сергея Антуфьева, а также Министерство культуры РФ сделать все от них зависящее по реставрации Храма Духа и рассмотреть возможность включения данного памятника архитектуры в число объектов, подлежащих финансированию в преддверии празднования 1150-летия Смоленска. Значимость восстановления Церкви Сошествия Святого Духа будет по достоинству оценена современниками и последующими поколениями.
Сохраним и преумножим?
На Съезде народных депутатов в 1989 году академик Дмитрий Лихачев сокрушенно заметил: «… о крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствует состояние памятников культуры и истории». Может быть, у новой России хватит сил на Воскресение Духа? Тем более что лозунг партии «Единая Россия» на последнем съезде прозвучал именно так: «сохраним и преумножим!» По мнению смолян, спасение этого храма является реальной возможностью воплотить красивые слова в жизнь. Н.К. Рерих утверждал, что все эпохи расцвета начинались с ренессанса культуры. История всех времен и народов служит тому подтверждением. Только обращение к истинной культуре способно вывести нашу страну из духовно-нравственного кризиса и вновь сделать Россию великой державой.
P.S. 16 апреля в Центральном выставочном зале «Манеж» (Санкт-Петербург) в рамках Международного выставочного проекта откроется экспозиция «Рериховский век», на которой впервые наследие семьи Рерихов будет представлено как целостное явление российской и мировой культуры силами свыше 60 музеев и научных учреждений России и зарубежья.
статьи на эту тему:
17.05.2023
ЛДМ: быть или не быть? // Архи.ру