25.01.2010
Архнадзор, 25.01.2010

Хитровскую площадь нужно вернуть городу Москве

  • Наследие
фотографии с сайта www.archnadzor.ru фотографии с сайта www.archnadzor.ru

информация:

Новое строительство на территории Хитровской площади - объекта культурного наследия - запрещено федеральным и столичным законами о памятниках. Публикуем Заявление Общественного движения «Архнадзор».

Заявление

21 января 2010 г. на официальном сайте правительства Москвы опубликован текст распоряжения правительства Москвы № 929-рп от 14 мая 2009 года. Этим документом вносятся изменения в распоряжение правительства Москвы № 2722-рп от 30 декабря 2005 года «О строительстве здания Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования электромеханического колледжа N 55 по адресу: ул.Михалковская, вл.52 (Северный административный округ города Москвы)», которое разрешает ООО «Строительный трест «Донстрой» разработку предпроектной документации и строительство на заповедной Хитровской площади (Подколокольный пер., 11А) «бизнес-центра с развитой инфраструктурой общей площадью надземной части 25 тыс.кв.м с подземной автостоянкой». Одновременно распоряжением № 929-рп утверждается Акт разрешенного использования земельного участка от 14 июля 2008 г. N А-6011/98 для строительства указанного бизнес-центра.

22 января на официальном сайте Комитета по культурному наследию города Москвы (Москомнаследие)  появилось сообщение о том, что комитет направил мэру Москвы  Юрию Лужкову обращение о необходимости приостановить действие инвестиционного контракта с ООО «ДС Девелопмент» на территории бывшей Хитровской площади до утверждения градостроительного регламента и режимов использования земель в соответствие с действующим законодательством. В сообщении подчеркивается, что в октябре 2008 года Историко-культурный экспертный совет при Москомнаследии принял решение о присвоении территории «бывшей Хитровской площади» статуса достопримечательного места. Москомнаследие напоминает, что «размеры, пропорции и параметры объектов капитального строительства должны соответствовать установленным для застраиваемой территории градостроительным регламентам. (Архитектура сложившейся застройки района «Ивановская горка-Кулишки-Хитровка» представляет собой традиционно тип исторической застройки города с основной этажностью 2-3 этажа, а по заключенному инвестиционному проекту на месте техникума (Подколокольный пер., 11А, стр.1) предусмотрено 4-8 этажное здание)».

Приветствуя действия Москомнаследия по введению очередного строительного бизнес-проекта, осуществляемого с разрешения городских властей, в рамки закона, Общественное движение «Архнадзор» заявляет, что считает необходимым не приостановить действие инвестиционного контракта по строительству на Хитровской площади, а отменить его вовсе:

1. В 2008 году свыше 12 тысяч москвичей поставили свои подписи под обращением к мэру Москвы с просьбой не только поставить Хитровской площади под государственную охрану как архитектурный ансамбль, но и вернуть площади исторический облик, т.е. не застраивать участок построенного в центре площади в советские годы техникума.

2. В настоящее время, после сноса техникума, глазам москвичей предстала гармоничная периметральная застройка Хитровской площади, после 80-летнего перерыва вновь открылись исторические видовые панорамы на окрестные храмы и Кремль. Строительство нового здания в центре площади опять, как и в 1930-е годы, исказит ее облик и уничтожит пространственно-визуальные связи между объектами культурного наследия. Масштабные строительные работы и освоение подземного пространства на площади несут прямую угрозу сохранности объектов культурного наследия федерального и регионального значения по соседству: палатам Бутурлина, палатам Лопухиных-Кирьяковых, храму Трех Святителей на Кулишках.
Хитровская площадь – одна из немногих в Москве, сохранившая свой старинный облик до нынешнего дня. Это единственный в своём роде ансамбль городской торговой площади, сохранившей уникальный компекс построек XVII-XIX вв., обладающий значительным туристическим потенциалом. У городских властей есть все возможности не допустить ее нового уничтожения.

3. Действительно, часть 3 ст. 35 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гласит, что «требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места определяются... органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения».
Однако ст. 3 указанного Федерального закона определяет достопримечательное место как разновидность объекта культурного наследия.
В соответствии же с частью 2 ст. 35 указанного Федерального закона «проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения».
Прямой запрет на новое капитальное строительство на территории объектов культурного наследия установлен и действующим законом г, Москвы о памятниках истории и культуры.

Таким образом, для отмены инвестиционного контракта по строительству на Хитровской площади имеются юридические основания.

4. Общественное движение «Архнадзор» призывает правительство Москвы отменить этот инвестиционный контракт и пересмотреть распоряжения о его осуществлении и утверждении Акта разрешенного использования земельного участка на Хитровской площади. Затраты, понесенные инвестором на снос техникума и строительство нового здания для него, возможно компенсировать предоставлением ему земельного участка для строительства за пределами исторического центра Москвы. Хитровская площадь должна вновь стать площадью. Ее нужно вернуть городу, у которого ее похитили восемьдесят лет назад.

5. Признание столичными властями Хитровской площади объектом культурного наследия и разрешение ими же строительства нового бизнес-центра на ее территории -взаимоисключающие решения. Правительство Москвы должно сделать выбор: встать на сторону закона, поддержать многолетние усилия общественности и органов охраны памятников по сохранению старинной площади – либо санкционировать ее фактическое повторное уничтожение.

Координационный Совет «Архнадзора»
25 января 2010 года

Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему:

статьи на эту тему: