Хани Рашид - Асимптота на Арх Москве 2006
- Иностранцы в России Архитектура
- Объект
информация:
-
где:
Россия -
архитектор:
Хани Рашид -
мастерская:
Asymptote -
событие:
Арх Москва 2006; Хани Рашид. Лекция в рамках цикла CREDO «Elegance». (Арх Москва 2006)
4 июня на Арх Москве выступил Хани Рашид, один из известных и старейших лидеров т.н. дигитальной, т.е. комьютеризированной, архитектуры. За путями воплощения недостижимого наблюдала Анастасия Сырова, Архи.ру
Асимптота(Asymptote)– это математический термин, означающий прямую, к которой бесконечно стремится, но не может приблизиться кривая гиперболы. То есть, по определению она недостижима. А недостижимую цель каждый понимает по-своему. По словам Хани Рашида, применительно к его деятельности асимптота – это точка, в которой предельно сближаются физическое и виртуальное пространство. Это архитектура XXI века, когда виртуальный мир не просто существует параллельно реальности, а активно в нее проникает.
Деятельность группы Asymptote принято связывать с понятием нелинейная архитектура. Активно осваивая новые понятия и категории, Асимптота занимается созданием очень особенного типа реальности. Асимптота работает с дигитальными (digital, цифровыми) технологиями, используя для архитектурного проектирования, например, программное обеспечение для моделирования автомобилей, и др. В этом случае машина, человеческое тело и архитектура изначально имеют общую форму, которая беспрерывно трансформируется от одного к другому.
Архитекторов прежде всего интересует структура движения тела в 3-d модели и исследование возможных вариантов его изменения. Из этого компьютерного изучения чувственности тела и вырастают архитектурные образы, при этом приоритет отдается не новым формам, а новым типам и возможностям пространства.
Асимптота создает как виртуальную, так и вполне реальную архитектуру. Виртуальным примером их деятельности может служить проект Музея Гуггенхайма в Интернете (который пока, уже более трех лет, все еще находится в стадии разработки). Из осуществленных проектов, упомянутых Хани Рашидом, можно отметить музей Мерседес-Бенц в Стокгольме, выставочный комплекс Фольксваген, оформление старых частей городов Мексики и Малайзии. Однако и в построенных зданиях главным формальным свойством остается бесконечная текучесть, трансформируемость, активное взаимодействие форм друг на друга и на зрителя.
Вообще, тема жидкости и ее свойств нередко встречается в рефлексиях на тему современного искусства. Известно, что в современном мире многое, в том числе человеческая речь и тело, легко подвергаются трансформации; не отстает и архитектура. В пространстве, где нет жестко очерченных стен и пола, человек ощущает себя зыбко и нестабильно; окружающая его форма постоянно меняется и изнутри, и снаружи. Не стоит, однако воспринимать этот процесс негативно; происходящий в современном мире тотальный процесс стирания границ и разрушения стереотипов разумнее считать фактом.
Кроме того, бесконечные трансформации жидкости воспринимаются как наглядный образ частицы информационного пространства. Жидкость – один из удачных образов такого нематериального явления, как информация. Подобное истолкование представляется вполне уместным в контексте деятельности Асимптоты, работающей с информационными, компьютерными технологиями. Пластичность нелинейных объемов также может быть истолкована как следствие восприятия архитектурного тела как прототипа и продолжения тела человеческого, в этом смысле Асимптота – это новейшая вариация на тему гуманизации искусства.