RSS
10.03.2004

Самодостаточность как признак деловой архитектуры

  • Архитектура
  • Объект
Административный комплекс с подземной автостоянкой по ул.Долгоруковская в Москве. Проект 2002 г.
Архит. Д.В.Александров, В.А.Еремеева, компьютерная графика П.Б.Курицын. Административный комплекс с подземной автостоянкой по ул.Долгоруковская в Москве. Проект 2002 г. Архит. Д.В.Александров, В.А.Еремеева, компьютерная графика П.Б.Курицын.

информация:

  • где:
    Россия
  • архитектор:
    Дмитрий Александров
  • мастерская:
    Александров и партнеры

Офисные здания от мастерской «Александров и партнеры»

Административные здания исторически характеризовались внешней сдержанностью. К римеру, казенные присутственные места обыкновенно выстраивались вокруг плаца. Их внешность была по-солдатски строгой, украшенной кокардой парадного входа. Внутри же размеренным строем сопровождали посетителя в бесконечных коридорах одинаковые двери разных служб и ведомств.

Многочисленные административные учреждения при Петре I объединились понятием «конторы» (франц. comptoir, от compte - счет). Изначально так называли комнату для письмоводства купца, затем отделения, открываемые купцами или торговыми компаниями в чужих странах. В России существовали конторы: адресов, Государственного Банка, герольдмейстерская, егермейстерская, камерная,
канцелярии конфискации, конюшенная, медицинская, межевая, новокрещенская,
нотариальная, печатная, почтово-телеграфная, раскольническая, рекетмейстерская, розыскных дел, сенатская, синодальные, соляная, тайной канцелярии, удельные, ярмарочные и др. Из частных торговых предприятий название контор было
присвоено некоторым банкирским и комиссионерским заведениям, открываемым частными лицами для исполнения поручений по купле и продаже, по займу
капиталов, найму домов и поиску людей на частные должности и службу. Нарастающая коммерческая деятельность требовала соответствующих построек для
своего размещения. Но в чем можно было найти архитектурное соответствие
столь разнообразным учреждениям? Либо – в том же казенном равнодушии, либо – в нарочитой свободе композиции и декоративного оформления.
Капитализм в конце XIX века дал конторской архитектуре эту свободу (с помощью
удачно подоспевшего модерна). Деловые производства получили просторные
здания с огромными окнами, асимметрией фасадов, живой пластикой карнизов и
оконных обрамлений. Число деловых зданий множилось вслед за развитием конторских учреждений. В облике иных капиталистических построек проглянула и
конкуренция, старающаяся выглядеть не так, как все. Уважающие себя фирмы
стремились придать своему зданию подобающую оригинальную внешность.
Во времена советской типологизации конторы - постройки «административно-хозяйственных учреждений, кооперативных и общественных организаций» - занимали промежуточное положение между зданиями государственных структур различных уровней и корпусами проектных институтов. И если сооружения госучреждений должны были составлять «основу пространственной организации главных городских площадей», то преимущественно типовые – совсем уже стандартные –
конторы рекомендовалось размещать в составе научно-технических комплексов и
общественных центров промышленных районов, не располагающих к творческому
волнению. На каждую контору полагалось 0,1-0,3 га земли не считая автостоянок.
На Западе индивидуальные особенности, проявления брендов чаще всего
имеют представительства известных промышленных фирм. Стремление закрепить свое экономическое лидерство сказалось и на архитектурном облике
ряда отечественных контор послеперестроечного периода. Одновременно
московское пространство стремительно насыщалось многочисленными офисами-призраками, лишенными особых примет. Зачастую они и располагались совсем «скрытно» - в приспособленных помещениях гостиниц, первых
этажах жилых домов, бывших детских садах, клубах, «ящиках» оборонных
институтов. В последнее же время офисы для сдачи в аренду – в составе многофункциональных комплексов, а также в специализированных зданиях –
стали весьма распространенным заказом для архитекторов.
Есть ли у этой архитектуры, при анонимности арендатора, стремление к волнующим, нестандартным решениям? Насколько они очевидны? Существует ли
альтернатива внутренне и внешне равнодушно-универсальным зданиям-этажеркам, вырастающим порой до размера небоскребов (при избыточной художественной активности адресных сооружений отдельных фирм)? Проекты
