Открылся сайт архитектурной группы "Дети Иофана"
- Архитектура
- Объект
информация:
-
где:
Россия. Москва -
архитектор:
Борис Кондаков; Степан Липгарт -
мастерская:
Дети Иофана -
событие:
Выставка «Вперед, в Тридцатые!»
Совсем недавно архитектурная группа Дети Иофана открыла свою страничку в интернете. На сайте «Дети» вывесили свои конкурсные проекты, фотографии инсталляций, тексты обозначающие идеалы и стремления, поясняющие цели деятельности группы.
Приглашаем всех на www.detiiofana.ru!
Группа «Дети Иофана» была создана Степаном Липгартом и Борисом Кондаковым в 2006 году для участия в архитектурном фестивале «Город Детства», название мыслилось одноразовым, но потом оно укоренилось, а совместная работа продолжилась на последующих фестивалях и различных конкурсах.
Прошлой осенью «Дети» среди главных участников выступили в Музее Архитектуры имени А. В. Щусева с выставкой «Вперед в 30-е!». Прошедшая в ноябре 2008 года выставка вызвала немало споров и нареканий относительно политической подоплеки и этичности названия «Вперед в 30-е!» и даже всего творчества Детей Иофана. Это событие стало вехой в развитии группы, теперь «Дети» сделали сайт: они молоды, перспективны, видят свою архитектуру, свой стиль все более определённо. Это творчество не прямых заимствований, а пропущенные через собственное видение образы современной молодой архитектуры, заявляющее свои позиции на архитектурной арене.
Тем интереснее открытие нового сайта группы, ибо помимо графических материалов здесь, в разделе «Тексты» представлены ответы на многочисленные вопросы относительно взглядов и устремлений «Детей». В своих текстах группа пытается обозначить собственную нишу в современной архитектуре, рассказать, что движет ими, как развивается их творчество.
О том, каково это «заявить своё я» в архитектуре, Степана Липгарта спросила Мария Седова.
- Вы пишите в своих текстах о положительных сторонах некоторых современных тенденций, как экологичность, антропоморфность, при этом вы декларативно отрицаете правильность общего направления развития сегодняшнего искусства. Где тот рубеж, на котором заканчивается ваш протест и начинается восприятие современных тенденций?
Нам сложно обозначить достаточно четкую границу протеста, лучше, наверное, сказать чего мы хотим.
Мы хотим, что бы человек – единственный заказчик и пользователь наших зданий, улиц и городов был вовлечен в создаваемую для него среду. Что бы архитектура вызывала у него десятки ассоциаций, аллюзий, эмоций, что бы ему захотелось высоко поднять голову и испытать радость от того, что все это создано им подобным и для него. Что бы архитектура одухотворила его, может быть подарила ему мгновения счастья, заставила пожелать полететь, побежать или наоборот встать, как вкопанному и созерцать, ощущать мощь и силу произведений архитектуры. Что бы сила эта не давила и не разрушала человека, а, напротив, возвышала, проникала внутрь него, утверждала…
Собственно протест Детей Иофана не заключается в походе на некую абстрактную «современность», на современные технологии, выразительный язык, может быть даже на изобразительный язык или тектонику современных материалов. Мы ощущаем связь с сегодняшней эпохой. Но мы не желаем прагматичного искусства, выхолощенного, отстраненного, зацикленного на возможностях компьютеров или строительной технологии, оторванной от человека.
- Нет ли опасности в компромиссах с современностью. Насколько крепки вы в вашем противостоянии мейнстриму?
Мы – крепки! Мы стоим на прочной базе. Наш интерес – стиль 1930-х основан на двух очень крупных «китах». Первый - авангард 1920-х годов – время, если можно сказать «большого взрыва» в искусстве. Нам казалось когда-то, что все уже давно исчерпано, все открыто в авангардном искусстве. Но ведь, на самом деле – 20-е – это грандиозная база для развития нового, для продолжения десятков начинаний. Там столько нереализованного, неоткрытого, недосказанного, забытого, неоконченного. Мы, например, все слышали про рационализм и супрематизм, но как же удивительно, что после 1937 года никто всерьез и последовательно не пытался развивать методы этих концепций, а тем более синтезировать их с чем либо. Например, с ордерной архитектурой – вторым «китом» нашего творчества. Ордер – непреходящее в зодческом искусстве человечества, он не умирает вот уже третье тысячелетие. И, думается, не умрет никогда, ибо, по-видимому, природа ордера глубоко гумманистична – естественна, родственна человеческому организму.
Однако, не стоит думать, что мы замыкаемся в прошлом, Детям Иофана, как уже было сказано, близки некоторые черты современности. Мы желаем воспринять все самые светлые идеи современного человечества, такие как энергоэффективная архитектура, экологичность. Но мы видим все эти концепции в тесном содружестве, неотрывно от того искусства, которое считаем правильным. Мы хотим, что бы современные инженерные, технические социальные идеи не подменяли, не заменяли, не вытесняли из зодчества мысли о гармонизации пространства, сомасштабности ее человеку, изобразительной тектонике, синтезе искусств, всем том, что делает человека сопричастным архитектуре, том, что одухотворяет, романтизирует, украшает человеческую жизнь.