Владимир Паперный. МОС-АНДЖЕЛЕС-2
информация:
-
где:
Россия. Москва
Говорим «Паперный», подразумеваем «Культуру Два». Его диссертацию о сталинской архитектуре, переросшую в книгу, впервые по - русски в 1985 году издал мичиганский «ARDIS», она же и прославила автора, к тому времени уже эмигрировавшего в США...
Один критик в частном разговоре о Паперном недавно заметил: «А что вообще можно еще сделать после такой книги?» После такой книги, оказавшись в Лос-Анджелесе, знаток инструмента структуралистской методологии занялся графическим дизайном, сперва в качестве арт-директора отдела рекламы в одной американской корпорации, затем как владелец студии под названием «VPA». Всеядность Паперного дала повод покойному Александру Чудакову сравнивать его со Львом Толстым. Миновали годы адаптации в знойной Калифорнии в окрестностях Голливуда, да и у нас тут все слегка поменилось. РГГУ спустя 20 лет после написания упомянутой диссертации присудил-таки соискателю ученую степень кандидата наук.
Студия «VPA» сегодня специализируется на производстве документальных фильмов. Владимир (а для своих просто Вадик) Паперный нашел себя в жанре «Разговора», вслед за Соломоном Волковым, с которым, кстати, тоже встретился и «поговорил». Доверительные беседы с бывшими соотечественниками, к примеру, Ильей Кабаковым, Комаром и Меламидом, Александром Косолаповым, Юрием Купером, Зиновием Зинником, а также звездами мирового экрана вроде Милы Йовович и Шерон Стоун, или с Ричардом Майером, потом превращаются в фильмы и остаются в виде виртуозных эссе. Одновременно в России возникла острая необходимость в Паперном-критике, его мнении как эксперта по дизайну, архитектуре, столкновению двух культур. Не говоря уже о частоте цитирования положений из «Культуры Два» в нынешней литературе (на сегодняшний день издательство НЛО уже дважды переиздало этот культовый труд). Архитектурная общественность принимает Паперного как дорогого гостя, когда тот наведывается в Москву, спеша явить то, во что она, Москва, превратилась за время его отсутствия. Свои впечатления гость вносит в очерки. Сегодня они на редкость востребованы российским глянцем и профессиональной архитектурной прессой. В соединении энциклопедических знаний с простотой изложения, в умении говорить смешно о серьезном и наоборот заключена их особая прелесть.
Абсолютно естественно, что в какой-то момент у автора должно было возникнуть желание собрать под одной обложкой всю эту интеллектуальную собственность и издать. «Первая серия», «Мос-Анджелес-1» появился в 2004 году. Это был сборник, главная тема которого, Америка глазами москвича и Москва глазами жителя Америки. Тексты все же написаны больше москвичом, «ибо выражение «бывший москвич» столь же абсурдно, как, скажем, «бывший пудель». Паперный рассуждал о лужковской архитектуре, об отношении в Штатах к неграм и еще о многом. Пять лет спустя в свет вышел сиквел, «Мос-Анджелес-2», что тоже абсолютно естественно. Надо ли говорить, что культурные круги его ждали.
За отчетный период Паперный успел опубликовать еще статей, повстречаться еще с интересными знаменитостями, да и просто захотелось развить какие-то темы, заявленные в первой книге. К примеру, сюжет, о том, как хлопотал о реставрации инсталляции Комара и Меламида в здании компании «Магваер» и утонул в абсурде американской бюрократии, о том сколь загадочна улыбка Кабакова и сколь непостижим коллегами его успех на художественном рынке. Помимо эссе Паперный поместил в новую книгу свои старые рассказы 1972 -1973 гг. И это уже настоящая литература. Паперный владеет словом так легко и тонко, его речь столь метка и самоиронична, что он запросто стал бы модным прозаиком, чьим книгам, уверена, нашлось бы место не только в элитарных книжных магазинах, но даже и на развалах у метро. Любовь широкого читателя гарантирована. Но Паперный не суетлив по природе, как видно, ему довольно узкого круга посвященных. У него уже есть Книга.
Владимир Паперный. МОС-АНДЖЕЛЕС-2. Москва, НЛО, 2009