офисных зданий мастерской «Александров и партнеры» дают некоторые ответы на эти вопросы. Представленные «средне"крупные» объекты общей площадью от 5 до 30 тысяч м2 и площадью участков от 0,1 до 0,5 га расположены
в центральной части Москвы, имеют достаточно сложное объемно-пространственное решение и универсальную функциональную структуру.
Если говорить об архитектурных образах, то в рассмотренных объектах они
имеют встречный, успокаивающий характер по отношению к окружающей
среде. Это, безусловно, результат художественно и технически обоснованных, взвешенных авторских усилий.
Комплекс на Большой Дмитровке внешне воспринимается своеобразными
«перфокартами», заархивированными внутри квартала. Одновременно такая
неиерархическая ступенчатость придает комплексу архитектурной демократичности и непосредственности. Впрочем, каким еще можно быть в тесной щели
между несносимыми историческими строениями? В единственно возможном
для уличного обзора месте, над курдонером усадьбы по Дмитровскому переулку, новый комплекс выставляет напоказ нейтральный трехэтажный витраж остекления, исчезая за ним окончательно.
Комплекс на Мясницкой – то же подобие уступов"стеллажей – со стороны дворового фасада. Однако здание выходит на улицу и, наверное, поэтому выглядит
респектабельнее предыдущего. Есть и иерархия. По вертикали – в «отрыве»
верхних остекленных этажей с перголами и по горизонтали – в главенствующем
опять же стеклянном закруглении парадного угла с высокими колоннами (правда, вход, избегая этой парадности, скромно отходит в сторонку).
Контора на Большой Спасской попала в крупномасштабное окружение и, наверное, поэтому выбрала яркий цветовой облик. Здесь уже сильнее проявляется желание показать или отстоять себя в престижном, хотя и с принижающими инсоляционными ограничениями, месте. Впрочем, клетчатая фактура
фасадов, похоже, охотно подчиняется старым правилам соседствующего панельного домостроения с его стандартными оконными проемами и метрическим (поэтажным и покомнатным) шагом.
Деловая архитектура может волноваться, но она пытается сдерживать свое волнение. Например, вместо того чтобы воспринять и продолжить композиционные или художественные волны окружающей застройки, подобный объект напускает на себя внешнее спокойствие, заявляя о своей независимости. Что такое
архитектурная самодостаточность – свойство, близкое к обособленности? Или
самодостаточным можно назвать здание, ничем не связанное с окружением,
способное сохранить свои качества в любой среде, либо вне нее. Но в таком
случае самодостаточный объект может показаться лишним для конкретного окружения, сложившейся застройки.
В рассмотренных примерах, скажем, динамичностью композиции, авторы административных комплексов стремятся перенести драматизм окружения, конфликт разных типов окружающих зданий в проектируемый объект и творчески успокоить его. В результате архитектурные комплексы строятся из нескольких
объемов, противопоставляемых по высоте, протяженности, направлению, но
сближенных по характеристикам – уравновешенных.
Сложившаяся застройка, в которой проектирует офисные комплексы мастерская
«Александров и партнеры», стимулирует поиск образа. Главный же итог этого
поиска – продуманная невозмутимость опосредованно сложного облика деловой архитектуры (видимо, это и есть декларируемая авторами архитектурная
самодостаточность). Именно она позволяет, избегая пресловутой казенности
облика или избыточной живописности, обеспечить уравновешенное пребывание среди изменчивой - внутренней и внешней - городской жизни.
Административный комплекс с подземной автостоянкой по ул.Б.Спасская в Москве. Проект 2003 г.,
строительство 2004 г. Архит. Д.В.Александров, Н.Б.Усанова, компьютерная графика А.М.Скрябина, Р.А.Грушин.
Административный комплекс с подземной автостоянкой по ул.Б.Спасская в Москве. Проект 2003 г., строительство 2004 г. Архит. Д.В.Александров, Н.Б.Усанова, компьютерная графика А.М.Скрябина, Р.А.Грушин.
Административный комплекс с подземной автостоянкой по ул.Мясницкая в Москве.
Проект 200352004 гг., строительство 200352004 гг.
Архит. Д.В.Александров, Г.Ф.Кочетков, М.С.Корначева
Административный комплекс с подземной автостоянкой по ул.Мясницкая в Москве. Проект 200352004 гг., строительство 200352004 гг. Архит. Д.В.Александров, Г.Ф.Кочетков, М.С.Корначева
Комментарии
comments powered by HyperComments