Николай Малинин. Архитектура Москвы. 1989-2009. Путеводитель
информация:
-
где:
Россия. Москва
Архитектурного путеводителя по Москве долго не хватало. Но в 2006 году с дефицитом разобрались. В свет тогда вышел двуязычный гид Москвы 1920-1960. Сороколетнюю историю столичного зодчества - от башни В. Шухова до здания СЭВ М.Посохина – изложили архитектуроведы Броновицкие, Наталья и Анна...
Анонсируемое издание по всем приметам продолжает эту историю, разве что двадцать девять лет в ней опущены по умолчанию, обзор архитектурных достижений начат сразу с 1989 года. Надо думать, составителей не больно соблазнял анализ «унылого серого города, где по вечерам некуда пойти, зато по утрам у всех похмелье», «стекляшек» 1970-х, «мраморную слизь» райкомов 80-х, тем более, что потом-то все это за сравнительно короткий период «превратилось в полноценный мегаполис». Они уцепились за произошедшую метаморфозу вкупе с лужковскими башенками, деконструктивизмом и хай-теком как за более вкусную тему. (Кстати, стоит напомнить и о гиде по архитектуре Москвы и Московской области 1987-2007, три года назад выпущенным Ириной Коробьиной и Центром современной архитектуры).
Итак, доказательством продолжения серии служит, во-первых, схожий формат, во-вторых, художник книги, это всё тот же Иван Александров, ну и в третьих, прежним осталось издательство, разве что сменившее за этот срок название, из «Жирафа» превратившись в «Улей». А вот автор текста и составитель издания теперь иной, что в корне меняет дело, ибо архитектурный критик Николай Малинин никогда не ограничивается сухой констатацией факта. Ведь что обычно нужно для описания строения? Ну, план там, силуэт, объем, фасад, характер участка, колористическая, наконец, составляющая, и все. Малинин, полагаю, единственный критик, умеющий столь артистично интерпретировать дом, словно это и не дом вовсе, а явление природы или же мировая психологическая драма.
Предметом собственных рефлексий Николай избрал архитектуру, а если бы судьба распорядилась писательствовать ему в журнале, например, по медицине или сельскому хозяйству? О своем предмете он пишет так, что хочется тут же бежать по указанному адресу, и уже на месте проверить, возникают те же, или хотя бы сколько - нибудь похожие эмоции. Хотя, внезапные ассоциации и метафоры, которыми жонглирует критик, быть может, не сразу догонят ширнармассы. Вот, в связи с Рыбным рынком (архитектор Л.Казакова) на Пятницкой, ему припомнилась песенка группы «С.П.О.Р.Т», тут он сыпет цитатами из платоновских «Епифановских шлюзов», это к посольству Великобритании (архитекторы Ahrends, Burton, Koralek) на Смоленской набережной, а то, знаете ли, намекнет на киноленту «Гудбай, Ленин» в сравнении с развлекательным центром «Ибица» в Строгино А.Асадова. «Про один из домов», автор искренне сетует, «невозможно рассказать», то есть «подогнать литературу» - а это и есть один из признаков качества. «Самые интересные тексты случаются как раз про неудачные дома». А что это, спрашивается, за тексты? Собственно не что иное, как в разное время написанные Малининым очерки для периодики и сайта «Другая Москва» (